Урок в 6 классе по теме "Подземные воды"с использованием интерактивной доски
Оценка 4.9

Урок в 6 классе по теме "Подземные воды"с использованием интерактивной доски

Оценка 4.9
Интерактивная доска
география
6 кл
02.12.2018
Урок  в 6 классе по теме "Подземные воды"с использованием  интерактивной доски
Предмет: География Методика проведения урока с использованием технологии проблемного обучения  Класс: 6 класс  Курс: География.  Раздел: Гидросфера.  Тема: Подземные воды  Автор: Несмелова Ирина Валентиновна Цель урока: формирование представления о видах подземных вод. Воспитание бережного отношения к подземным водам. Задачи урока: 1. Выяснить, как вода попала под землю? 2. Какие условия необходимы для образования подземных вод? 3. Какие горные породы пропускают воду, а какие нет? Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний Геономенклатура: реки Волга, Обь, Енисей, Нил, Лена, Амур. Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Организационный Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников. Ученики проверяют готовность к уроку Актуализация знаний Повторение Закрепление Актуализирует знания учащихся водах суши . Загадки Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) Хоть на море мы похожи, Мы внутри материка. В нас порой впадают тоже Ручеек или река. С океаном не знакомы. Назовите, дети, кто мы? (Озера) Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи... Нет опоры для ноги. (Болото) Не проедешь, не пройдешь - Обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь С синеватой пленкой. ( Болото) В мороз – лежит, в тепло – бежит, Прозрачное, а не стекло, Пригреешь – собрать не успеешь. (Лёд) За плотиной водоем, Карп зеркальный плещет в нем. (Пруд) Из земли пробился, Как сердечко бьется. Ты в жару напился, И другой напьется. (Родник) Дом узнаешь без труда – С четырех сторон вода. И журавль у входа Раздает всем воду (Колодезная вода) Что ещё относится к водам суши? (многолетняя мерзлота) - Все вы были на побережье реки, озера. Расскажите инопланетянину, прилетевшему с другой планеты о них. Слайд №2 Из каких частей состоит речная система? Дайте определение что такое «речная система» Перечислите составные части. На рисунке изображена речная система, подпишите на интерактивной доске её составные части, определите притоки правые, левые. Пока ученик работает у доски, беседа с классом. В мире есть много озёр, жить возле которых смертельно опасно. Одно из крупнейших озер Африки находится на границе между Демократической Республикой Конго и Руандой. Под его глубокими водами скрываются залежи метана. Если смертоносный газ попадет на поверхность, облако смерти накроет дома 2 миллионов местных жителей, поселившихся вокруг водоема. Как вы считаете, возможно такое явление? Информацию подготовила….. Вулканическая деятельность делает ещё одно озеро уникальным. Озеро Киву в Африке. Кроме таких свойств озёр, они бывают солёными и пресными. На интерактивной доске на рисунке нарисовать реки так, чтобы в одном озере накапливалась соль. Подписать озеро сточное и бессточное. Слайд №3 На доске прикрыты изображения горной и равнинной реки. Выявите соответствие предложенных характеристик по отношению к горной и равнинной реке. Слайд №4 Дома вы работали с кроссвордами. Один кроссворд «Реки России мы разгадаем в классе. Слайд №5 Тема урока. «Подземные воды». Цель: Выяснить, как вода попала под землю? Какие условия необходимы для образования подземных вод? Какие горные породы пропускают воду, а какие нет? 1. Как вода попала под землю. Какие у вас есть гипотезы на этот счет? Проведём расследование Опыт 1 Горные породы и их проницаемость 1. Возьми пипетку и капни воду на каждую горную породу. 2. Раздели породы на две группы 3. Сделай вывод На интерактивной доске раздели горные породы на две группы. Опыт №2 1. Налей одновременно воду в обе воронки 2. Сделай вывод Через галечник вода может просачиваться за сутки на 100 метров, через песок до 10 метров Опыт №3. Ознакомимся с типами пород по степени насыщения воды Налей воды в воронку с песком и глиной. Пока насыщаются горные породы, нарисуем схему и отметим слои: водоносные и водоупорные. Грунтовую воду и межпластовую Работа с учебником. Прочитать учебник и выбрать характеристики грунтовых и межпластовых вод. На интерактивной доске выполнить задание. Разделить на две группы следующие характеристики: Вопросы для беседы с картинками. 1. Почему вода в колодцах то поднимается, то опускается? 2. Почему колодцы копают зимой? 3. Пошли в поход. Где искать родник? Вывод. Беседа про пещеры. «Путешествие капельки» « ….Но в одном месте на пути наших капелек оказались залежи известняка. Им стало интересно, что там под ним, внизу. Легко подточив известняк, они проделали отверстие и оказались в пещере. Там капелькам встретилось ещё несколько ручейков, наверное, таких же любопытных, как и они. Ручейки продолжили свой путь под землёй вместе. Теперь они были похожи на настоящую подземную реку….» Беседа по картинке «Опасность» (Колодец на рисунке ниже фермы) Выяви соответствие. Ответ «ГРУНТОВЫЕ» 1. Водоупорные породы 2. Грунтовые воды 3. Артезианские воды 4. Подземные воды 5. Источник 6. Минеральные воды 7. Водопроницаемые породы 8. Межпластовые воды 9. Водоносный слой Н) вода, находящаяся в земной коры. В) горные породы, пропускающие воду Г) горные породы, не пропускающие воду. Е) слой, насыщенный водой Р) подземные воды, образующие водоносный горизонт над первым от поверхности водоупорным слоем. Ы) воды, расположенные между двумя водоупорными слоями. Т) выход подземных вод на земную поверхность О) подземные воды, насыщенные газами У) самофонтанирующие подземные воды Задание на интерактивной доске 1. Вставь пропущенные слова в предложение 2.Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы. Воспринимают информацию учителя и настраиваются на активную деятельность Отгадывают загадки Рассказывают о реке. Формулируют определение понятия «река» На интерактивной доске подписать части реки Называют части реки. Отвечают на поставленные вопросы учителя: 1. Почему река имеет течение? 2. Как определить какой приток правый, а какой левый? -Это вполне возможно: подобный случай уже имел место в 80-х годах прошлого столетия на двух других африканских озерах с аналогичным химическим составом. Так, в 1984 году 37 местных жителей погибли в районе озера Монон в Камеруне, а через три года аналогичное происшествие случилось на озере Нойс в этой же стране, где от воздействия токсичных газов умерли 1700 человек. Перемещение газа было спровоцировано, вулканической активностью. -Иногда это озеро превращается в «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана. При извержении вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в нём варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках, вылавливают рыбу и едят её. Рисуют, подписывают На интерактивной доске выполняют соответствие Разгадывают кроссворд Выдвигают гипотезы -Всегда находилась под землёй -просочилась сквозь горные породы. Ответ на доске. 1 группа песок, галька, гравий, глина. 2 группа гранит, мрамор Что лучше пропускает воду песок или гравий? Делают вывод, записывают в тетрадь Рисуют схему и подписывают грунтовые, межпластовые воды, слои: водоносные и водоупорные. Учащиеся усваивают понятия и на интерактивной доске выполняют задание. Делят на две группы следующие характеристики: 1. Залегают на первом от поверхности водоупорном слое; 2. Залегают между двумя водоупорными слоями; 3. Сильно загрязняются при просачивании сточных вод; 4. Накапливаются в течение длительного времени; 5. Уровень изменяется по сезонам года 6. Могут фантанировать из под земли; 7. Называются артезианскими. Учащиеся отвечают на вопрос Учащиеся делают вывод Гипотеза первая оказалась верной. Учащиеся работают у интерактивной доске. Домашнее задание §28
Скачать файл