Тема урока: « Витамины»
Цель урока: Изучить роль витаминов в обмене веществ, классификацию витаминов,в каких
продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии
витаминов.Задачи урока:
1. Образовательные.
Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах
клетки, об их влиянии на обменные процессы;
познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;
сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество
определённых витаминов;
2.Развивающие.Продолжить:
развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной
литературой;
развитие умений применять полученные знания на практике;
определять личностную значимость темы для каждого ученика.
3. Воспитательные.
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
развивать критическое мышление и интеллектуальные способности
учащихся.
продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровомуобразу
жизни;
Оборудование: учебник 8 кл. Д.В. Колесова, презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа
для демонстрации презентации и слайдов, карточки для витаминного домино.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент:класс разделён на 4 группы. На столах стоят таблички А, В, С, D,
карточки.
2.Изучение новой темыИспользуется технология критического мышления
Здравствуйте ребята! Я хочу начать урок с историей одной экспедиции. Послушайте, пожалуйста.
( Слайд корабля.)
Во время одной экспедиции Колумба часть экипажа сильно заболела. У них распухли и
кровоточили десны, стали выпадать зубы, сильно болели мышцы и суставы. Чтобы не быть обузой,
обессиленные моряки попросили капитана высадить их на ближайшем острове, чтобы они смогли
спокойно умереть на земле.(Слайд )
Колумб сжалился, причалил к острову, оставил больных вместе с запасом пороха, провианта и
ружья на всякий случай. Обещал вернуться, ….но не знал кого он там встретит…
Учитель: А что было действительно вы узнаете позже.
Проблемный вопрос:Ребята как вы считаете, моряки выжили или погибли?
Ответы детей (Я думаю выжили, а я думаю нет.)
Учитель: Мне больше нравиться, что они выжили!Предположим, что они остались живы.
Как вы думаете, что им могло спасти жизнь?
Ответы детей ( может быть они ели зеленые растения , свежие фрукты, рыбу и т.д.)
А что же такое важное содержится в свежих овощах и фруктах?
Ответы детей Витамины. Запишите тему сегодняшнего урока: «Витамины».(Слайд )
Учитель пишет тему урока на доске.
Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем,
а только принимаются к сведению).
Затем прошу начертить каждого в тетради таблицу (слайд )
Знаю
Хочу знать
Узнал
Заполните сначала 1ю колонку, что ты знаешь о витаминах.
Что же вы хотите узнать сегодня?
(ответы детей)
И сегодня на уроке попытаемся узнать какой же болезнью заболели моряки?
Какой витамин помог им выжить?
Что такое витамины?
Какие бывают витамины?
В чем значение витаминов для человека?
В каких продуктах какие витамины содержатся?
Какова суточная потребность витаминов
И настолько ли важны витамины для жизни человека.
Заполните теперь вторую колонку, а третью заполним вместе в конце урока.
Учитель: Итакцель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека,
(для чего витамины необходимы нашему организму), в каких продуктах содержатся, какие
заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. (слайд 5)
Постановка проблемного вопроса:Мы часто слышим разную информацию о
витаминах.Подумайте, правда ли это?Ответьте на эти вопросы(да или нет) (слайд 6)
Витамины есть только в овощах и фруктах.
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
Витамины нужно принимать только зимой и весной.
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
Учитель:Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос и проверить правильно
ли вы ответили?
Объяснение темы учителем: Витамины образуются растениями или животными и должны поступать
в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов. Витамины
входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена
веществ. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они
поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими
в нашем кишечнике. Ребята, кто может дать полное определение витамина из задания слайда 7?
Витамины – это органические вещества, которые
1. В основном поступают в организм с пищей
2. Являются источником энергии
3. Оказывают сильное влияние на обмен веществ в малых количествах 4. Расщепляют гликоген до глюкозы
5. Входят в состав ферментов
6. Образуются в железах внутренней секреции
(Ответ 135)
Теперь ищите определения по учебнику. Ответы детей:
Витамины – биологически активные
вещества, синтезирующиеся в организме или
поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена
веществ и жизнедеятельности организма.(слайд 8)
В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли
открыть.
В1881г. Русский врач Н. И. Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил
натуральным молоком, а других искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы,
соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты
Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были
те же, правильность и точность опыта подтвердилась.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной
пищей? (Слайд 9)
Н. И.Лунин решил, что в пище есть еще какоето незаменимое вещество, необходимое для
поддержания жизни.
1912г.польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей активное вещество и назвал его
«витамин»(от лат. vita — жизнь и...амин). (слайд 10)
Учитель: Ребята известно более 80 витаминов. Все витамины делятся на две большие группы:
водорастворимые и жирорастворимые. Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D. (слайд 11)
(учитель записывает схему на доске, ученики в тетрадь)
Сейчас вы будете работать в группах.(57 мин.)Каждая группа будет изучать один из витаминов.
У вас на столах лежат информационные листы и инструктивная карточка .Вы внимательно
прочтите информацию и составьте рассказ о витамине по плану, которая приведена в
инструктивной карточке. Найденные ответына вопросы помечайте карандашом в информационных
листах.Затем мы внимательно послушаем каждую группу и попробуем найти ответы на наши
вопросы. Для работы вы должны искать по учебнику, что такое авитаминоз, гиповитаминоз и
гипервитаминоз.Ученики находят ответ и пишут в тетради.
Ответы детей:При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает
заболевание авитаминоз. Если организм все таки получает витамин, но не достаточно, то
возникающее заболевание называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза –
заболевания, связанного передозировкой витаминов. ( слайд )
Далее ученики работают по группам. Учитель корректирует их работу.
Ребята! Чтобы полученные на уроке знания прочно усвоились вами, в ходе урока предлагаю
заполнить таблицу .(Слайд 12) Название
витамина
Функции
Суточная
потребность
человека в
витамине
Симптомы
авитаминоза
гиповитаминоза
Симптомы
гипервитаминоза
и
Источники
витамина
для
организма
Учитель: Давайте предоставим слово группе, которая познакомилась с витамином А (слайд про
витамин А)
А теперь послушаем о витамине В (Слайд витаминВ1 )
Следующие расскажут о витамине Д (Слайд про Д )
А что нам расскажут о витамине С (Слайд про С)
Ребята, вы прослушали информацию о витаминах.
Скажите, пожалуйста , кто любит чай с лимоном? Это ни что иное, как водный раствор витамина
С аскорбиновой кислоты.
Учитель: А вы догадались, чем же болели моряки.?
Ответы: Да. Это цинга.
И какой витамин спас жизни моряков? Ну конечно же витамин С
Учитель:А теперь я дочитаю Вам историю о моряках. (Слайд Корабля.)
И действительно через несколько месяцев на обратном пути его корабли подошли к этому острову,
чтобы предать земле останки несчастных моряков. Каково же было удивление, когда они встретили
моряков живыми и здоровыми!Как здорово, что они остались живы и что наша гипотеза
подтвердилась!
Ребята, а все ли витамины или какойто один из них является важным? (Ответы детей)
Действительно, все витамины важны.
Учитель: Вы наверно устали, я предлагаю вам провести физкультминутку
Физкультминутка:
А теперь ребята встали
Руки в стороны,
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Тихо сели, вновь за дело!
Учитель:Каковы причины гиповитаминозов?
Явление гиповитаминоза может наступить в результате неправильной кулинарной обработки или
хранения пищевых продуктов (при нагревании, консервировании или долгом хранении пищи
витамины разрушаются).
Как же сохранить витамины при их хранении и при приготовлении блюд?(Ответ учащиеся ищут из
учебника и из приложении «Советы кулинарам» ).
Ответы детей: Витамины В1, В2, и С растворяются в воде, окисляются на воздухе и быстро
разрушаются при нагревании. Поэтому при варке овощей их лучше класть не в холодную, а в уже
закипевшую воду, закрывать крышкой и не кипятить долго. Витамин С разрушается при
соприкосновении с медной и железной посудой.
Дополнения учителя А также причиной гиповитаминозов служат некоторые заболевания или применение антибиотиков.
Так, у больных, страдающих язвенной болезнью и другими заболеваниями желудочнокишечного
тракта в кишечнике, ухудшается всасывание витаминов из пищи.
При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной
трудоспособности. Потребности человека в витаминах возрастают во время физической работы и
после нее, а также при многих заболеваниях.
Не получая витаминов, даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться
зубы, ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Особенно
тяжело сказывается отсутствие витаминов на развитии молодого организма.
Помни! Витамины не лекарство, которое необходимо только во время болезни. Витамины нужны
всегда, ежедневно. Без них не будут правильно использоваться в организме белки, жиры, углеводы
и минеральные вещества, нарушится обмен веществ. (Показываю видеоролик о витаминах.)
Вывод: В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и
поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего
организма.
(Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).
Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
Больше времени бывать на улице.
Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и
кофе.
Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по
рекомендации врача.
Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
Не злоупотреблять витаминами.
III. Закрепление изученного материала.
1.Решение проблемной ситуации.
Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания
относятся к достоверным фактам, а какие нет. Ученики проверяют свои ответы.
(Объяснения учащихся).
Высказывание
Витамины есть только в овощах и фруктах.
Чем больше съешь витаминов, тем будешь
крепче и здоровее.
В период инфекционных заболеваний нужно
есть больше витамина С.
Витамины нужно принимать только зимой и
весной.
Недостаток витаминов может привести к
серьезным заболеваниям.
Факт
Витамины содержатся как в растительной,
так и в животной пище.
Передозировка витаминов также опасна, как
и недостаток.
Да.
организма к инфекционным заболеваниям.
Витамины необходимы постоянно. Прием
витаминных препаратов нужно вести только
по рекомендации врача.
Да.
Он повышает сопротивляемость
2. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня.
Витамины играют важную роль в обмене веществ, т.к. многие из них входят в
состав________.
При недостатке того или иного витамина развивается ________. Например, при недостатке _______ нарушается обмен кальция и фосфора в
костной ткани и развивается заболевание__________.
При недостатке___________ развивается _________, т.е. неспособность видеть
при слабом освещении. Причина в том, что данный витамин необходим для
образования зрительного пигмента__________ , обеспечивающего сумеречное
зрение. Для профилактики данного авитаминоза необходимо употреблять в
пищу сливочное масло, печень и красные фрукты и овощи, в которых
содержится_________
Термины:1)куриная слепота
2)родопсин
3) витамин А
4) витамин Д
5)каротин
6)рахит
7)авитаминоз
8) ферменты
9) цинга
10) витамин В1
3. Игра «Биологическое домино».
Рефлексия:
1.Достигли ли мы цели поставленной вначале урока? Какая цель стояла перед нами?
Я вам предлагаю поделиться тем, что вы узнали на сегодняшнем уроке. Для этого допишите третью
колонку таблицы «Узнал»
2. Игра «Светофор».
Учащиеся комментируют урок поднятием цветных карточек:
Розовый цвет урок очень понравился, особенно….
Желтый цвет урок не понравился, потому что….
Зеленый цвет урок понравился, но….
Я благодарю вас за работу на уроке. (Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте
витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С
(раздаю драже витамина С всем желающим). Все встали, урок окончен. До свидания!
Д/З. 1. Изучить параграф 38 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить
сообщения о витаминах РР,К, Н, Е.
Урок "Витамины" с презентацией ( 8 класс, биология)
Урок "Витамины" с презентацией ( 8 класс, биология)
Урок "Витамины" с презентацией ( 8 класс, биология)
Урок "Витамины" с презентацией ( 8 класс, биология)
Урок "Витамины" с презентацией ( 8 класс, биология)
Урок "Витамины" с презентацией ( 8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.