Урок - соревнование я провела для повторения темы “Тепловые явления” в VIII классе. Ребят заранее разделила на 2 команды, примерно равные по силам. Каждая команда выбрала себе капитана, и они сели на уроке на задние места, чтобы видеть работу всех членов своей команды. Учащиеся прониклись чувством ответственности перед своими товарищами, каждому хотелось не подвести команду.
В командах выделили консультантов, которые занимались дополнительно со слабыми; учёба стала для всех интересной, поглотила мысли и чувства, всем хотелось добиться хороших результатов.Урок - соревнование я провела для повторения темы “Тепловые явления” в VIII классе. Ребят заранее разделила на 2 команды, примерно равные по силам. Каждая команда выбрала себе капитана, и они сели на уроке на задние места, чтобы видеть работу всех членов своей команды. Учащиеся прониклись чувством ответственности перед своими товарищами, каждому хотелось не подвести команду.
В командах выделили консультантов, которые занимались дополнительно со слабыми; учёба стала для всех интересной, поглотила мысли и чувства, всем хотелось добиться хороших результатов.
file16.docx
Автор Чинных Татьяна Алексеевна
учитель физики МБОУ Ревенская СОШ
Карачевского района Брянской области
Уроксоревнование по теме "Тепловые явления"
(8й класс)
Цели: обобщить, систематизировать знания по теме «Тепловые явления» совершенствовать
навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся
Задачи:
учить учащихся применять полученные знания на практике.
создание условий для развития предметных умений: анализировать, выделять главное, читать
графики, делать выводы.
развитие чувства товарищества и взаимопомощи; создание условий для умения работать командой и
принимать ответственные решения.
Эпиграф: …Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Ломоносов М.В. (1711 – 1765 гг.)
Оформление: Портреты Ломоносова, Джоуля, выставка книг о Ломоносове
Вид урока: соревнование.
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности
: работа с группой учащихся, фронтальная работа.
Оснащение:
1. карточки с формулами
2. графики
3. карточки с заданиями.
Подготовка к этому уроку занимает около недели.
Урок соревнование я провела для повторения темы “Тепловые явления” в VIII классе. Ребят заранее
разделила на 2 команды, примерно равные по силам. Каждая команда выбрала себе капитана, и они
сели на уроке на задние места, чтобы видеть работу всех членов своей команды. Учащиеся прониклись
чувством ответственности перед своими товарищами, каждому хотелось не подвести команду.
В командах выделили консультантов, которые занимались дополнительно со слабыми; учёба стала для
всех интересной, поглотила мысли и чувства, всем хотелось добиться хороших результатов. Сам урок состоял из нескольких конкурсов. Ребятам заранее сообщила, что учитывается активность
каждого и всей команды в целом. Подготовила ведомость и вносила оценки за каждый ответ каждому
учащемуся. В итоге побеждает команда, набравшая больше “4” и “5”.
I.
Вступительное слово учителя:
Ход урока
Приветствие: Добрый день, друзья. Мы проводим урок – соревнование по теме “Тепловые
явления”! Проводим его в необычной форме – форме соревнования. Сегодня вы будете
соревноваться в различных конкурсах, и показывать свои знания, по данной теме.
Про теплоту начнём рассказ,
Всё вспомним , обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить всегда сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся : «Теплота»!
Давайте познакомимся с нашими командами.
II. Проведение соревнования.
1 конкурс – “Знаешь ли ты формулы?”
На карточках написаны формулы, относящие к разделу “теплота”: Q = cm (t2t1); Q= m; Q =L m;
Q = q m.
Представители команд выходили и брали карточку, выбранную формулу записывали на доске,
поясняли её назначение и физический смысл каждой величины, в неё входящей. Затем члены команды – соперницы задавали вопросы, используя таблицы учебника. Например, вытаскивали карточку с
формулой Q = cm (t2t1). Команда соперника задавали вопросы:
1. Что за физические величины t1 и t2?
Ответ: t1 – начальная температура тела, t2 – конечная.
2. От чего зависит количество теплоты?
Ответ: от рода вещества; от изменения температуры тела; от массы вещества.
3. Какая зависимость количества теплоты от удельной теплоёмкости вещества, от массы тела, от
изменения температуры?
Ответ: прямая пропорциональность.
2 конкурс – “Смекалистых”.
Он был посвящён решению качественных задач. Задачи записаны на карточках (56 задач),
представители команд вытаскивали эти карточки – билеты и отвечают на поставленный там вопрос.
Если не могут ответить, просят помощи у команды. Не справляется команда – помогает команда –
соперница, но первая команда теряет баллы.
Задачи (1 команде)
1. На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и
холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
Ответ: В результате горячий чай остывает и происходит процесс испарения, молекулы вылетают,
количество молекул уменьшается, значит, масса становится меньше. Нарушаются теплообмен с
окружающим воздухом.
2. Иногда можно видеть, как хозяйки, желая ускорить варку, усиливают огонь под кастрюлей, в
которой кипит приготовленный суп. Правилен ли этот приём? Ответ обоснуйте.
Ответ: приём не правильный, т.к. температура кипящей жидкости не увеличится, т.к. она
критическая – конечная. Надо наоборот убавить огонь под кастрюлей, тем самым сэкономить
топливо.
3.Железная и медная заклёпки имеют одинаковую массу и температуру. Заклёпки отпустили в
холодную воду. Какая из них быстрее охладится?
Ответ: у железа удельная теплоёмкость – 460 Дж \ кг С, у меди – 400 Дж \ кг С. Для нагревания
железной заклепки на 1 кг на 1 С требуется количество теплоты 460 Дж. Для медной заклёпки на
нагревание на 1 кг на 1 С требуется 400 Дж. Точно такое же (по модулю) количество теплоты, будет
выделено этой массой при их охлаждении на 1 С. Значит, медная заклёпка быстрее охладится.
4. Переведите в кДж.
13600 Дж = 13,6 кДж
1200600 Дж =1200,6 кДж
2137 Дж = 2,137 кДж 1370 Дж = 1,37 кДж
5. В какой трубке тяга лучше: длинной или короткой; узкой или широкой; стеклянной или
металлической? Почему?
Ответ: Тяга лучше в длинной широкой и стеклянной трубке. Трубка необходима для создания тяги:
она соединяет области атмосферы, имеющие разные давления.
Тяга (естественный приток воздуха) лучше в длинной трубке, так как в этом случае соединяются
области атмосферы, имеющие большую разность давлений. Более широкая трубка обеспечивает
прохождение сквозь неё большего количества воздуха, и соответственно, большего количества
кислорода, необходимого для поддержания горения. Стеклянная трубка создаёт тягу лучше, чем
стальная тех же размеров, так как теплопроводность стекла меньше, чем у металла. Горячий воздух,
движущийся по стеклянной трубке, охлаждается меньше и остаётся достаточно разряженным и
создающим меньшее давление, чем давление атмосферного воздуха на уровне пламени. А при
достаточно большой длине металлической трубки горячий воздух в ней может охладиться настолько,
что, сгустившись, создаст давление большее, чем на уровне пламени (возникает воздушная пробка), и
воспрепятствует дальнейшему прохождению горячего воздуха. Дым в этом случае сквозь
металлическую трубку вообще не пойдёт, так как тяги не будет.
Задачи (2 команде)
1. Как управлять движением воздуха, создавая вентиляцию в больших концертных залах, классных
помещениях, больших жилых домах?
Ответ: Воздушные массы могут перемещаться только из областей большего давления в области
меньшего давления. Поэтому необходимо с помощью технических средств создавать разность
давлений воздуха, чтобы обеспечить его циркуляцию.
Этот принцип применяют при создании вентиляционных устройств, водопровода, нефтепроводов и
газопроводов, пневматической почты, в паровых турбинах и многих других устройствах.
2. Горящую свечу накрывают стеклянной банкой. Свеча гаснет. Почему?
Ответ: Она погасла из–за того, что кислород, содержащийся в воздухе, был израсходован на процесс
горения.
3.Почему озимая пшеница, посеянная по стерне, лучше переносит суровые зимы, чем посеянная по
вспаханной почве?
Ответ: Стерня задерживает снеговой покров, являющийся плохим проводником тепла.
4.Переведите в Джоули:
13760 кДж = 13760 * 103 Дж
156 кДж = 156 * 102 Дж
17,6 кДж = 17,6 * 103 Дж
12 МДж = 12 * 106 Дж
5. Что же является главной причиной возникновения ветров, изменения их направления и,
соответственно, перемены погоды? Ответ: Неравномерное нагревание различных участков земной поверхности, приводящее к
возникновению разности давлений атмосферного воздуха на этих участках.
3 конкурс – “Соревнование любителей кроссвордов”.
1) Вопросы записаны на доске. Форма сетки (заготовка) – на карточках – раздаётся каждому ученику.
Под карточкой копирка и белый лист. Кроссворд нужно решить, вписав свои ответы в карточку.
После этого карточки сдают, а второй лист, заполненный под копирку, оставляют для быстрой
самопроверки.
2) Или на плакате кроссворд, на доске вопросы. Команда – вместе отвечает, вписывает ответы.
1. Как называется хаотическое движение молекул в теле? (тепловое).
2. Вид теплопередачи (теплопроводность).
3. Тепловой двигатель, в котором пар или газ, вращают вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа
(турбина).
4. Сосуд, хранящий пищу горячей (термос).
5. Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости (конвекция).
6. Прибор, состоящий из двух термометров, один из термометров помещён в жидкость – воду (нижняя
часть трубки). (психрометр).
7.Вид теплопередачи, осуществимый в вакууме (излучение).
8.Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле (внутренняя).
9. Процесс обратный плавлению (кристаллизация).
Указание: если вы, верно, ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, без
которого нельзя изучать тепловые явления (термометр).
4 конкурс – Чтение графиков.
Учащиеся каждой команды берут по карточке (каждой команде по 3 карточки). На карточке стоит
номер графика, графиков на листах приготовлено несколько. Рядом вопросы; на них нужно ответить.
1 карточка
Примеры карточек 1. На рисунке представлен график нагревания и кипения жидкости. Выберите правильное
утверждение.
А. Температура кипения равна 48 С.
Б. Этот график построен для спирта.
В. Этот график построен для эфира.
2 карточка
На рисунке показан график охлаждения и кристаллизации твердого тела. Выберите правильное
утверждение.
А. Температура плавления равна 282 С.
Б. В течение 3 минут длилась кристаллизация тела.
В. Этот график построен для олова.
3 карточка
На рисунке показан график нагревания и плавления твёрдого тела. Выберите правильное утверждение. А. Тело плавилось в течение 6 минут.
Б. Для плавления 1 кг данного твёрдого вещества требуется затратить 340 кДж теплоты.
В. Температура плавления данного тела равна 100 С.
5 конкурс – Физика в загадках.
“С нами загадки играют в прятки”
Пословица.
Я задаю каждой команде загадки, если команда не отвечает, то ответ даёт другая.
1. Чего в избе не видно? (тепла).
2. Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем (земля под снегом)
3. На дворе горой, а в избе водой (снег).
4. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.Он от матери рожден, сам её рождает (лёд)
5. Видно, нет у ней ума:Ест она себя сама (свеча)
6. Вечером наземь слетает, Ночь на земле пребывает, Утром опять улетает (роса)
7. Без рук, без ног не мал клочок, кверху ползёт (пары водяные).
8. Пятьдесят поросят в один голос голосят (вода кипит).
6 конкурс – Конкурс капитанов.
На карточке записано три задания. Капитаны вытягивают карточки и отвечают.
Карточка№1.
1. В чем сходство и отличие вещества в различных агрегатных состояниях? (лёд – вода – пар).
2. Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании угля массой 15 кг.
3. В каком доме теплее – в деревянном или кирпичном? Почему?
Карточка№2.
1. Для стерилизации медицинских инструментов кипячением используют металлические коробки
с плотно подогнанной крышкой. Почему? И почему открывать их нужно очень осторожно?
2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 0,5 кг природного газа?
3. Почему космические корабли окрашивают в серебристый цвет?
7 конкурс – “Поиск”. Это проверка домашнего задания. Группы получили заранее – поручение: найти в журналах, книгах
материал и подготовить небольшое сообщение (23 минуты) о практическом применении тепловых
явлений.
III.
Итоги урока.
Я подвожу итоги ведомости, и с учащимися совместно выставляем оценки. Самых активных
участников награждаю призами.
Благодарю за внимание. Урок окончен.
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.