Урок русской литературы в 9 классе
Мы дышим все единым чувством: диалог культур классических поэтических произведений
Цель: развивая способности образного восприятия
классических произведений поэзии, расширить знания
учащихся по страноведению.
Задачи:
- выявить общие слова, которые использовали в своих
стихах поэты - классики
- провести аукцион по выявлению количества знаний текстов
наизусть произведений поэтов – классиков, в качестве
приза - портрет поэта, выполненный самими учащимися
- написать эссе «Созвучие тем в лирике поэтов - классиков».
- учить создавать картинный план к понравившемуся
фрагменту произведения, защита творческих работ (работа
в группах).
- определение статического и динамического портрета
лирического героя в произведениях классиков.
Оборудование:
Физическая карта мира.
Жетоны для фиксирования верных ответов.
Портреты поэтов, выполненные самими учащимися.
Бумага, маркеры. Сборники произведений поэтов.
Методы и формы: Вступительное слово учителя о разной духовной культуре России, Казахстана, Германии, Англии.
Сообщения учащихся – дополнительные сведения.
Проведение работы со словом диалог – этимология, значение, частотность употребления.
Проведение викторины на знание истории, географии, лексики, состава языка России, Казахстана, Германии, Англии.
Проведение аукциона знаний текстов.
Эссе «Созвучье тем в лирике поэтов - классиков».
Творческая работа в группах по созданию картинного плана к понравившимся произведениям.
Защита работ.
Поисковая работа – определение статического и динамического портрета лирического героя – по вариантам.
Игра «Кто больше и быстрее?»
Продолжаем сочинять: написать стихотворение конкретного жанра по теме урока.
Индивидуальная работа.
Страноведческая игра - викторина:
1-й блок «География».
Верно ли, что Лермонтов родился на берегах Рейна? (нет)
Верно ли, что Магжан опередил в своих стихах время и
Верно ли, что Байрон – сын Шотландии? (да)
…,что Гёте – великий драматург? (да)
2-й блок «Литературоведение».
1.Верно ли, что в своём творчестве Лермонтов использовал УНТ? (да)
2. …,что в творчестве Магжана «звучит голос природы – живого действующего лица»?
3. …, что Байрон носил на себе «печать бледного юноши с печальными глазами»? (да)
4 ….,что Гёте подражал творчеству Лермонтова? (нет)
3-й блок «Гражданское право».
Верно ли, что Лермонтов являлся лидером в среде декабристов? (нет)
…, что Магжан всегда был участником , действующим лицом политических процессов в стране? (да)
…, что Байрон всегда был на стороне тех, кто вел оборонительную войну, защищал свободу отечества? (да)
…,что Гёте был сторонником публичных выступлений против насилия? (нет)
Рефлексия урока.
Домашнее задание: Сообщения индивидуального характера: «Критики о поэтах – классиках».
Тема 5: Таким я вижу моего героя (выявление авторской
точки зрения на образ своего героя).
Цель: раскрыть учащимся авторское мастерство в изображении своего лирического героя.
Задачи:
- учить видеть талант автора в использовании различных
литературно - художественных средств в изображении
характера героя
- помочь выявить литературно - художественные средства
изображения героя у каждого автора - классика
- учить видеть детали портрета героя
- направить внимание учащихся на поиски авторского
отношения к своему герою
- помочь увидеть автора через образ героя
- способствовать формированию чувства патриотизма.
Методы и формы: творческая мастерская.
Защита работ. Эта форма работы проводится в виде игры с кубиком: учащиеся встают в круг. Перед каждой группой на полу или столе лежит лист бумаги с названием темы этой группы. Учитель бросает кубик. На название какой темы упадёт кубик, её группа и защищает посредством рисунка или кластера.
Работа в группах.
1группа. Найти примеры литературных тропов в предложенных лирических произведениях. Защита работы.
2 группа. Подготовить презентацию «Портрет героя. Детали портрета».
3 группа. Цветовая палитра образа героя (дисперсия литературного образа).
4 группа. Образ героя в критических статьях.
5 группа. Авторское видение героя (сравнительный анализ).
6 группа. «И лучших черт увидеть отраженье»
Презентация групповых работ.
Выразительное чтение одного произведения (читает признанный лучшим чтецом в группе)
Определение лучших работ по критериям:
- наглядность, красочность
- читаемость
- научность
- доступность
- оригинальность.
Рефлексия в форме письменного отзыва (кратко).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.