Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"
Оценка 4.7

Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
8 кл
03.11.2018
Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"
Методическая разработка для учащихся 8 классов по программе "История Отечества" региональный компонент - История Донецкого края во второй половине XVI в. Цель: Выяснить причины татарских набегов (набег Девлет-Гирея 1571 г., битва при Молодях, отражение набега Гази-Гирея в 1591 г.). Охарактеризовать строительство российских крепостей и засечных черт. Проследить процесс формирования вольного казачества (запорожское и донское казачество).
7.docx
Тематический модуль 2. Российское государство и Донецкий край во второй половине XVI в. (7 ч.) Урок 7                         Дата 17.10 Класс 8­А                      Тема: Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу. Цель:  1. Выяснить причины татарских набегов (набег Девлет­Гирея 1571 г., битва при Молодях,  отражение набега Гази­Гирея в 1591 г.). Охарактеризовать строительство российских  крепостей и засечных черт. Проследить процесс формирования вольного казачества  (запорожское и донское казачество). 2. Развивать навыки составления опорного конспекта. Продолжить формирование умений  обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с историческими  документами, текстом и иллюстрациями учебника. 3. Воспитывать негативное отношение к решению конфликтов силовыми методами. Тип урока: комбинированный.                                                Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Актуализация опорных знаний. Проверка опорных конспектов по параграфу 7­8: 1. Когда окончательно завершился процесс присоединения Казанского,  Астраханского и Сибирского ханства? (1557г., 1556г., 1598г.) 2. Какое значение имело присоединение новых территорий к Российскому  государству? Проверка опорных конспектов по теме «Ливонская война»: 1. Назовите причины начала Ливонской войны. 2. Что стало поводом для начала военных действий? 3. Что случилось с Ливонским орденом за время шестимесячного перемирия? 4. Какая страна вступила в войну с Россией на стороне Речи Посполитой? 5. Какой город смог спасти Россию от больших территориальных потерь? 6. Сколько лет длилась война? 7. Охарактеризуйте итоги войны. Работа по карточкам ­ понятия. Ясак Засечные черты 3 Мотивация. А не сильная туча затучилася,  А не сильные громы грянули:  Куда едет собака крымский царь?                            Народная песня о событиях 1572г.      3. Новый материал. План. 1.Татарские набеги (набег Девлет­Гирея 1571г., битва при Молодях). 2. Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу, реформа 1571 г. 3. Строительство российских крепостей и засечных черт. 4. Формирование вольного казачества (днепровское и донское казачества).  1.Татарские набеги (набег Девлет­Гирея 1571г., битва при Молодях). Самостоятельная работа с учебником ­ п.4. прочитать (стр. 55). Ответить на вопросы: 1. В каком году состоялся крупный поход татар на Москву? Кто его возглавил? 2. Чем закончился поход? Почему? 3. Кто возглавил поход татар на следующий год? 4. Какая битва произошла между русскими и татарами? Где это произошло? 5. Кто возглавил русские войска? 6. Чем закончилась битва, что повлияло на результат? 2. Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу, реформа 1571 г. Рассказ учителя.    Царским приказом от 1 января 1571 г. князь М. Воротынский был назначен главой  сторожевой и станичной службы.    В помощь им командование службы вызвало в Москву детей боярских, станичных  голов, станичников и вожей (проводников), тех, что многократно выезжали в поле из  Путивля, Рыльска и других пограничных городов.    Собравшимся ратникам предстояло создать такой устав пограничной службы, чтобы  враги «на государевы украины войною безвестно не приходили», а станичники и  сторожа находились бы именно на тех местах «где б им воинских людей мочно  устеречь».    Закончив совещания, 16 февраля 1571 г. «по Государеву Цареву и В. Князя Ивана  Васильевича всеа Русии» указу глава службы вместе с детьми боярскими, станичными  головами и станичниками вынес приговор (решение).    5­я Сторожа. Стояти сторожем на Святогорской стороже на сей стороне Донца  против Святых гор, а стояти им укрываясь в луке против Святых гор и по иным местам, переезжати не в одном месте.    6­я Сторожа. Стояти сторожем на Бахмутовской сторожи на сей стороне Донца. Т.о. в 1571 г. было положено начало пограничной службе и пограничным  войскам.    Сторожевые заставы посылались ежегодно с 1 апреля до зимы (4­6 чел.). Сторожи  менялись каждые два месяца. Кроме пограничных застав учреждены  были и  дозорные подвижные отряды – «станицы». Они отпускались «на Поле»  также  с 1 апреля. Станицы (отряды 60­100 чел.) посылались в дозор поочередно  сроком на  две недели.  Они комплектовались из казаков и служилых людей  Путивля и Рыльска.   3. Строительство российских крепостей и засечных черт. Формирование понятия – «засечная черта».    Засечная черта – система оборонительных  сооружений, применявшаяся на южных  границах Русского государства для защиты от кочевых народов, а также  в качестве  опоры при наступлении на противника.    Состояла из: засек, валов, рвов, частоколов, волчьих ям. 4. Формирование вольного казачества (днепровское и донское казачества).  Самостоятельная работа с учебником ­ Прочитать п. 2, ч.1, § 2 Найдите в параграфе ответы на вопросы:  1. Чем занимались вольные казаки, где они жили, чем были полезны для государства,  какие элементы самоорганизации были в их обществах? 4. Закрепление изученного материала.             Фронтальный опрос. 1. О каких сословиях шла речь в материале? 2. Что можно сказать о местах их проживания? 3. Какую службу они несли? 4. Что можно рассказать о жизни населения русских окраин?  5. Как изученные вами обстоятельства повлияли на создание условий для будущего  освоения русскими людьми территории Среднего Подонцовья?       5. Домашнее задание:  1. Прочитать стр. 53 п.2 и стр. 55 п.4 (учебник, часть1) 2. Выучить конспект.

Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"

Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"

Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"

Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.