Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Оценка 5

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
11 кл
27.10.2019
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
В презентации представлены краткие сведения из биографии писателя, история создания романа "Тихий Дон", историческая справка о жизни казачества, рассматриваются особенности жанра произведения как романа-эпопеи, сюжетно-композиционное своеобразие произведения. В презентации мы можем найти характеристику главного героя, его взаимоотношение с Аксиньей и Натальей. Материал презентации можно использовать в качестве лекции с элементами беседы.
М.Шолохов. Тихий Дон.ppt

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Краткая биография • М.А.Шолохов родился 11 мая 1905 г.  На Дону. • Отучившись 4 года в уездной  гимназии, 15­летний подросток  окунулся в перипетии гражданской  войны на юге России.  • В 1922 г. Приехал в Москву и начал  сотрудничать в литературной  периодике.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• В 1926 г. Вышли сразу две книги  молодого писателя: «Донские  рассказы» и «Лазоревая степь» • М.А.Шолохов вернулся в родную  станицу Вёшенскую, где прожил  всю оставшуюся жизнь.   • Началась многолетняя работа  над эпопеей «Тихий Дон» (1928­ 1940)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Опыт коллективизации на  Дону нашел отражение в  первом томе романа «Поднятая  целина» (2­й том был дописан в  1956­60 гг.) • В 1937 г. писатель с трудом  избежал ареста по обвинению  в контрреволюционном  заговоре на Дону.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• В Великую Отечественную войну он  работал военным корреспондентом  газеты «Правда». Впечатления  военных лет нашли отражение в  таких произведениях, как «Наука  ненависти» (1942 г.), «Судьба  человека» (1056­57 г.), «Они  сражались за Родину» (отдельные  главы 1943­44гг., новая редакция –  1969 г.)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• М.А.Шолохов был  удостоен нескольких  отечественных  литературных премий, а  в 1965 г. – Нобелевской  премии.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
История создания • Первая книга «Тихого Дона» была  опубликована в 1928 г., последняя –  в 1940 г. • Первоначальное название романа –  «Донщина» • Название романа символично.  «Батюшка тихий Дон» ­ это  фольклорный образ, часто  встречающийся в казачьих песнях.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Историческая справка • Казаки пришли на донскую окраину  русской земли в середине XVI века,  основав вдоль русла реки свои  хутора. Поселенцев отличал  независимый нрав, воинская  доблесть, готовность защищать  родную землю. Со временем  появилась у казаков и вторая  «профессия» ­ крестьянский труд.  «Дон­батюшка» и «земля­матушка»  издавна почитались казаками как  главные жизненные ценности.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Жанр романа «ТихийДон» ­ роман­эпопея:     1)роман посвящен крупным  историческим событиям (1мировая  война и гражданская война); 2)в нем действует большое количес­ тво персонажей, представляющих  самые разные социальные группы,  политические и нравственные  позиции.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
1. Общенациональный  масштаб изображения. 2. Судьбоносность  описываемых событий. 3. Народная точка зрения на  логику жизни – вот   основные признаки эпопеи.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Сюжетно­композиционное  своеобразие • Основное действие романа длится 9  лет – с весны 1912 г. по весну 1921 г.    События исторического плана  становятся неотъемлемой частью  жизни шолоховских героев, а  частные интересы и судьбы  персонажей вливаются в общую  социально­историческую картину.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Избегая философских рассужде­ ний и прямых оценок, автор  соотносит каждый шаг главного  героя с судьбой всего мира и  цельной жизнью природы. Всякое  отступление от веками складывав­ шихся традиций, чревато непред­ сказуемыми последствиями, может  привести к трагедии. Лейтмотивом  эпопеи становится трагедия  «тихого Дона»

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Композиционным принципом  построения романа становится  антитеза:    мирная трудовая жизнь,  круговорот природы, любовь, с  одной стороны, ­    война, смерть, ненависть и  жестокость враждующих между  собой людей, с другой.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Трагедия, изображенная в  романе, – это трагедия отторже­ ния от земли, разочарования в  воинском долге, распада семьи,  разрушения традиционных  устоев жизни донских хуторов.  Именно хутор становится в  романе зеркалом, в котором  отражаются события большой  истории.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Григорий Мелехов • Композиционно эпопея строится  вокруг трагического жизненного  пути одного человека – Григория  Мелехова. Это путь, в котором  недвусмысленно прочитывается  судьба всего донского казачества. В  Григории органично сочетаются  родовые черты его земляков и  неповторимые индивидуальные  особенности.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Семья, честь семьи – священные  для казака понятия. Шолохов не  раз подчеркивал, что Григорий  унаследовал именно от своего  рода, от семьи и внешность, и  характер, и жизненные  принципы. Заведя собственную  семью, Григорий во многом  перенимает манеру отца в  обращении с женой и детьми.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Любовь, отношение Григория к  Аксинье и Наталье характеризуют  героя, с одной стороны, как казака  до мозга костей, верного традициям  и семейному долгу, с другой – как  человека, способного в порыве  бурной страсти нарушить любую  норму, любой запрет. В любви ярко  проявляются такие черты характера  Григория, как прямота и честность.  Он любит Аксинью и не желает  скрывать этого.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• В результате он обрекает на  страдания и Аксинью, и  Наталью, но при этом не  меньше страдает и сам.     Разыгрывается конфликт  между долгом и страстью,  характерный для образцовой  высокой трагедии.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Война вносит серьезные коррек­ тивы в представления Григория о  казачьем воинском долге перед  царем и отечеством. Война, счита­ ет Шолохов, разлагает души лю­ дей, убивает в них человеческое.  Огрубев и ожесточившись, Григо­ рий выносит из первой мировой  войны усталость, разочарование и  настоятельную потребность  разобраться самому в том, как  устроена жизнь.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Здесь и начинается трагический путь  центрального героя к народной  правде.    Важнейшая черта характера  Григория Мелехова – потребность  самому «разобраться в сумятице  мыслей, продумать что­то, решить».    «Сам ищу выхода» ­ эти слова  являются лейтмотивом драмати­ ческих метаний главного героя.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Путь Григория Мелехова – это  трагический путь обретений, ошибок  и потерь, который прошел весь  русский народ в XX веке. Мир, в  начале романа казавшийся  незыблемым, к финалу разрушен до  основания. Сметены вековые устои  человеческой жизни. Тем не менее  финал романа восстанавливает  нарушенное социальными  катаклизмами эпическое равновесие  бытия.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Главная идея романа • В финале «Тихого Дона» Григорий, с  сынишкой на руках, стоит у ворот  собственного дома. «Это было все, что  осталось у него в жизни, что пока еще  роднило его с землей и со всем этим  огромным, сияющим под холодным  солнцем миром», ­ пишет М.А.Шолохов. • Родная земля, семья, собственный дом –  вот главные человеческие ценности.  Такова одна из главных идей выраженных  в романе «Тихий Дон».

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Роль пейзажа • Пейзаж играет исключительно важную  роль в романе. Пейзаж имеет не  только автономную описательную  ценность. Он всегда связан с  событиями романа по принципу  психологического параллелизма,  унаследованному литературой от  фольклора. Мир людей и мир природы  связаны нерасторжимо.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Языковая ткань романа • В основе художественной речи романа –  народная речь казаков. Однако при этом  ясно ощутима стилевая граница между  речью персонажей и авторским  повествованием. В «Тихом Доне» много  заимствований из фольклора: пословицы  и поговорки, устойчивые обороты.  Органично вплетаются в языковую ткань  диалектные слова, придающие  повествованию яркий южнорусский   колорит, но не затрудняющие чтения.

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)

Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Вопросы и задания • Докажите, что произведение М.Шолохова  – это роман­эпопея. • Какие реальные исторические лица  фигурируют в романе? • С какой целью автором изображена  гражданская война? • Назовите главные черты характера  Григория Мелехова. • Каковы тема и основная идея романа?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2019