Урок: Сигнальная музыка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сигнальная музыка - музыка прикладного назначения, с глубокой древности применяющаяся в вооружённых силах и в гражданском быту. Включает военные, охотничьи, пионерские и спортивные сигналы для трубы (горна) и барабанные бои, фанфарные приветственные и оповещающие сигналы парламентёров, герольдов, глашатаев, С. м. народных празднеств и междунар. официального церемониала. На ранней стадии развития вооруж. сил С. м. становится одним из важных средств, регламентирующих подготовку, боевые действия и быт войск.
Иконка файла материала 7.docx
Сигнальная музыка Сигнальная музыка ­ музыка прикладного назначения, с глубокой  древности применяющаяся в вооружённых силах и в гражданском  быту. Включает военные, охотничьи, пионерские и спортивные  сигналы для трубы (горна) и барабанные бои, фанфарные  приветственные и оповещающие сигналы парламентёров, герольдов,  глашатаев, С. м. народных празднеств и междунар. официального  церемониала. На ранней стадии развития вооруж. сил С. м.  становится одним из важных средств, регламентирующих  подготовку, боевые действия и быт войск. Рус. летописи и  иллюстрирующие их миниатюры свидетельствуют о существовании  сигнальных инструментов в Др. Руси начиная с 10 в. Широкое  распространение в ту пору получили рога, прямые трубы, бубны  (барабаны) и накры (литавры). Эти инструменты имелись в каждом  более или менее крупном отряде войск и использовались как боевые сигнальные инструменты. Они служили надёжным средством  оповещения, связи и управления войсками во время боевых  действий. Сигнал к началу боя или штурма крепости обычно  подавался громким звучанием всех воен. сигнальных инструментов.  Подобным же образом объявлялся отбой, сбор воинов после битвы,  приказ изменить направление движения. Во время боя, особенно в  17­18 вв., применялся барабанный бой. Сигнальные инструменты  нашли применение и в муз. оформлении таких воинских ритуалов,  как заря, развод караулов, встреча послов, захоронение убитых  воинов. В 17 в. сигнальные инструменты были значительно  усовершенствованы. Трубы стали делать в несколько оборотов,  барабаны приобрели цилиндрич. форму и, в отличие от прежних,  стали снабжаться не одной, а двумя мембранами, литавры стали  изготовлять из меди или серебра и разукрашивать. С 18 в. в войсках  появился пехотный рожок. После образования рус. регулярной  армии и введения первых воинских уставов сигнальная музыка  становится одной из войсковых служб. По мере развития вооруж.  сил начали складываться и воен. сигналы, отражавшие специфику  ведения боевых действий и службы каждого рода войск. Это  определило и характер использования сигнальных инструментов.  Так, трубы, обладавшие сильным звучанием и наибольшим  диапазоном натуральных звуков, нашли применение в кавалерии иартиллерии, где все действия в учении и бою осуществлялись с  помощью звуковой сигнализации, рожки ­ в пехоте и во флоте,  флейты и барабаны ­ в пехоте, литавры ­ в кавалерии. С. м.  сохранила своё значение и тогда, когда достигла значит. развития  военная музыка, появились штатные военные оркестры, приданные  воинским частям и соединениям. Нек­рые сигнальные инструменты  (трубы, рожки) приобрели значение реликвий и приравнивались к  высшим боевым наградам воинских частей. Первое такое  награждение состоялось в 1737, когда один из батальонов лейб­ гвардии Измайловского полка, отличившегося в боях при взятии  крепости Очаков, был награждён серебряной сигнальной трубой. С  тех пор за особые боевые заслуги полки рус. армии стали  награждаться серебряными и георгиевскими серебряными трубами и рожками. Эти инструменты хранились наравне с полковыми  знамёнами и штандартами, а сигналы на них подавались лишь в  особо торжественных случаях. После Великой Окт. социалистич. революции С. м. продолжала  широко применяться как в армии, так и в гражданском быту. В  связи с коренным изменением способов и средств ведения боевых  действий нек­рые воен. сигналы утратили своё значение в армии  (напр., кавалерийские и артиллерийские). Однако в целом сигналы в  армии и во флоте остаются одним из средств оповещения и  управления войсками, способствуют точному выполнению  распорядка дня, достижению слаженности и чёткости действий  подразделений в бою, на марше, манёврах, стрельбищах, в учебной  практике. Исполнение С. м. на трубах, фанфарах и барабанах при  проведении воинских ритуалов придаёт им особую торжественность и праздничность. В сухопутных войсках Сов. Армии используются  труба в строе C, фанфара в строе Es и ротный барабан, во флоте ­  горн в строе В. С. м. нашла применение в обиходе пионерских  организаций, где она исполняется на торжественных линейках,  сборах, в походах и пр., а также при проведении спортивных  мероприятий (Олимпийские игры, спартакиады, чемпионаты,  соревнования, художеств. выступления), в художеств. и учебных  кинофильмах. К области С. м. относятся и пастушеские, почтовые,  ж.­д. сигналы. Интонации С. м. лежат в основе мн. героических ипасторальных муз. тем; особенно важную роль она сыграла при  формировании жанра строевого воен. марша.