Урок "Вечный огонь" (2 класс, трудовое обучение)

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • doc
  • 10.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Урок трудового обучения Вечный огонь.doc
Автор: Р.И. Моисеева,  учитель начальных классов высшей квалификационной категории  Урок трудового обучения по теме: «Вечный огонь»  в рамках празднования 70­летия Победы в Великой Отечественной войне Участники: дети 2 «А» класса, (наполняемость класса 7 человек) Направление – личностно­ориентированное обучение (ЛОО) Содержание:    чтение   стихов,   говорение, слушание,   предметно­ практическая деятельность. Оборудование:  Фонетический экран, слуховые индивидуальные аппараты; Бумага   белая,   красная   плотная   двусторонняя   бумага,   ножницы,   клей­ карандаш, простые карандаши; Декоративно­демонстрационные   элементы:    плакат   формата   А1   с изображением вечного огня; газета, выполненная Куликовской Елизаветой, её бабушкой   Людмилой   Петровной:   «Вы   в   памяти   моей   останетесь   живыми»; письма­треугольники;     фотографии   военных   лет   в   горизонтальном   и вертикальном   расположении;  коллаж   из   репродукций   фотографий   военной тематики и т.д. Предшествующая работа:  консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»;  слушание   песен   о   войне:   «Священная   война»   сл.   В.   Лебедева­Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки»;    чтение рекомендуемых художественных произведений с родителями в   домашней   обстановке:   Кассиль «Памятник  солдату», «Твои  защитники»;  С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»;   Л.  составление индивидуальных рассказов совместно   с   родителями   об   истории   своей семьи   в   годы   войны,   либо   о   героях, участвовавших в боях или тылу;  экскурсия   к   Вечному   огню,   возложение   цветов   к   Мемориалу   Славы воинам­Томичам, павшим за Родину в годы ВОВ (Лагерный сад);  беседа с детьми «Что я знаю о войне?»;  участие во Всероссийском конкурсе для педагогов и учащихся    «Этот День Победы!..» в номинации «Квест».Цель:  создать   условия   для   вызывания   у   детей   интереса   к   военно­ историческому   прошлому   нашей   страны,   желания   выполнить   композицию   на предложенную тему: «Вечный огонь».  Задачи: Образовательные создать образовательное пространство, способствующее продуктивной трудовой и речевой деятельности; формировать   личностно­эмоциональное   отношение   обучающихся   к   теме Великой Отечественной войны; закрепить умения и навыки в процессе считывания речевого материала с экрана, в процессе работы с бумагой; расширять кругозор обучающихся с особенностями в развитии.  Развивающие скорректировать умения и навыки детей в работе с плотной бумагой с  использованием определённых техник; формировать чувство гордости за своё Отечество и за людей, сражавшихся за  освобождение своей Родины; развивать эмоционально­чувственную и волевую сферы личности как основы  духовного и социально­психологического здоровья, а также творческие  способности. Воспитательные воспитывать   интерес   и   уважение   к   подвигу   солдата   Великой   Отечественной войны; обеспечивать готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию   на   основе   самопознания   и     осознания   смысла человеческой жизни;  воспитывать  чувство причастности к судьбе родного края, родной страны. Психосоциальные (коррекционные)  содействовать   развитию   слухового   и   зрительного   восприятия   через собственную   речевую   деятельность,  речь   одноклассников,   рассказ   классного руководителя; активизировать работу слухоречевого анализатора; обогащать внутренний духовный мир личности каждого ребёнка. I. Организационно­мотивирующая часть урока Ход урока (Слайд №1) Вечный огонь Учитель:  Здравствуйте   ребята!   Как   вы   меня  («Уход»   за слышите?   Сделаем   перекличку фонетический экран, дети воспринимают речевуюинформацию только на слуховой основе. Педагог обращается к детям  за экраном, называя имя, фамилию ребёнка и т.д.).  (Слайд №2) Послушай и повтори  ­ Война, Победа, весна, май, майский день, 9 мая, день Победы, священная война, Вечный огонь, мы ребята – молодцы! Учитель:  В мае 2015 года отмечается важная юбилейная дата: 70­летие Победы в Великой Отечественной войне. Как это было давно – 70 лет назад, но Великая Отечественная война не отодвигается от нас, не уходит в завтрашний день, а совсем наоборот, трагическими и героическими событиями предстаёт перед нами, показывая все свои стороны. Готовясь к празднику, вы работали в школьной библиотеке, побывали на книжной выставке: «У войны не женское лицо», знакомились с семейными архивами, слушали песни военных лет, учили стихи о войне, слушали и читали рассказы о том тяжёлом времени. В больших городах и на малых заставах Живым в назиданье, а павшим во славу! Сердца озаряя, горит, не сгорая, Памяти нашей свящённый огонь, Вечный огонь!!! Послушайте песню «Вечный огонь»: композитор А. Филипенко, слова Чибисова. Над могилой в тихом парке расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит, тут солдат советский спит. Мы склонились низко, низко у подножья обелиска, Наш цветок расцвёл на нём жарким пламенным огнём. Мир солдаты защищали, жизнь они за нас отдали, Сохраним в сердцах своих память светлую о них. II. Основная часть – операционно­познавательная Учитель: Что такое война? (Произвольные ответы детей). Послушаем  Викторию. (Слайд №3) Пусть мирно живут на планете…  Читает Виктория Александрова: Пусть мирно живут на планете, Пусть дети не знают войны, Пусть яркое солнышко светит! Мы дружной семьёй быть должны Учитель:    Семьдесят   лет   назад   закончилась Великая   Отечественная   война,   которая   принесла горе, слёзы, страдания, беду, но не заживают в наших сердцах   раны,   мы   вновь   и   вновь   возвращаемся мыслями в те годы лихолетья, к тем незабываемым героическим дням. Послушаем Елизавету. (Слайд №4) Я не напрасно беспокоюсь … Читает Елизавета Куликовская:Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как силы, нам нужна (Э. Асадов) Учитель:  Как   вы   думаете,   должны   люди   знать   правду   о   Великой Отечественной войне? Должны люди знать в лицо тех, кто воевал – ветеранов войны, ветеранов тыла? Как вы думаете, хотят ли русские войны? (Произвольные ответы детей) Послушаем Семёна. (Слайд №5) Долой пистолеты … Читает Семён Морозов: Долой пистолеты, долой автоматы! Долой все пушки и мины. Да здравствуют только гранаты … В которых есть витамины!!!  Учитель: Фашисты не спросили, хотят ли русские войны. Они вероломно  напали на нашу страну, захватили наши земли, людей взяли в плен. Весь наш  народ сказал: «Нет войне! Война – это горе, зло, слёзы, смерть». В каждый  уголок нашей великой страны России заглянула война своим зловещим взглядом, коснулась своим леденящим крылом, в каждый уголок прилетела похоронка и не одна, а много, словно стая птиц. Послушаем Артёма. (Слайд №6) Войны я не видел, но знаю, … Читает Артём Кабанов: Войны я не видел, но знаю, Как трудно народу пришлось, И голод, и холод, и ужас Всё им испытать довелось. Учитель: Война оставила глубокий след в каждой семье.  Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой, И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят  … (Е.Д. Агранович) Наши отцы, деды, прадеды и прапрадеды не жалея своей жизни проявляли  героизм и боевую доблесть и на полях сражений и в тылу. Жизнями миллионов  наших граждан заплатил российский народ за Победу! Послушаем Валерию. (Слайд №7) Над могилой в тихом парке … Читает Валерия Иванова: Над могилой, в тихом парке Расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит, Тут солдат советский спит (Д. Чибисов) (Показ иллюстрации «Вечный огонь»).Учитель: Вечный огонь – это, прежде всего, символ памяти павшим бойцам в боях Великой Отечественной войны. И я предлагаю «зажечь» в нашем классе этот символ памяти и почтить павших в этой страшной войне.  Сегодня мы с вами будем делать «Вечный огонь». Посмотрите на материалы, предметы, которые лежат у вас на партах. Назовите их. Дети:  Лист белой бумаги и лист красной плотной двусторонней бумаги. Ножницы, простой карандаш, клей­карандаш. Учитель: В какой технике по работе с бумагой вы научились работать?  Дети: Техника мозаики, техника торцевания, техника оригами.  Учитель: Сегодня мы будем работать в технике оригами (Показ образца). Посмотрите, из каких частей состоит вечный огонь? Дети:  Основание   и   огонь  (Если   трудно   ответить,   считывают   с карточки). Учитель:  Совершенно   верно.   Какую   технику   будем   использовать   для основания? Дети: Оригами. Учитель:  Какие   правила   вы   должны   соблюдать   в   процессе   работы?  На   уроках   труда   надо   быть   особенно (Произвольные   ответы   детей). осторожными,   потому   что   вы   пользуетесь   острыми   предметами:   ножницами, карандашами. Прочитаем все вместе «Правила обращения с инструментами». (Слайд №8) Правила обращения с инструментами Дети считывают правила с карточки по очереди: 1. Пользуйся ножницами очень осторожно. 2. Не бери ножницы в рот. 3. Не балуйся, не играй, не бегай с ножницами. 4. Используй ножницы только с закруглёнными концами. 5. Передавая ножницы товарищу, держи их за лезвия ручками вперёд. 6. Не   балуйся   с   карандашами:   ими   можно   попасть   в   глаз   себе   или однокласснику. 7. После работы наведи порядок на рабочем столе. Учитель:   Какие правила  работы будем помнить при работе?   Правила работы в группе, коллективе: (Слайд №9) Правила работы в группе Дети считывают правила  по очереди: 1. Говорим вежливо. 2. Обращаемся к собеседнику по имени. 3. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 4. Чётко высказываем своё мнение. 5. Уважаем мнение собеседника. III. Предметно­практическая деятельность(Дети выполняют работу, ориентируясь на показ учителя и словесное  сопровождение действий, если испытывают сложности, обращаются за  помощью) (Слайд №10) Основа Вечного огня Учитель:  Для того, чтобы сделать основу Вечного огня, необходим лист белой бумаги (А4 или простой альбомный лист), двусторонняя плотная красная бумага, ножницы, простые карандаши, клей­карандаш.  Сделаем из прямоугольного листа квадрат. Для этого правый верхний угол листа заворачиваем таким образом, чтобы верхняя сторона листа легла на левую его   сторону.   Сгибаем   и   отрезаем   нижнюю   часть   заготовки.   Разворачиваем заготовку. Одна линия сгиба у нас есть, но нам нужно наметить и вторую линию. Для этого   складываем   лист   левым   верхним   углом   к   правому   нижнему   углу   и обратно разворачиваем. Вот у нас получились две линии сгиба.  Теперь каждый уголок сгибаем к середине или к точке пересечения. Как только вы согнули все углы к точке пересечения, необходимо   хорошо   прогладить   все   линии   сгиба. Теперь   необходимо   чуть­чуть   приподнять   каждый уголок,   как   бы   освобождая     середину.   Вот   у   нас получилась основа  для Вечного огня. Теперь будем готовить сам огонь, а именно языки пламени. Берём плотную   двустороннюю   красную   бумагу,   простой карандаш   и   произвольно   рисуем   языки   пламени. Верхний конец языка пламени заострённый, а нижнийпрямой. В нижней части языка пламени делаем небольшой надрез – 1 сантиметр, как бы деля её на две части. Одну часть отгибаем от себя, а другую сгибаем к себе.   Теперь   язычок   может   стоять.   Наносим   клей   на   отогнутые   части, приклеиваем   в   середину   основы   Вечного   огня.   Чем   больше   будет   языков пламени, тем интереснее и красивее будет работа. IV. Рефлексия. Контрольно­оценочная часть (осознание собственной деятельности и её результатов) (Слайд №11) Оцените свою работу Учитель: Вам понравились ваши работы?  Как   вы   себя   чувствовали   во   время   работы?  (хорошо,   отлично,   спокойно, тревожно) С каким настроением вы работали? Довольны ли вы своей работой? Кто из вас испытывал трудности? Как вы оцениваете ваш труд?  Оцените работу товарищей.  V. Подведение итогов Учитель:  Все   сегодня   поработали   успешно?  Вы   все   сегодня   молодцы. Работы получились замечательные. Несмотря на то, что со времён войны прошло 70 лет, в каждой семье жива память о тех, кто погиб в этой войне. Вот фамилии ваших родных и близких, чью память мы сегодня чтим. Давайте соберём и зажжём наш вечный огонь. Почтим память всех погибших за Родину, минутой молчания.  Склонитесь, и млад, и стар.  В честь тех, кто за счастье, Кто жизнь, ради жизни отдал (Минута молчания). Пусть этот огонь всегда горит в ваших сердцах. Урок окончен. Все сегодня  молодцы, работали активно, стихи читали выразительно, правильно, понятно.  Спасибо за работу. Интернет­источники: 1. http://www.youtube.com/watch?v=qh­ItO7A_cY 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. http://minusok.com/text/2697/ 4. http://www.liveinternet.ru/users/maridara/post323923098/ 5. Дети войны ­ Город.томск.ру 6. gorod.tomsk.ru  600 × 465   7. Материалы за Декабрь 2012 года » Газета Правда Москвы  Поиск по картинке8. pravdamoskvy.ru  564 × 480   9. О чем молчали дети Сталинграда. В Сталинград война ворвалась внезапно.   Поиск по картинке 23 августа 1942 года. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут      Поиск по картинке 10. www.theunknownwar.ru  567 × 364   11. Свеча памяти | Светская жизнь ­ Страница 4 | Православный форум " 12. soborno.ru 13. http://ped­kopilka.ru/vs­ob­yetikete/pravila­povedenija­na­urokah­truda 14. http://www.detiostashkova.ru/ 15. http://nashi­detochki.ru/svoimirukamipodr.php?id=3  Поиск по картинке  429      ×     600           Предполагаемый результат: • расширятся и систематизируются знания детей о Великой отечественной  войне; • закрепятся навыки и умения предметно­практической деятельности при  изготовлении «Вечного огня»; • сформируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам  тыла; • разовьётся бережное отношение к семейным реликвиям: письмам­ треугольникам с фронта, фотографиям, грамотам, медалям, другим реликвиям. Выводы и рекомендации. Результаты проведенного урока показали высокий эмоциональный отклик учащихся на наглядный и речевой материал, что послужило хорошим стимулом для качественной деятельности в практическом задании. Используемые техники и методики     позволили: повысить мотивацию за счёт использования средств привлечения внимания и развития интереса; оптимально использовать время на уроке; развить внимание; улучшить результативность (все работы выполнены качественно, с желанием)