Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Времена года. Сентябрь-первый месяц осени". На уроке обобщили признаки приближающейся осени. Дети называли осенние месяцы, их порядок следования, отгадывали загадки, слушали стихи, узнали о приметах осени. На уроке дети развивали свою познавательную активность,кругозор.
Урок Времена года. Сентябрь – первый месяц осени.
Предмет: Окружающий мир
Класс1
УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник«Начальная школа ХХI века». автор Н. Ф. Виноградова, М.:
«Вентана – Граф», 2015
Цели: уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных
признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; воспитывать
заботливое отношение к природе; развивать познавательную активность.
УУД: Регулятивные: Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные:Пересказывать и понимать тексты о природе.
Коммуникативные: Характеризовать признаки времен года, рассуждать о
красоте природы, различать времена года.
Тип урока: урок открытия новых знаний(УОНЗ)
Природа родного края.
Особенности времени года (осень).
Уметь различать времена года.
Уметь различать признаки живой и неживой природы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы с вами на уроке совершим увлекательное путешествие в
мир природы.
Кто мне скажет, какая бывает природа? (Живая и неживая) Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух,
вода, камни)
А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)
Всё в природе подчинено определённым законам. Жизнью природы
управляют и времена года.
Какие времена года вы знаете, назовите.
А сейчас отгадайте загадки:
1.Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?(Сентябрь)
2.Всё мрачней лицо природы
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?(Октябрь)
3.Поле чёрнобелым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
К какому времени года они относятся? (К осени)
Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень. Какой
месяц осени сейчас наблюдаем? (Сентябрь)
Сегодня на уроке будем говорить о первом месяце осени — сентябре.
3. Работа по теме урока.
Первый месяц осени — сентябрь. Его зовут “запевалой осени” и
“златосветом”. Подумайте, почему?
Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой
листва деревьев и кустарников.
Прослушайте отрывок из стихотворения:Повязала Осень пёстрый фартук,
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Как мы его назовём?( «Осеньхудожница»)
В начале сентября выдаются тёплые солнечные деньки. Небо синее. Воздух
чист и прозрачен. В нём летают нити паутины. Такие дни называют «Бабьим
летом».
Отгадайте загадки:
1.Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья)
2.На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина)
3.Без рук, а холст ткёт. (Паук)
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо всё выше, выше.
4. Осенние приметы
Сентябрь без плодов не бывает.
Гром в сентябре – тёплая осень.
Сентябрь – вечер года.
Какие признаки осени уже проявили себя в сентябре? Подумайте.
В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так
высоко, как летом. Листья на деревьях начинают желтеть. Первыми
становятся жёлтыми листья берёз и лип.
Чаще налетают ветры. По утрам стелятся по полянам и лугам белые туманы.
В сентябре часто идут дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие,
моросящие, а небо затянуто серыми облаками.
Итак, какая погода в сентябре?
(Читает подготовленный ученик)
Закружила Осень
Рыжие метели.
Золотые листьяС клёнов полетели.
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.
4. Экскурсия в школьный двор.
Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют
окраску и опадают)
Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию в школьный двор.
Понаблюдаем, какие деревья в нём растут, какого цвета листва на них.
А ещё понаблюдаем за небом: какое оно? Яркосинее или бледноголубое? И
есть ли на нём облака?
Затём вернёмся в класс и продолжим работу.
Во время экскурсии проводится игра “Найди дерево по листочку”.
5. Закрепление знаний.
Вот мы и вернулись в школьный класс. Сейчас я проверю, были ли вы
наблюдательными и внимательными во время экскурсии.
Какие деревья мы видели в школьном дворе? Назовите.
Какие из них осенью остались зелёными? Почему?
Какого цвета вы видели небо?
Были ли на небе облака?
Самостоятельная работа. Откройте стр. 9.Выполните задание в тетради.
Листья каких деревьев вы дорисовали? (Дуба, клёна, осины)
6. Дифференцированная работа.
Задание для читающих детей на стр. 17 в учебнике. Самостоятельная работа.
Проверка: ответ на вопрос учебника.
Для нечитающих:
Рассмотрите внимательно рисунок на стр. 10 в тетради.
Кто и куда спрятался от дождя? Назовите. (Девочказонт, лягушкагриб,
мышькамень)
7. Итог, рефлексия. А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали изменения в
природе, которые происходят в первом месяце осени? Как он называется?
( сентябрь)
Молодцы! Спасибо за урок!