Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
8 кл
03.11.2018
Методическая разработка для учащихся 8 классов по программе "История Отечества" региональный компонент - История Донецкого края во второй половине XVI в.
Цель: Выяснить причины татарских набегов (набег Девлет-Гирея 1571 г., битва при Молодях, отражение набега Гази-Гирея в 1591 г.). Охарактеризовать строительство российских крепостей и засечных черт. Проследить процесс формирования вольного казачества (запорожское и донское казачество).
7.docx
Тематический модуль 2. Российское государство и Донецкий край во второй половине
XVI в. (7 ч.)
Урок 7 Дата 17.10 Класс 8А
Тема: Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу.
Цель:
1. Выяснить причины татарских набегов (набег ДевлетГирея 1571 г., битва при Молодях,
отражение набега ГазиГирея в 1591 г.). Охарактеризовать строительство российских
крепостей и засечных черт. Проследить процесс формирования вольного казачества
(запорожское и донское казачество).
2. Развивать навыки составления опорного конспекта. Продолжить формирование умений
обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с историческими
документами, текстом и иллюстрациями учебника.
3. Воспитывать негативное отношение к решению конфликтов силовыми методами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1 Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний.
Проверка опорных конспектов по параграфу 78:
1. Когда окончательно завершился процесс присоединения Казанского,
Астраханского и Сибирского ханства? (1557г., 1556г., 1598г.)
2. Какое значение имело присоединение новых территорий к Российскому
государству?
Проверка опорных конспектов по теме «Ливонская война»:
1. Назовите причины начала Ливонской войны.
2. Что стало поводом для начала военных действий?
3. Что случилось с Ливонским орденом за время шестимесячного перемирия?
4. Какая страна вступила в войну с Россией на стороне Речи Посполитой?
5. Какой город смог спасти Россию от больших территориальных потерь?
6. Сколько лет длилась война?
7. Охарактеризуйте итоги войны.
Работа по карточкам понятия.
Ясак
Засечные черты
3 Мотивация.
А не сильная туча затучилася,
А не сильные громы грянули:
Куда едет собака крымский царь?
Народная песня о событиях 1572г.
3. Новый материал.
План.
1.Татарские набеги (набег ДевлетГирея 1571г., битва при Молодях).
2. Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу, реформа 1571 г.
3. Строительство российских крепостей и засечных черт.
4. Формирование вольного казачества (днепровское и донское казачества).
1.Татарские набеги (набег ДевлетГирея 1571г., битва при Молодях).
Самостоятельная работа с учебником п.4. прочитать (стр. 55).
Ответить на вопросы:
1. В каком году состоялся крупный поход татар на Москву? Кто его возглавил?
2. Чем закончился поход? Почему?
3. Кто возглавил поход татар на следующий год?
4. Какая битва произошла между русскими и татарами? Где это произошло? 5. Кто возглавил русские войска?
6. Чем закончилась битва, что повлияло на результат?
2. Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу, реформа 1571 г.
Рассказ учителя.
Царским приказом от 1 января 1571 г. князь М. Воротынский был назначен главой
сторожевой и станичной службы.
В помощь им командование службы вызвало в Москву детей боярских, станичных
голов, станичников и вожей (проводников), тех, что многократно выезжали в поле из
Путивля, Рыльска и других пограничных городов.
Собравшимся ратникам предстояло создать такой устав пограничной службы, чтобы
враги «на государевы украины войною безвестно не приходили», а станичники и
сторожа находились бы именно на тех местах «где б им воинских людей мочно
устеречь».
Закончив совещания, 16 февраля 1571 г. «по Государеву Цареву и В. Князя Ивана
Васильевича всеа Русии» указу глава службы вместе с детьми боярскими, станичными
головами и станичниками вынес приговор (решение).
5я Сторожа. Стояти сторожем на Святогорской стороже на сей стороне Донца
против Святых гор, а стояти им укрываясь в луке против Святых гор и по иным местам,
переезжати не в одном месте.
6я Сторожа. Стояти сторожем на Бахмутовской сторожи на сей стороне Донца.
Т.о. в 1571 г. было положено начало пограничной службе и пограничным
войскам.
Сторожевые заставы посылались ежегодно с 1 апреля до зимы (46 чел.). Сторожи
менялись каждые два месяца. Кроме пограничных застав учреждены были и
дозорные подвижные отряды – «станицы». Они отпускались «на Поле» также
с 1 апреля. Станицы (отряды 60100 чел.) посылались в дозор поочередно сроком на
две недели. Они комплектовались из казаков и служилых людей Путивля и Рыльска.
3. Строительство российских крепостей и засечных черт.
Формирование понятия – «засечная черта».
Засечная черта – система оборонительных сооружений, применявшаяся на южных
границах Русского государства для защиты от кочевых народов, а также в качестве
опоры при наступлении на противника.
Состояла из: засек, валов, рвов, частоколов, волчьих ям.
4. Формирование вольного казачества (днепровское и донское казачества).
Самостоятельная работа с учебником Прочитать п. 2, ч.1, § 2
Найдите в параграфе ответы на вопросы:
1. Чем занимались вольные казаки, где они жили, чем были полезны для государства,
какие элементы самоорганизации были в их обществах?
4. Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос.
1. О каких сословиях шла речь в материале?
2. Что можно сказать о местах их проживания?
3. Какую службу они несли?
4. Что можно рассказать о жизни населения русских окраин?
5. Как изученные вами обстоятельства повлияли на создание условий для будущего
освоения русскими людьми территории Среднего Подонцовья?
5. Домашнее задание:
1. Прочитать стр. 53 п.2 и стр. 55 п.4 (учебник, часть1)
2. Выучить конспект.
Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"
Урок "Сторожевая и станичная служба по Северскому Донцу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.