Царь к тому времени уже новую столицу себе отстроил и, не желая отличаться хоть в чем-нибудь от европейских столиц, ввел и у себя непременные концерты, ставшие одним из любимых музыкальных развлечений в среде знатоков. А таковых в Петербуге поприбавилось. Слушали произведения величайших тогда мастеров: Корелли, Телемана, Вивальди.Появилось и еще одно новшество в Северной Венеции, — как стали величать Санкт-Петербург - музыка на улицах, серенады.
Бывало, когда впервые на улице появлялся оркестр и, расположившись перед окнами именинницы, начинал играть серенаду, в близстоящих домах с треском захлопывались окна, а хозяин еще и уши паклей затыкал. Лишь любопытная дворня высыпала на улицу и, раскрыв рты, дивилась на чудо.
Первым эти новшества в русской столице ввел влюбленный в старшую дочь Петра великую княжну Анну герцог Карл Фридрих Шлезвиг - Голштинский.
Серенады Северной Венеции
Далее
Главная
История музыки
0000000000Царь к тому времени уже новую столицу себе отстроил и, не желая
отличаться хоть в чем-нибудь от европейских столиц, ввел и у себя
непременные концерты, ставшие одним из любимых музыкальных
развлечений в среде знатоков. А таковых в Петербуге поприбавилось.
Слушали произведения величайших тогда мастеров: Корелли, Телемана,
Вивальди.Появилось и еще одно новшество в Северной Венеции, — как
стали величать Санкт-Петербург - музыка на улицах, серенады.
Бывало, когда впервые на улице появлялся оркестр и, расположившись
перед окнами именинницы, начинал играть серенаду, в близстоящих
домах с треском захлопывались окна, а хозяин еще и уши паклей затыкал.
Лишь любопытная дворня высыпала на улицу и, раскрыв рты, дивилась на
чудо.
Первым эти новшества в русской столице ввел влюбленный в старшую
дочь Петра великую княжну Анну герцог Карл Фридрих Шлезвиг
- Голштинский.
Очевидец рассказывает, что как-то в конце ноября в шесть часов утра на
темных улицах еще спящего Петербурга появилась странная процессия.
Впереди шел «фурьер», за которым двенадцать солдат несли столы,
стулья и подсвечники, затем «следовало двадцать человек с факелами, по
два в ряд, и между ними его высочество герцог со своею свитою, а уж за
ним — музыканты».
Они остановились перед дворцом, поставили столы против окон
императрицы. Факельщики встали перед музыкантами лицом к окнам.
«Затем музыка, настроившая свои инструменты за воротами, начала
играть. Она состояла из восемнадцати отборных мастеров своего дела».
Говорят, что «сюрприз удался как нельзя лучше. Обе принцессы — Анна и
Елизавета — тотчас же на звук музыки показались у окон в утренних
костюмах и слушали ее с величайшим вниманием».Заканчивает свой
рассказ историк так: «Серенада вышла хоть куда — по всем правилам в
каких она практикуется на своей чудной родине. Для полной иллюзии не
хватало только пустяка: венецианского
жаркого неба и лазоревых волн Адриатики».Герцог Голштинский не
ограничился серенадами. Его отличные музыканты, среди которых был
прославленный скрипач Иоганн Гюбнер, устроили настоящий концерт,
сыграв концерты Корелли, Телемана, Кайзера.
И хотя мороз и сырой холодный ветер, дувший с Невы, ощутимо давали
себя знать, играли они вдохновенно: ведь их слушали сам царь с
императрицей. После концерта они были щедро одарены, а герцог
вознагражден не только вниманием великих княжон, но и «родительскими
объятиями царя».Вскоре и русские аристократы переняли новый обычаи, и
вот уже в домах богатых русских князей появились свои оркестры из
доморощенных музыкантов.
Особенно славилась «домашняя музыка» князя Меншикова, графа Мусина-
Пушкина, князя Голицына, княгини Черкасской.
Княгиня же — первая петербургская красавица и модница — даже обедать
без музыки не садилась.
Есть известие, что при дворе Петра Великого нередко певали свои «думы»и простые казаки-бандуристы. Держала их также при своем доме и
княгиня Черкасская. Вспоминают, что интересовались бандуристами
иностранцы.
Историк Петра Великого пишет, как один из придворных герцога
Голштинского призвал к себе однажды бандуристов княгини Черкасской и
наслаждался их песнями и даже записал несколько мелодий.Отныне
музыка звучала в домах, в театре, а в праздники на площадях и улицах. В
музыкантах не было недостатка.
Каждый посол либо имел оркестр, либо сам умел хорошо петь или играть
на каком-либо инструменте. Это помогало ему вести приятные беседы и
служило часто на пользу дела. Музыкантов поставляли и войны. Говорят,
что в шведскую войну было пленено до ста тысяч шведских солдат, среди
которых оказалось немало полковых музыкантов. Многие из них
пополнили русские оркестры.
Лучшие из посольских музыкантов предпочитали работу в России.
Рассказывают, когда герцог Голштинский уехал к себе на родину, его
музыканты во главе с Иоганном Гюбнером остались в России, пополнив
придворный оркестр.