Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
11 кл
27.10.2019
В презентации представлены краткие сведения из биографии писателя, история создания романа "Тихий Дон", историческая справка о жизни казачества, рассматриваются особенности жанра произведения как романа-эпопеи, сюжетно-композиционное своеобразие произведения. В презентации мы можем найти характеристику главного героя, его взаимоотношение с Аксиньей и Натальей. Материал презентации можно использовать в качестве лекции с элементами беседы.
М.Шолохов. Тихий Дон.ppt
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Краткая биография
• М.А.Шолохов родился 11 мая 1905 г.
На Дону.
• Отучившись 4 года в уездной
гимназии, 15летний подросток
окунулся в перипетии гражданской
войны на юге России.
• В 1922 г. Приехал в Москву и начал
сотрудничать в литературной
периодике.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• В 1926 г. Вышли сразу две книги
молодого писателя: «Донские
рассказы» и «Лазоревая степь»
• М.А.Шолохов вернулся в родную
станицу Вёшенскую, где прожил
всю оставшуюся жизнь.
• Началась многолетняя работа
над эпопеей «Тихий Дон» (1928
1940)
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Опыт коллективизации на
Дону нашел отражение в
первом томе романа «Поднятая
целина» (2й том был дописан в
195660 гг.)
• В 1937 г. писатель с трудом
избежал ареста по обвинению
в контрреволюционном
заговоре на Дону.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• В Великую Отечественную войну он
работал военным корреспондентом
газеты «Правда». Впечатления
военных лет нашли отражение в
таких произведениях, как «Наука
ненависти» (1942 г.), «Судьба
человека» (105657 г.), «Они
сражались за Родину» (отдельные
главы 194344гг., новая редакция –
1969 г.)
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• М.А.Шолохов был
удостоен нескольких
отечественных
литературных премий, а
в 1965 г. – Нобелевской
премии.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
История создания
• Первая книга «Тихого Дона» была
опубликована в 1928 г., последняя –
в 1940 г.
• Первоначальное название романа –
«Донщина»
• Название романа символично.
«Батюшка тихий Дон» это
фольклорный образ, часто
встречающийся в казачьих песнях.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Историческая справка
• Казаки пришли на донскую окраину
русской земли в середине XVI века,
основав вдоль русла реки свои
хутора. Поселенцев отличал
независимый нрав, воинская
доблесть, готовность защищать
родную землю. Со временем
появилась у казаков и вторая
«профессия» крестьянский труд.
«Донбатюшка» и «земляматушка»
издавна почитались казаками как
главные жизненные ценности.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Жанр романа
«ТихийДон» романэпопея:
1)роман посвящен крупным
историческим событиям (1мировая
война и гражданская война);
2)в нем действует большое количес
тво персонажей, представляющих
самые разные социальные группы,
политические и нравственные
позиции.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
1. Общенациональный
масштаб изображения.
2. Судьбоносность
описываемых событий.
3. Народная точка зрения на
логику жизни – вот
основные признаки эпопеи.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Сюжетнокомпозиционное
своеобразие
• Основное действие романа длится 9
лет – с весны 1912 г. по весну 1921 г.
События исторического плана
становятся неотъемлемой частью
жизни шолоховских героев, а
частные интересы и судьбы
персонажей вливаются в общую
социальноисторическую картину.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Избегая философских рассужде
ний и прямых оценок, автор
соотносит каждый шаг главного
героя с судьбой всего мира и
цельной жизнью природы. Всякое
отступление от веками складывав
шихся традиций, чревато непред
сказуемыми последствиями, может
привести к трагедии. Лейтмотивом
эпопеи становится трагедия
«тихого Дона»
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Композиционным принципом
построения романа становится
антитеза:
мирная трудовая жизнь,
круговорот природы, любовь, с
одной стороны,
война, смерть, ненависть и
жестокость враждующих между
собой людей, с другой.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Трагедия, изображенная в
романе, – это трагедия отторже
ния от земли, разочарования в
воинском долге, распада семьи,
разрушения традиционных
устоев жизни донских хуторов.
Именно хутор становится в
романе зеркалом, в котором
отражаются события большой
истории.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Григорий Мелехов
• Композиционно эпопея строится
вокруг трагического жизненного
пути одного человека – Григория
Мелехова. Это путь, в котором
недвусмысленно прочитывается
судьба всего донского казачества. В
Григории органично сочетаются
родовые черты его земляков и
неповторимые индивидуальные
особенности.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Семья, честь семьи – священные
для казака понятия. Шолохов не
раз подчеркивал, что Григорий
унаследовал именно от своего
рода, от семьи и внешность, и
характер, и жизненные
принципы. Заведя собственную
семью, Григорий во многом
перенимает манеру отца в
обращении с женой и детьми.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Любовь, отношение Григория к
Аксинье и Наталье характеризуют
героя, с одной стороны, как казака
до мозга костей, верного традициям
и семейному долгу, с другой – как
человека, способного в порыве
бурной страсти нарушить любую
норму, любой запрет. В любви ярко
проявляются такие черты характера
Григория, как прямота и честность.
Он любит Аксинью и не желает
скрывать этого.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• В результате он обрекает на
страдания и Аксинью, и
Наталью, но при этом не
меньше страдает и сам.
Разыгрывается конфликт
между долгом и страстью,
характерный для образцовой
высокой трагедии.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Война вносит серьезные коррек
тивы в представления Григория о
казачьем воинском долге перед
царем и отечеством. Война, счита
ет Шолохов, разлагает души лю
дей, убивает в них человеческое.
Огрубев и ожесточившись, Григо
рий выносит из первой мировой
войны усталость, разочарование и
настоятельную потребность
разобраться самому в том, как
устроена жизнь.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Здесь и начинается трагический путь
центрального героя к народной
правде.
Важнейшая черта характера
Григория Мелехова – потребность
самому «разобраться в сумятице
мыслей, продумать чтото, решить».
«Сам ищу выхода» эти слова
являются лейтмотивом драмати
ческих метаний главного героя.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
• Путь Григория Мелехова – это
трагический путь обретений, ошибок
и потерь, который прошел весь
русский народ в XX веке. Мир, в
начале романа казавшийся
незыблемым, к финалу разрушен до
основания. Сметены вековые устои
человеческой жизни. Тем не менее
финал романа восстанавливает
нарушенное социальными
катаклизмами эпическое равновесие
бытия.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Главная идея романа
• В финале «Тихого Дона» Григорий, с
сынишкой на руках, стоит у ворот
собственного дома. «Это было все, что
осталось у него в жизни, что пока еще
роднило его с землей и со всем этим
огромным, сияющим под холодным
солнцем миром», пишет М.А.Шолохов.
• Родная земля, семья, собственный дом –
вот главные человеческие ценности.
Такова одна из главных идей выраженных
в романе «Тихий Дон».
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Роль пейзажа
• Пейзаж играет исключительно важную
роль в романе. Пейзаж имеет не
только автономную описательную
ценность. Он всегда связан с
событиями романа по принципу
психологического параллелизма,
унаследованному литературой от
фольклора. Мир людей и мир природы
связаны нерасторжимо.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Языковая ткань романа
• В основе художественной речи романа –
народная речь казаков. Однако при этом
ясно ощутима стилевая граница между
речью персонажей и авторским
повествованием. В «Тихом Доне» много
заимствований из фольклора: пословицы
и поговорки, устойчивые обороты.
Органично вплетаются в языковую ткань
диалектные слова, придающие
повествованию яркий южнорусский
колорит, но не затрудняющие чтения.
Урок с презентацией по литературе "М.Шолохов. "Тихий Дон"" (11 класс)
Вопросы и задания
• Докажите, что произведение М.Шолохова
– это романэпопея.
• Какие реальные исторические лица
фигурируют в романе?
• С какой целью автором изображена
гражданская война?
• Назовите главные черты характера
Григория Мелехова.
• Каковы тема и основная идея романа?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.