Сигнальная музыка - музыка прикладного назначения, с глубокой древности применяющаяся в вооружённых силах и в гражданском быту. Включает военные, охотничьи, пионерские и спортивные сигналы для трубы (горна) и барабанные бои, фанфарные приветственные и оповещающие сигналы парламентёров, герольдов, глашатаев, С. м. народных празднеств и междунар. официального церемониала. На ранней стадии развития вооруж. сил С. м. становится одним из важных средств, регламентирующих подготовку, боевые действия и быт войск.
Сигнальная музыка
Сигнальная музыка музыка прикладного назначения, с глубокой
древности применяющаяся в вооружённых силах и в гражданском
быту. Включает военные, охотничьи, пионерские и спортивные
сигналы для трубы (горна) и барабанные бои, фанфарные
приветственные и оповещающие сигналы парламентёров, герольдов,
глашатаев, С. м. народных празднеств и междунар. официального
церемониала. На ранней стадии развития вооруж. сил С. м.
становится одним из важных средств, регламентирующих
подготовку, боевые действия и быт войск. Рус. летописи и
иллюстрирующие их миниатюры свидетельствуют о существовании
сигнальных инструментов в Др. Руси начиная с 10 в. Широкое
распространение в ту пору получили рога, прямые трубы, бубны
(барабаны) и накры (литавры). Эти инструменты имелись в каждом
более или менее крупном отряде войск и использовались как боевые
сигнальные инструменты. Они служили надёжным средством
оповещения, связи и управления войсками во время боевых
действий. Сигнал к началу боя или штурма крепости обычно
подавался громким звучанием всех воен. сигнальных инструментов.
Подобным же образом объявлялся отбой, сбор воинов после битвы,
приказ изменить направление движения. Во время боя, особенно в
1718 вв., применялся барабанный бой. Сигнальные инструменты
нашли применение и в муз. оформлении таких воинских ритуалов,
как заря, развод караулов, встреча послов, захоронение убитых
воинов. В 17 в. сигнальные инструменты были значительно
усовершенствованы. Трубы стали делать в несколько оборотов,
барабаны приобрели цилиндрич. форму и, в отличие от прежних,
стали снабжаться не одной, а двумя мембранами, литавры стали
изготовлять из меди или серебра и разукрашивать. С 18 в. в войсках
появился пехотный рожок. После образования рус. регулярной
армии и введения первых воинских уставов сигнальная музыка
становится одной из войсковых служб. По мере развития вооруж.
сил начали складываться и воен. сигналы, отражавшие специфику
ведения боевых действий и службы каждого рода войск. Это
определило и характер использования сигнальных инструментов.
Так, трубы, обладавшие сильным звучанием и наибольшим
диапазоном натуральных звуков, нашли применение в кавалерии иартиллерии, где все действия в учении и бою осуществлялись с
помощью звуковой сигнализации, рожки в пехоте и во флоте,
флейты и барабаны в пехоте, литавры в кавалерии. С. м.
сохранила своё значение и тогда, когда достигла значит. развития
военная музыка, появились штатные военные оркестры, приданные
воинским частям и соединениям. Некрые сигнальные инструменты
(трубы, рожки) приобрели значение реликвий и приравнивались к
высшим боевым наградам воинских частей. Первое такое
награждение состоялось в 1737, когда один из батальонов лейб
гвардии Измайловского полка, отличившегося в боях при взятии
крепости Очаков, был награждён серебряной сигнальной трубой. С
тех пор за особые боевые заслуги полки рус. армии стали
награждаться серебряными и георгиевскими серебряными трубами и
рожками. Эти инструменты хранились наравне с полковыми
знамёнами и штандартами, а сигналы на них подавались лишь в
особо торжественных случаях.
После Великой Окт. социалистич. революции С. м. продолжала
широко применяться как в армии, так и в гражданском быту. В
связи с коренным изменением способов и средств ведения боевых
действий некрые воен. сигналы утратили своё значение в армии
(напр., кавалерийские и артиллерийские). Однако в целом сигналы в
армии и во флоте остаются одним из средств оповещения и
управления войсками, способствуют точному выполнению
распорядка дня, достижению слаженности и чёткости действий
подразделений в бою, на марше, манёврах, стрельбищах, в учебной
практике. Исполнение С. м. на трубах, фанфарах и барабанах при
проведении воинских ритуалов придаёт им особую торжественность
и праздничность. В сухопутных войсках Сов. Армии используются
труба в строе C, фанфара в строе Es и ротный барабан, во флоте
горн в строе В. С. м. нашла применение в обиходе пионерских
организаций, где она исполняется на торжественных линейках,
сборах, в походах и пр., а также при проведении спортивных
мероприятий (Олимпийские игры, спартакиады, чемпионаты,
соревнования, художеств. выступления), в художеств. и учебных
кинофильмах. К области С. м. относятся и пастушеские, почтовые,
ж.д. сигналы. Интонации С. м. лежат в основе мн. героических ипасторальных муз. тем; особенно важную роль она сыграла при
формировании жанра строевого воен. марша.