Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащегося
1 этап
Организацион
ный момент.
Позитивный настрой
на урок.
– Здравствуйте девочки!
С каким настроением мы пришли сегодня на урок,
нарисуем смайлики в своих тетрадочках и улыбнёмся друг
другу.
Приветствуют учителя,
рисуют смайлики,
контролируют готовность к
уроку, раппорт дежурного.
2 этап
Актуализация
знаний.
Систематизировать
имеющиеся у
учащихся знания.
3 этап
Вызвать
эмоциональный
Итак, вы сшили своё первое изделие – фартук. В
дальнейшем вы будете изготавливать более сложные
швейные изделия: ночную сорочку, юбку, платье.
А сейчас проверим, что вы усвоили с предыдущих занятий.
Мы с вами разделимся на две команды. Каждой команде я
раздам карточки с заданиями, подписываем фамилию и имя
и отвечаем на вопросы (5 минут на работу по карточкам).
А теперь команды обменяются карточками и проверят их,
если вы согласны с ответом – ставите +, если нет – ставите !
А теперь давайте проверим ваши ответы и выставим
оценки
Давайте вспомним, какие виды бытовой одежды
существуют? (Повседневная, рабочая, вечерняя, детская).
К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей
одежде).
А каким должен быть фартук, повашему? Каким
требованиям он должен отвечать? (Красивым, удобным,
практичным).
Да, действительно. Предметы быта, одежда должны быть не
только удобными и практичными, но и красивыми. И этому
в полной мере способствует декоративноприкладное
творчество.
Вопрос учащимся: С помощью каких видов декоративно
прикладного искусства мы можем украсить предметы быта,
одежду? Я буду показывать вам готовые изделия, а вы
Приёмы, УУД
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать
свои действия,
прогнозировать
деятельность на уроке.
Личностные: осознание
своих возможностей.
Познавательные:
Формирование умений
устанавливать взаимосвязь
знаний по разным учебным
предметам для решения
прикладных учебных задач.
Регулятивные: умение
составлять план и
последовательность
действий, осуществлять
контроль по результату.
Работают с карточками.
Рассматривают изделия.
Отвечают на вопросы и
формулируют вывод о
своих возможностях.
Мыслят, дают ответы,
формируют тему
Личностные: проявление
интереса и активности в
выборе решения;
установление личностногонастрой, постановка
цели и задач урока.
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
4 этап
Способствовать
формированию
называйте: (Вышивка, бисероплетение, вязание,
аппликация) (слайд №).
Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока:
«Аппликация».
Учитель записывает на доске тему «Аппликация»,
учащиеся делают то же в тетрадях.
Девочки, нам поступил заказ от швейной фабрики –
необходимо разработать эскизы для украшения фартука. И
так как мы с вами знакомимся с таким видом декоративно –
прикладного творчества как аппликация, то и эскизы будем
выполнять в этой технике.
Что собой представляет этот вид творчества – аппликация?
(Ответы учеников в свободной форме).
Вы работали в технике аппликации? Когда и где? (На
уроках технологии в начальной школе).
А как бы вы сформулировали определение аппликации?
(Ответы учеников в свободной форме).
А теперь мы с вами попробуем разобраться и
сформулировать точное определение аппликации. На столе,
у каждой команды есть листок с определением
аппликации. Давайте прочитаем их вслух. (Вызвать одну
ученицу для чтения определений и прикрепить листы с
определениями на доску).
Аппликация:
1. это создание художественных изображений наклеиванием
на некоторую поверхность (основу) кусочков какоголибо
материала.
2. это один из видов изобразительной техники, основанной
на вырезании различных форм и закреплении их на другом
материале, принятом за фон.
А теперь давайте подробно рассмотрим эти определения. В
чём они схожи и чем отличаются?
И в первом, и во втором определении есть слова
смысла знания.
Познавательные:
Умение анализировать,
умение осознанно строить
речевое высказывание.
урока, ставят цели и
задачи:
1. Изучить
декоративно
прикладное искусство
в технике текстильной
аппликации ,
2. Сформировать
навыки составления
декоративной
композиции.
3. Составить
технологическую
последовательность
выполнения данной
аппликации.
Выслушивание
докладчиков,
просмотр слайдов,
Личностные: проявление
интереса и активности в
выборе решения;
установление личностногоПоисково
исследовательс
кий.
представления о
видах и истории
аппликации.
фиксация важной
информации в
тетрадях.
смысла знания.
Регулятивные: умение
составлять план и
последовательность
действий, осуществлять
контроль по результату.
Познавательные: умение
рационально использовать
технологическую
информацию; оценивать
технологические свойства
материалов,
ориентироваться в
средствах и технологиях
обработки материалов;
умение подбирать
инструменты, материалы и
оборудование.
«изобразительная», «изображение». О чём это говорит?
(Аппликация должна чтото изображать, нести в себе
какоелибо содержание).
По содержанию аппликации разделяют так:
предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб,
солнышко, утёнок)
сюжетные (изображён один или несколько предметов,
совершающих действие)
декоративные (включает в себя орнамент, узор) (Слайд
№9)
Для выполнения аппликации нужна основа или фон, на
котором будут располагаться детали.
Из какого материала может быть выполнена аппликация?
(ткань, бумага, пуговицы, кожа, соломка)
(На доске плакат – ромашка. Посередине – слово
«аппликация», лепестки – названия материалов для
аппликации).
Сегодня вы будете разрабатывать эскиз украшения для
фартука в технике «аппликация из ткани».
Вернёмся к определениям аппликации:
В первом определении детали аппликации называют
«кусочками какоголибо материала», а во втором это
называется «различными формами». (Аппликация должна
иметь какуюлибо форму. Второе определение
составлено более грамотно).
Посмотрим ещё раз на определения аппликации:
как разъясняются способы прикрепления деталей к фону?
(В одном определении говорится просто о наклеивании
деталей на основу, а в другом – сначала вырезание деталей,
а потом их закрепление на фоне.
Как выяснилось, второе определение более точное и
понятное, поэтому в тетради записываем именно его. А к
следующему уроку вам необходимо выучить его (Слайд
№11).
Существуют различные способы прикрепления деталей к
фону (ткани): Клеевая аппликация, пришивание деталей
вручную петельным швом, машинная аппликация швом«зигзаг». Некоторым из вас я давала опережающее задание,
поэтому выслушаем докладчиков, которые нам и расскажут
и покажут про способы работы в технике «аппликация из
ткани». (15 минут).
Физ. минутка (3 минуты)
Подумайте, на каких частях фартука может
располагаться украшение в виде аппликации? (На кармане,
на нагруднике, на нижней части фартука). Сегодня мы с
вами будем украшать карман фартука.
А каким способом будем закреплять детали
аппликации? ( ручным петельным швом или машинным
швом «зигзаг»)
Как вы думаете, почему нельзя в данном случае
использовать клеевую аппликацию, ведь она легче
выполняется? (Фартук очень часто стирают, поэтому
аппликация может отклеиться).
Приступим к выполнению заказа для фабрики.
Выкройка кармана у нас уже готова, осталось сделать
шаблон для аппликации и подобрать гармоничное цветовое
сочетание.
Итак, одна команда будет выполнять аппликацию
ручным петельным швом, а другая команда – машинным
швом «зигзаг». Но перед тем, как начать работу вспомним
инструменты и правила пользования ими. А для этого
поиграем в игру «цепочка».
(Для первой команды по цепочке необходимо назвать
инструменты для ручных работ и правила пользования ими.
А для второй команды – инструменты для выполнения
машинных работ и правила пользования ими).
Во время работы учащиеся пользуются
технологическими картами, предложенными учителем. (У
каждого на столе).
В ходе работы учащихся учитель организует работу
групп, следит за правильным выполнением этапов,
контролирует и корректирует действия учеников, проводит
Подготовка эскиза
аппликации на листе
бумаги, выбор
цветовой гаммы,
необходимых
материалов,
инструментов,
приспособлений.
Выполнение
практического задания
по технологическим
картам.
Личн=е: умение овладеть
нормами и правилами
научной организации труда.
Развитие трудолюбия и
ответственности за
качество своей и
коллективной
деятельности.
Регул=е: умение составлять
план и последовательность
действий, осуществлять
самоконтроль.
Позн=е: умение выделять
необходимую информацию;
умение ориентироваться в
средствах и технологиях
обработки материалов;
умение планировать свою
трудовую деятельность.
5 этап
Практическая
работа.
Умение анализировать
полученную
информацию и
применять на
практике. Умение
сотрудничать на
уроке с учителем,
одноклассниками, в
группе и коллективе.6 этап
Рефлексивно
оценочный.
Осмысление процесса
и результата
деятельности,
коррекция.
7 этап
Информация о
домашнем
задании.
фронтальный и индивидуальный инструктаж.
Итак, сегодня вы познакомились с новым видом
декоративно – прикладного творчества: аппликация из
ткани. Все поработали на славу, предоставляем слово
каждой творческой группе для защиты своей работы.
(Организовать оценивание учащимися собственной
деятельности на уроке).
Все молодцы! Оценки за выполнение аппликации: …… .
Посмотрите, как много получилось у вас эскизов для
украшения фартука. Нам осталось только всё оформить и
отправить на фабрику. И может быть, когда – нибудь, вы
узнаете свою работу у своих друзей и знакомых.
В завершении я предлагаю вам закончить предложение
Сегодня на уроке я познакомилась….
Сегодня на уроке я научилась……
Обсуждение и запись домашнего задания.
Уборка рабочих мест.
Защита минипроекта.
Оценивается работа
учащихся.
Записывают домашнее
задание.
Ком=е:формирование и
аргументация своего
мнения и позиции
коммуникации, управление
поведения партнёра.
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действия, контроль
и оценка процесса и
результата деятельности.
Личностные: самооценка
на основе критерия
успешности, адекватное
понимание причин успеха и
неуспеха в учебной
деятельности.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества.Урок технологии в 5классе
Образовательная программа, автор: Технология 5 класс, Синица, В.Д. Симоненко.
Тема: «Аппликация».
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с историей, видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах
изготовления аппликаций.
Планируемый результат: продукт карман фартука в технике «аппликация из ткани».
Задачи:
дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении,
воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.
развитие эстетического вкуса, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных
операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями.
Тип урока: урок с элементами проектноисследовательского метода (выполнение заказа для швейной фабрики).
Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.Оборудование: бумага, лоскутки ткани, линейка, простой карандаш, ножницы, ИКТ, презентация «Аппликации» технологические
карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска, иголки, булавки, ножницы,
швейные машины.
Личностные УУД:
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Познавательные УУД:
систематизирование и расширение представлений детей о новых приёмах ручных и машинных работ;
соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности,
соблюдение трудовой и технологической дисциплины,
развитие конструктивного мышления,
осознание ответственности за качество результатов труда,
развитие композиционного мышления.
Регулятивные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
1. это создание
художественных изображенийнаклеиванием на некоторую
поверхность
(основу) кусочков какого
либо материала.
2. это один из видов
изобразительной техники,основанной на вырезании
различных форм и закреплении
их на другом материале,
принятом за фон.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еланская СШ №3» Еланского муниципального района Волгоградской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ
в 5 классе
на тему:
«АППЛИКАЦИЯ»
Карман фартука в технике «аппликация из ткани».
Подготовила:
учитель технологии
Гриненко С.Н.
р.п. Елань, 2017 г.