Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)
Оценка 5

Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
8 кл
06.03.2019
Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)
Разработка предназначена для проведения уроков внеклассного чтения, родительских чтений и других мероприятий, направленных на развитие умений выстраивания отношений между детьми и родителями. Как преодолеть вечные проблемы конфликта поколений, родительской небрежности в воспитании, детской жестокости, замены реального мира технологиями? Найти ответы на эти и другие вопросы - цель данного занятия.
5 Технологическая карта занятия.docx
Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)  Автор: Суменкова Евгения Павловна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Карагайская СОШ №1» с. Карагая Технологическая карта внеклассного мероприятия Предмет Тема Литература класс 8 «Берегите душу» (по рассказу Рея Брэдбери «Вельд») Предметные Умение понимать тему,  идею литературного  произведения. Уметь  пересказывать, отвечать на  вопросы с использованием  образных средств русского языка, устанавливать  связи литературного  произведения с жизнью. Решаемые учебные и воспитательные проблемы Вид используемых на уроке средств ИКТ Методическое назначение средств ИКТ Образовательные интернет­ресурсы Планируемые образовательные результаты Метапредметные Личностные Осознание значения семьи в жизни  человека и общества, принятие ценности  семейной жизни, уважительное и  заботливое отношение к членам своей  семьи; формирование ценностей  здорового и безопасного образа жизни. Смысловое чтение. Умение  работать индивидуально и в  группе, находить общее  решение. Умение учащегося  построить и  продемонстрировать грамотно  оформленный монолог. Умение соотносить свои действия с  планируемым результатом,  корректировать свои действия.  Формирование и развитие  компетентности в области  использования ИКТ 1. Показать, что Рэй Брэдбери – яркий самобытный писатель; анализ  рассказа, выявление идейно – художественного своеобразия произведения,  высказывание аргументированного суждения о прочитанном. 2. Познакомить с  жанром технократической утопии как одном из жанров  научной фантастики. 3. Развивать умение работать с художественным текстом, выделять  главное, развивать ассоциативно­образное мышление, строить аналоги,  обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать. 4. Развивать умение логического мышления, устной речи учащихся,  обогащение их словарного запаса. 5.Акцентировать внимание на «синдроме Вельда» как одном из сбывшихся  предсказаний Р. Бредбэри Аппаратные средства ИКТ: компьютер, проектор, экран ЭОР: фрагмент фильм «Вельд», презентация о биографии Р.Брэдбери. Усиление мотивации, повышение интереса и расширение познавательных  потребностей обучающихся, повышение уровня визуализации изучаемого  материала https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=SOgJz086FXM Организационная структура урока Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового  материала 1 Формирование конкретного образовательног о материала Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательных результатов Методы обучения Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя Основные виды Формулировка целей и задач мероприятия. Подготовка к восприятию  художественного произведения. Словесный, анализ художественного текста, расширение словарного запаса, умение  рассуждать на выбранную тему, сопоставление  разных видов текста, отражающих  одну проблему.  Вступительное слово учителя. ­ Посмотрите на экран, прочитайте отрывок из статьи Александра Асмолова:  «Психологическая зависимость от жестоких компьютерных игр – страшное дело.  Она изменяет сознание игрока: переживания, связанные с виртуальностью, он  воспринимает как реальные, свои собственные, ему приятно сознавать свою силу.  В кровь выбрасывается адреналин – подобно наркотику, он заставляет работать  участки мозга, отвечающие за удовольствие. Если в спорте адреналин разрушается при движении, то в крови сидящего человека он остаётся, разрушая нервную  систему, приводя к необратимым изменениям в работе мозга, к неврастении».  ­ А сейчас посмотрите отрывок из фильма (отрывок из фильма «Вельд», дети  устраивают истерику, когда родители отключают детскую).  ­ Есть ли общее в этих отрывках и можете ли вы сказать, из каких произведений  данные отрывки?  ­ Конечно, это отрывок из фильма «Вельд», по одноименному рассказу  Р.Брэдбери. Вашим домашним заданием было прочитать этот рассказ. Как вы  думаете, в каком году он был написан и почему? (ответы учеников: 2000­е годы,  потому что это рассказ о высокотехнологичном доме с большим количеством  гаджетов и других современных устройств).  ­ Это произведение впервые было опубликовано в 1950 году и называлось «Мир,  созданный детьми». Это лишь одно из многих произведений автора, в котором он  предсказывает будущее, но сам Брэдбери считал, что он не предсказывает  будущее, а пытается его предотвратить, вот что говорит сам Брэдбери: «Люди  просят меня предсказать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его…». К  сожалению, Брэдбери не удалось предотвратить будущее, это подтверждает  первый отрывок, он из статьи Александра Асмолова «Синдром вельда, или  поколение, ушедшее в виртуальный мир», написанной в 2008 году. Слово «вельд»  в современной психологии легло в основу психологического термина «синдром  вельда», обозначающий желание детей избавиться от родителей. Что является  причинами возникновения этого желания, и как предостеречь себя и своих  близких от этого недуга? Об этом и пойдет речь на нашем сегодняшнем  мероприятии, тему которого я обозначила так: «Берегите свою душу». Рассказ­вступление Подготовка к сообщению целей и задач. Фронтальная беседа 2 деятельности учителя образовательног о материала Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательных результатов Методы обучения Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности Форма организации деятельности учащихся. Основные виды деятельности учителя Роль учителя Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.  Организация обратной связи Формирование конкретного 1. Знакомство с писателем. 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной учащимися  самостоятельно (сообщение о Р.Брэдбери) 3. Организация анализа художественного произведения. Сообщение учащегося о жизни и творчестве Р.Брэдбери (примерное). Рэй Дуглас Брэдбери – американский писатель, родился 22 августа 1940 года в  Уокигане. Родители с детства прививали мальчику любовь к природе и чтению  кник. Семья жила бедно, и обеспечить обучение в колледже мальчику не могли.  Он получил только среднее образование, после школы продавал газеты на улице.  Первый рассказ написал в 12 лет. Не имея денег на обучение, он занимался  самообразованием, 3­4 дня в неделю посещал библиотеку. В 1939­1940 гг  вплотную занялся написанием фантастических рассказов. Всегда следил за  научными открытиями, что повлияло на его творчество. Излюбленным жанром  стала технократическая утопия ( утопия ­ (место, которого нет),  технологический утопизм (техно­утопизм; англ. Technological utopianism) —  относится к любой идеологии, основанной на убеждении, что достижения в  области науки и техники, в конечном счёте приведут к утопии). В 1946 году  женился на Маргарет Маклюр, которая стала его единственной женой и  возлюбленной. Брак продлился до 2003 года, пока Маргарет не умерла. В семье  родилось четыре девочки. Маргарет поддерживала Брэдбери. Бывали такие  времена, когда она оставалась единственной кормилицей в семье, но всегда давала возможность мужу творить. Мировую известность Рэю Брэдбери принес роман  «451 градус по Фарингейту». В 76 лет Брэдбери перенес инсульт и последние  годы жизни провел в инвалидном кресле. Организовал свой театр. Умер 5 июня  2012 года.  Исследовательский (подготовка сообщения о писателе) Презентация о жизни и творчестве писателя. Используются средства устной коммуникации. Фронтальная работа Соотносит запланированный и предварительный результат, взаимодействие  между учителем и учеником по предварительным результатам. Этап. 3. Практикум Формирование конкретного образовательног о материала Основной вид Организация анализа художественного произведения. Представление групповых результатов по итогам обсуждения. 1. Какие ассоциации со словом «вельд» возникают у вас? (ответы учеников:  3 засуха, жара, песок, сухая трава, опасность, жестокость, хищники, страх). 2. Почему именно эти ассоциации возникли? (ответы учащихся: вельд – это  открытая безлесная территория или лугово­пастбищные угодья в Южной Африке, обширные засушливые плато). 3. Почему же рассказ об умном доме называется «Вельд»? и почему наше  сегодняшнее мероприятие называется «Берегите свою душу»? (высказывают  предположения) Чтобы разобраться в этом, я предлагаю немного поразмышлять. Задание. Сформулируйте 2­4  исследовательских вопроса к тексту. Один вопрос  задайте своему соседу, и ответьте на вопрос, который зададут Вам (всего столько  пар вопросов­ответов, сколько учащихся в классе). Если Ваш вопрос уже задали,  его больше нельзя задавать (используйте запасной).  Задают вопросы, отвечают на них. ­ Какие проблемы затрагивает автор «Вельда»? Актуальны ли они в наше время?  Ответы (возможны другие варианты): Замена реального мира технологиями  Детская жестокость   Родительская небрежность в воспитании  Конфликт поколений Распределение на группы (ученики распределяются на группы в зависимости от  того, какую проблему они хотели бы обсудить подробнее). Задание 2. Учитывая выбранную вами проблему, контексты, открытые при обсуждении,  ассоциации к слову «вельд», подготовьте сообщение от группы, содержащее  суждение по проблеме, подтвердите его текстом, а также, предложите пути  решения этой проблемы в нашей жизни. Групповая деятельность. Проблемно­поисковый (выявление  основных проблем текста через формулировку исследовательских вопросов и ответы на них) Подготовка слайдов как одна из возможностей представления результата  деятельности в группе. Работа с художественным текстом. Участие в эврестической беседе. Обсуждение и поиск общего решения. Выводы после выступлений учащихся деятельности, направленный на формирование образовательных результатов Методы обучения Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности Форма организации деятельности учащихся. Основные виды деятельности учителя Роль учителя Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. Формирование конкретного Выводы, наблюдения. Учащиеся озвучивают сообщения от группы, предлагают пути решения проблем,  поднятых в тексте. образовательног о материала Основной вид деятельности, направленный на 1 группа Родительская небрежность в воспитании: Р. Брэдбери описывает  жизнь семьи в «умном» доме. Окружив детей различной техникой,  удовлетворяющей все их потребности, родители не замечают, как их дети  4 формирование образовательных результатов Методы обучения Основные виды деятельности учителя постепенно превращаются в эгоистичных, бездушных, и жестоких людей.  Предоставляя детям свободу действий, обеспечивая их всем необходимым и  выполняя все их капризы, родители полагают, что они счастливы, забывая, как  важно для детей общение с родителями. Они не объясняют детям, что кроме  материальных ценностей и развлечений в жизни есть вещи более важные. Не  получая достаточного внимания со стороны родителей, дети заменяют общение с  ними играми в «чудо­комнате».  2 группа Детская жестокость В рассказе мы видим очень жестоких детей. Р.  Брэдбери описывает жизнь семьи в «умном» доме. Окружив детей различной  техникой, удовлетворяющей все их потребности, родители не замечают, как их  дети постепенно превращаются в эгоистичных, бездушных, и жестоких людей.  Проявление детьми жестокости в этом рассказе обусловлено недостатком  внимания к ним со стороны родителей. Сначала дети говорят родителям, что  ненавидят их, а затем желают им смерти. Жестокость детей в рассказе «достигает своего пика, когда они позволяют львам растерзать родителей, закрыв их в  комнате. Р. Бредбери дает читателям понять, что дети не раз моделировали эту  ситуацию в комнате.  3 группа Замена реального мира технологиями: Дети в будущем Рэя Брэдбери  избалованы прогрессом, развлечениями, технологиями. Виртуальное заменяет им  реальное. А поскольку виртуальный мир интереснее и ярче, то и любишь его  больше, нежели суровую серую реальность, где надо учиться и слушаться  родителей. Дети в будущем Рэя Брэдбери ленивые, праздные потребители,  которые по первой указке получают все желаемое. Они безобразно эгоистичны и  устрашающе жесток. Брэдбери предупреждает читателя о том, какое будущее нас может ожидать, или уже ожидает, о том, как технологии и прогресс могут  погубить человечность. 4 группа Конфликт поколений Родители, любя своих детей и желая их  порадовать, купили «Дом счастья» Этот дом выполнял всю работу за своих  обитателей: он готовил, убирал, стирал, мыл их, завязывал им шнурки, делал все,  чтобы сделать их жизнь максимально комфортной. Казалось бы, отличная и очень  удобная идея. Время, которое тратилось на повседневные заботы, теперь  высвобождается и может быть потрачено на общение или что­то полезное, но  оказалось, что потратить­то свободное время и не на что. Мама Лидия, и папа  Джордж, начали ощущать себя ненужными, им нечем стало себя занимать, они  стали нервными и неуравновешенными. С детьми вышло еще хуже. Оказалось, что  комната полностью вытеснила из их повседневной жизни и их сердец родителей.  Мама с папой перестали быть нужны детям, ведь механический дом делал все  гораздо быстрее и лучше живых людей. Своим рассказом Рэй Брэдбери обратил внимание на проблему непонимания  между детьми и родителями, нежелание задумываться и проявлять участие в  судьбе друг друга. Говорит о том, что нужно пересмотреть свои отношения с  близкими, не пожалеть для них своего душевного тепла, любви и понимания и  тогда можно избежать участи героев рассказа. Аналитическая беседа. Систематизация материала, обобщение. Выводы после выступлений учащихся. Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Рефлексия по Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство  5 достигнутым либо недостигнутым результатам Используемые технологии Формирование универсальных учебных действий Способы оценки на уроках родителей, Питер и Венди убили собственную душу. Беззаботная жизнь создала  иллюзию счастья, но быть счастливым с ненавистью и грехом в душе нельзя.  Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель­фантаст.  Письменная рефлексия Ответьте на вопрос: как в наше непростое время можно спасти свою душу,  используя ПОПС­формулу. П  (позиция)  «Я полагаю, что...» О (объяснение) «Потому что…» П (примеры) «Я могу доказать сказанное несколькими примерами» С (следствие) «Поэтому…»   Коллективный способ обучения. Педагогика сотрудничества. ИКТ­технология Технология РКМЧП Коммуникативные УД Умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать  совместной деятельности. Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в  соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать  в коллективном обсуждении проблемы. Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою  позицию. Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения. Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого  высказывания своих чувств, мыслей и пр. Личностные УД Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Понимание учащимися представления о человеке как объекте и продукте  воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце  обстоятельств. Реализация пространства для самоопределения, принятия решений,  самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека,  самоанализа. Познавательные УД Умение видеть, формулировать проблему (задачу). Умение ставить вопросы и находить ответы. Умение структурировать текст. Умение делать выводы, обобщения и умозаключения. Регулятивные УД Планирование цели своей деятельности пути её достижения. Решение задач и принятие ответственности за это решение. Уровень самооценки (представление о своих возможностях). Умение контролировать своё эмоциональное состояние и поведение. Внеклассное мероприятие, поэтому оценка будет устной, причем высказать ее  смогут все желающие (кого и за что хотели бы оценить). 6

Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)

Урок внеклассного чтения  «Берегите душу» по рассказу Рея Брэдбери «Вельд» (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019