Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "
Оценка 4.7

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
30.09.2017
Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "
Задачи. Образовательные: Показать учащимся, что вода – уникальное природное соединение, активная среда жизни. Подвести учащихся к оценке роли воды в жизни растений, животных и человека. Познакомить учащихся с понятием жесткость воды, способами ее смягчения; показать необходимость устранения жесткости в промышленности и быту. развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих функций неполноценного зрения; воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека. Оборудование: спиртовка, держатель для прибора, пробирки, Реактивы: нитрат кальция Са(NO3)2, хлорид кальция CaCl2, гидрокарбонат кальция Cа (HCO3)2, карбонат натрия Na2CO3, сульфат магния MgSO4, сульфат кальция CaSO4, гидроксид кальция CA(OH)2, гидрокарбонат кальция Ca(HCO3)2, мыло.Задачи. Образовательные: Показать учащимся, что вода – уникальное природное соединение, активная среда жизни. Подвести учащихся к оценке роли воды в жизни растений, животных и человека. Познакомить учащихся с понятием жесткость воды, способами ее смягчения; показать необходимость устранения жесткости в промышленности и быту. развивающая: отработка умений фиксации взора, ориентации в определенном перцептивном поле, развитие и совершенствование прослеживающих и констатирующих функций неполноценного зрения; воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к природным богатствам, экологически грамотное поведение в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека. Оборудование: спиртовка, держатель для прибора, пробирки, Реактивы: нитрат кальция Са(NO3)2, хлорид кальция CaCl2, гидрокарбонат кальция Cа (HCO3)2, карбонат натрия Na2CO3, сульфат магния MgSO4, сульфат кальция CaSO4, гидроксид кальция CA(OH)2, гидрокарбонат кальция Ca(HCO3)2, мыло.
конспект 35.doc
Тема: Понятие о жесткости воды и способах их устранения. Биологическая роль кальция.  Генетическая связь соединения кальция. Цель:  Изучить жесткость воды, ее виды  и способы устранения. Задачи. Образовательные:  Показать   учащимся,   что   вода   –   уникальное   природное   соединение, активная среда           жизни. Подвести  учащихся к оценке роли  воды  в жизни растений, животных и человека. Познакомить учащихся с понятием жесткость воды,  способами ее смягчения; показать необходимость устранения жесткости в промышленности и быту. развивающая:  отработка   умений   фиксации   взора,   ориентации   в   определенном перцептивном поле, развитие и совершенствование  прослеживающих  и констатирующих функций неполноценного зрения; воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к природным   богатствам,   экологически   грамотное   поведение   в   природе   и   обществе   как социально и личностно значимого компонента образованности человека. Оборудование:  спиртовка, держатель для прибора, пробирки,  Реактивы: нитрат кальция Са(NO3)2, хлорид кальция  CaCl2, гидрокарбонат кальция    Cа (HCO3)2, карбонат натрия  Na2CO3, сульфат магния  MgSO4, сульфат кальция  CaSO4, гидроксид кальция CA(OH)2, гидрокарбонат кальция Ca(HCO3)2, мыло. Ход работы: Вступительное слово учителя.  Мы сегодня с вами поговорим о воде. Вода – вещество, казалось бы, обыкновенное и хорошо нам известное, тем более что мы рассматривали тему на уроках химии. В   сказаниях   народов   Древнего   Востока   вода   признавалась   первоисточником   всего существующего. V1в. до н.э. древнегреческий  философ сказал: «Первое начало и сущность всего – вода». Вода – эффективное топливо будущего. Прослушайте рассказ Ж.Верна ­ Какое топливо заменит уголь? ­ Вода – ответил инженер. ­  Вода?   –   переспросил   Пеккроф   –  Вода   будет   гореть   в  топках   паровозов,  вода   будет нагревать воду? ­  Да  это  будет  делаться  при   помощи   электричества,  которое  в  руках   человека   станет могучей силой, ибо все великие открытия следуют друг за другом и дополняют друг друга. ­ Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо,­ ответил инженер. В глубинных слоях Земли воды содержится больше чем на поверхности. Вода содержится в организмах животных и растений Млекопитающие – 70% состоят из воды, рыбы на 80%, водоросли на 90%. Высокое % содержание в клетке – необходимое условие жизнедеятельности. Вода – источник питания для растений и Леонардо да Винчи воду   назовет   «соком   жизни».   В   организме   постоянно   происходит   обновление   волы, например кактус обновляет воду полностью через 28 лет, черепаха­ через 1 год, верблюд – через3 месяца, человек – через 1 месяц. Без воды человек погибнет через 3 дня, без пищи 30­50 дней ­ нет регуляции температуры тела ­ нет транспортной работы крови Работа с таблицей. Рассмотрим, какое количество воды содержится в органах человека. Содержание воды в организме человека: Орган Спинной мозг Почки Сердце Легкие Мышцы Кожа Печень Скелет Зубная эмаль Плазма крови % 74 82 79 79 75 72 70                                           40     0,2 92 Беседа с учениками.  Природная вода не может быть химически чистой, т.к. содержит много примесей. Одно из качеств воды из­за содержания примесей – жесткость. В воде присутствуют Мg2+ и Ca2+, именно их содержанием и обусловлена жесткость воды. Жесткость – качество воды, зависит от содержания солей кальция и магния. Виды жесткости:                      Концентрация ионов Mg2+            Ca2+ 1. Мягкая                                   50 мл/г                               80 мл/г 2. Средняя 3. Жесткая                100­50 мл/г                         80­160 мл/г                160­240 мл/г                       100­200 мл/г Жесткая вода отличается некоторыми особенностями: 1. Медленно размораживаются овощи, мясо 2. При   мытье и стирке плохо взбивается пена, мыло плохо мылится и образуются частицы   нерастворимого   белого   цвета,   которые   оседают   на   поверхности   волос, тканей.  Как объяснить Мыло – это соли натрия или калия  и органических кислот. При попадании мыла в жидкие вещества происходит реакция обмена. Образуются нерастворимые   соли   кальция   и   магния,   которые   осаждаются   на   поверхности загрязненного предмета. По этой причине расходуется много мыла.   Подтвердим опытом: ОПЫТЫ:  Приготовление очень жесткой воды: 1. Путем растворения в воде гипса или соли. 2. Получение   мыльной   пены   при   перемешивании   раствора   мыла   в дистиллированной  воде. 3. Устранение   жесткости.   К   жесткой   воде   добавим   раствор   мыла   при помешивании образуется хлопьевидный осадок ( нерастворимые соли кальция и магния), а пена не образуется. Запишите вывод. Виды жесткой воды: 1. карбонатная или временная – обусловлена присутствием гидрокарбоната магния или кальция. 2. некарбонатная или постоянная – обусловлена присутствием сульфата кальция и хлорида магния. СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: 1. Карбонатная жесткость воды А) кипячением Ca(HCO3)2              CaCO3    + H2O+CO2      Mg(HCO3)2             MgCO3   + H2O+CO2 Б) действие известкового молока или соды Ca(HCO3)2 + Na2CO3        CaCO3  + 2NaHCO3 Mg(HCO3)2 + Na2CO3         MgCO3  + 2NаHCO3 2.Некарбонатная жесткость воды: А) действием соды CaSO4 + Na2CO3             Na2SO4 + CaCO3 MgCl2  + Na2CO3             MgCO3    + 2NaCl При использовании жесткой воды котлы покрываются накипью, которую имеют плохую теплопроводимость, а следовательно, плохо нагревают воду. Закрепление: Работа с активным раздаточным материалом « Жесткость воды» Беседа с учениками. 1.Для   смягчения   воды   иногда   применяют   фосфат   натрия.   На   чем   основано   это применение? 2. Как доказать, что накипь содержит карбонаты? 3. К каким водам относится ключевая и дождевая вода. Почему ключевая вода имеет вкус, а дождевая нет? Заключение. Всем спасибо за работу. До свидания.

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "

Урок с использованием активного раздаточного материала на тему "Понятие о жесткости воды и способах их устранения. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2017