Урок "Трудные вопросы орфографии" разработан для учащихся седьмого класса. Урок - закрепление. Закрепление знаний и формирование у обучающихся потребности в совершенствовании собственной письменной речи, а также повторение и закрепление навыка правописания. Урок рассчитан на 45 минут сопровождается презентацией, которая поможет педагогу.
Костылева Светлана Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ "Савинская средняя школа"
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 7 классе
«Трудные вопросы орфографии»
Предметная
Метапредметная
повторение
Тип занятия: урок закрепления знаний.
Цель: формирование у обучающихся потребности в совершенствовании
собственной письменной речи;
и закрепление навыка
правописания.
Задачи:
•
формирование орфографической зоркости; уменьшение количества
ошибок в письменной речи на основе обобщения правил орфографии.
•
соблюдение в жизненной практике языковых норм, в том числе
орфографических; осуществление орфографического самоконтроля в
процессе создания собственных текстов.
•
образовательных результатов
осознание потребности в стремлении к орфографическому
самосовершенствованию через пополнение собственного словарного запаса
и формирование устойчивого орфографического навыка;
Оборудование:
Направленная на формирование у обучающихся личностных
1. мультимедийная установка;
2. Интернет (видеофрагмент)
3. презентация учителя;
4. документкамера для демонстрации и обсуждения письменных
заданий.
5. раздаточный материал: стихотворение, распечатанное для каждого
ученика.
6. вариант с заданиями теста.План занятия
УДД
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Планируемый
результат,
Организационный этап
Формирование
отношения к
собственной
грамотности;
Формирование
отношения к качеству
собственной речи,
формирование
критического
мышления, объяснение
своей позиции по
отношению к нормам
языка;
На основе
демонстрируемого
видеофрагмента
(интервью у
прохожих,
показывающее
уровень
грамотности
разных людей)
вызывает у
учащихся интерес
к теме урока
Просмотр
видеофрагмента
Проявление
интереса к теме
урока.
Комментарий
увиденного
Актуализация знаний
Организует
проблемную
беседу, дискуссию
с помощью
вопросов для
размышления,
Создает условия
для возможности
высказаться
ученикам,
имеющим разные
точки зрения на
проблему
Слайды 2, 3
Комментирует
слайд 4: мнение
учёных лингвистов
о проблеме норм в
языке;
Участие в проблемной
беседе;
Высказывают свои
суждения о
необходимости
единообразия в
письменной речи;
устно рассуждают об
отношении к проблеме
собственной
грамотности; объясняют
собственную позицию;
Формулирование
собственной точки
зрения с
приведением
аргументов;
желание выступить
в дискуссии.
Выбор и ранжирование Комментирует
Определяют, какие
Пониманиетрудных вопросов
правописания;
Постановка проблемы;
перечень наиболее
трудных
орфограмм
Слайд 5
написания вызывают
наибольшие
затруднения у каждого;
собственных
«пробелов» в
правописании
орфограммы;Деятельностный этап
1. смысловое чтение,
выделение признаков,
классификация по
признакам
Демонстрирует
учебный
дидактический
материал,
организует чтение
вслух
Слайд 6
Читают
стихотворение,
определяют
орфограмму
Определение
орфограммы
2. Моделирование
Выработка алгоритма;
Установление
причинно
следственных связей
Слайд7
Организует
повторение
орфограммы:
Выбирает
правильные ответы
направляет ответы
учащихся на верное
определение
алгоритма.
Представление
правила в виде схемы;
Составляют в тетради
схему;
Вспоминают и
называют правило;
Сверяют свою схему с
представленной на
экране
Слайд 8
Схема – алгоритм
в тетради;
Правильные
ответы по всем
пунктам
орфограммы.
3. Самостоятельная
работа
сотрудничество в паре;
следование алгоритму;
Коррекция вариантов
координирует работу
в парах и группах;
отслеживает уровень
и качество
выполнения задания;
отвечает на вопросы;
Выполняют
упражнение,
взаимодействуя друг с
другом
4. Демонстрация
результатов
обеспечивает
проверку и оценку
знаний
Отвечают с
демонстрацией при
помощи документ
камеры;
Объясняют
орфограмму
Успешное
выполнение
задания за
отведённое время
умеют замечать и
исправлять
собственные и
чужие
орфографические
ошибки;
делают
правильный выбор
при написании;5. умение применить
правило при
выполнении другого
вида задания (формат
теста ЕГЭ)
раздает 1 вариант
теста;
объясняет смысл
задания при помощи
слайда
предлагает выйти к
доске
Самостоятельно
выполняют тест,
Используя ранее
выработанную схему
алгоритм;
Записывают ответ на
доске (несколько
учащихся)
Рефлексивный этап
Формирование умения
правильно оценивать
свой уровень знаний;
Предлагает
закончите фразу:
«Я и
орфография…»
Рассуждают о своём
отношении к нормам
правописания
Выполненный
правильно тест,
знакомство с
заданиями
формата ЕГЭ
Осознание
потребности в
совершенствовани
и собственной
грамотности
Раздаточный материал. 1. Стихотворение для каждого ученика
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зван…х в гости удивлять.
Потрачен…о немало сил.
Хвалён…ый суп уже остыл.
Капусты квашен…ой ведро,
Мочён…ых яблок три кило.
Свежеморожен…ый сазан,
Копчён…ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокрошен…ый банан.
Того, что съеден…о давно,
Пересчитать мне не дан…о.
Бывает много разных тем,
Но я люблю …((Одна – две Н!)
Теперь займёмся мы столом.
Он полирован ый притом.
Крахмален ая скатерть есть.
А вязан х салфеток шесть.
Покрашен ы ещё вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золочён ые,
Ножи посеребрён ые.
И вот учён…ый попугай
Гостей зовёт на каравай.
Вот бьют старин ые часы.
У дам припудрен…ы носы.
Вот стёган…ых жилетов ряд
И туфель чищен…х парад.
2. Тест для каждого ученика
1. На месте каких цифр пишется одна буква Н?
украшений города.
2. На месте каких цифр пишется НН?
В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой
опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
3. На месте каких цифр пишется Н?
Дети вскочили на ноги, а к костру подсел человек. Он был с виду мал, носил кожа(1)ые
наколе(2)ики, а на голове у него была берестя(3)ая шляпа.
4. На месте каких цифр пишется НН?
Особе(1)ость ю(2)ого писателя заключалась в поразительном умении
угадывать подли(3)ую сущность человека по нескольким чертам,
отобра(4)ым его наблюдательным глазом.
5. На месте каких цифр пишется Н?
Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно изРиторика, заимствова(1)ая у греков, была приспособле(2)а к нуждам римского
общества и усовершенствова(3)а как учебный предмет в сочинениях Марка Теренция
Варрона, созда(4)ых в конце I века до н. э.