Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса. Срок изучения 34 учебных часа. Программа рассчитана на учащихся проявляющих интерес к предмету, с целью развития навыка практического использования знаний и умения применять их для решения стандартных и нестандартных задач. Является хорошим подспорьем для качественной подготовки к итоговой аттестации. В основе изучения деятельностный подходдокумент с рабочей программой элективного курса
химия в задачах.doc
Курс учебной практики
"ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ"
9 КЛАСС 2017-2018
УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель химии:
Степаненко В.А.
МАОУ СОШ9 Краснотурьинск 2017
Пояснительная записка Понимание предмета на уровне решения теоретических – расчетных и практических
экспериментальных задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из
приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии. В обучении химии, изучение теоретического материала должно
сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе
существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает
дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным
представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Детальное изучение основ
химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение расчетных задач помогает не только усвоить но и присвоить знания, развивает
навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов,
теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет
устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить
логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из
показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного
материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов
общеобразовательных школ, рассчитана на 34 часа и является очень хорошим рычагом для
подготовки к ОГЭ по химии. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит
восполнить пробелы в знаниях учащихся.
Элективный курс выполняет следующие функции:
расширяет содержание курса химии.
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить
дополнительную подготовку;
позволяет школьникам подготовиться к сдаче ОГЭ по химии.
Цели курса:
конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и
добросовестности;
развитие учебнокоммуникативных умений.
Задачи:
совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
решение расчетных задач повышенной сложности. «Химия в задачах» 9 класс (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
Учебнотематический план
№
п/п Тема
Знать/уметь
1
Задачи это…... Способы решения задач.
Атомная и молекулярная массы. Определение
состава вещества . Решение задач на
нахождение массовых долей элементов в
веществе.
Атомная и молекулярная массы.
Оформлять задачи, применять систему
СИ, производить расчеты по уравнениям
х.р. Определять: массовые доли атомов
элементов;
23
Задачи на составление формулы вещества
нахождение неизвестного индекса по данным
массовой доли одного из элементов в веществе
Определять: формулу вещества:
а) на основании массовых долей атомов
элементов;
45
Задачи на нахождение молекулярных формул
неорганических веществ по данным массовых
долей элементов.
Определять: формулу вещества:
а) на основании массовых долей атомов
элементов;
Уметь: Составлять структурную формулу
по молекулярной.
Задачи с использованием количества вещества
при нахождении объёма газов, числа молекул и
массы вещества
химические понятия: моль, молярная
масса, число Авогадро
Уметь: вычислять: молярную массу,
количество вещества, молярный объем.
Задачи с использованием плотности и
относительной плотности газов.
Закон Авогадро, плотность, плотность
газа, относительная плотность газа
Задачи на газовые законы (законы Бойля –
Мариотта и Гей– Люссака и уравнение
Менделеева Клайперона).
Количество вещества, молярная масса,
молярный объем, универсальная газовая
постоянная, законы Бойля – Мариотта и
Гей– Люссака и уравнение Менделеева –
Клайперона)
Вычисления с использованием закона Авогадро
и следствий из закона.
Количество вещества, молярная масса,
молярный объем, Закон Авогадро,
постоянная Авогадро
Задачи на нахождение массовых долей
растворённых веществ в растворах
вычислять: массовую долю вещества в
растворе, раствор, растворимость
6
7
8
9
10
11
12
Задачи на нахождение молярной концентрации Количество вещества, молярная масса, растворов
молярная концентрация растворов
13
Задачи на использование в качестве
растворённого вещества кристаллогидратов
Количество вещества, молярная масса,
массовая доля вещества в растворе
14
Задачи на концентрирование, разбавление и
смешивание растворов веществ, между
которыми не происходят реакции
массовая доля вещества в растворе,
физический и алгебраический методы
вычисления, правило смешивания
(«правило креста»)
15
16
Задачи по уравнениям реакций
17
Задачи с использованием ОВР.
химическая реакция, классификация
реакций, закон сохранения массы веществ,
вычислять: количество вещества, массу
или объем по количеству вещества, объему
или массе реагентов или продуктов
реакции.
химические понятия: окислитель и
восстановитель, окисление и
восстановление; определять
степень окисления элемента в соединении,
тип химической реакции по изменению
степени окисления химических
элементов.
18
Методы электронного и электронноионного
баланса.
Методы электронного и электронно
ионного баланса.
19
Задачи на примеси
20
Задачи на определение практического выхода
21
Задачи на избыток и недостаток
22
23
Смешанные задачи
24
Задачи по термохимическим уравнениям
Уметь находить массу (объем) чистого
вещества, производить расчеты по
уравнениям х.р.
Уметь рассчитывать практический выход
вещества в % от теоретически возможного,
производить расчеты по уравнениям х.р.
Уметь определять, какое из веществ взято
в избытке, производить расчеты по
уравнениям х.р.
Уметь решать задачи всех ранее
перечисленных типов: «на примеси», «на
выход», «на избыток»
Термохимическое уравнение, тепловой
эффект химической реакции. Уметь производить расчеты по уравнениям х.р.
25
Задачи на последовательных превращениях
Уметь производить расчеты по уравнениям
х.р., составлять схемы последовательных
превращений
26
27
Задачи по уравнениям реакций, происходящих в
растворах
Уметь вычислять массу вещества в
растворе, производить расчеты по
уравнениям х.р.
Задачи по параллельным реакциям
Параллельные реакции происходят
одновременно в нескольких направлениях,
т.е. превращение вещества
осуществляются через различные
промежуточные стадии.
Задачи на химические превращения с участием
смесей неорганических веществ.
Уметь рассчитывать массу (объем)
вещества по массовой (объемной) доле в
смеси. Уметь производить расчеты по
уравнениям химических реакций
Решение олимпиадных задач школьного и
городского уровня
28
29
30
31
32
34
Литература:
2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемноинтегрированный подход и методика его
реализации в обучении химии // Химия в школе. 1993.№3.
3. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганич. химии. – М.: Просвещение: учеб. лит., 2005. – 256
с.
5. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих
в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
6. Увлекат. мир хим. превращений: Оригиналь. задачи по химии с решениями / А. В. Суворов, А. А.
Карцева и др. – СПб: Химия, 2008. – 168 с.
7. Штремплер Г. И., Хохлова А. И. Методика решения расчётных задач по химии: 811 кл. – М.:
Просвещение, 2010. – 207 с.
1. Задачи по химии: Нет ничего проще: Учебное пособие для 811 кл / Крестинин А. Н. – М.: Изд.
Дом «ГЕНЖЕР», 2001. – 92 с.
4. Кузнецова Н.В.. Программа курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений.–
М.: Вентана –Граф 2009. 8. Слета А. А., Холин Ю. В., Чёрный А. В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – М. –
Харьков: «Илекса» «Гимназия», 2010. – 96 с.
9. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.:
Дрофа, 2010.
Химия в задачах
Химия в задачах
Химия в задачах
Химия в задачах
Химия в задачах
Химия в задачах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.