Уроки 1-2: Нравственные уроки жизни по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
Оценка 4.6

Уроки 1-2: Нравственные уроки жизни по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
5 кл
23.12.2023
Уроки 1-2: Нравственные уроки жизни по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
уроки по сказке Погорельского "Черная курица"
5 класс уроки 1-2 по сказке Погорельского Черная курица.docx

 

Уроки 1-2:

Нравственные уроки жизни по сказке

А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

 

Цель:  формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

 

Задачи:

- вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;

- повторить знания учащихся о сказке;

- развитие монологической речи;

- продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

 

Воспитательная цель:

Формирование положительных качеств личности (трудолюбия,  честности,  коммуникативности) на примере анализа и обсуждения поступков и действий героя.

Образовательная цель

1.Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

2.Осмысление нравоучительного смысла сказки.

3.Создание литературной характеристики главного героя Алёши.

Развивающая цель:                   

Развитие критического мышления: синтез, анализ, обобщение.

 

Урок создан в рамках технологии «Развитие критического мышления» на основе чтения.

Структура уроков в рамках данной технологии следующая:

I.        Репродукция и воспроизведение знаний (я это знаю) в данном уроке эта часть реализовалась через блиц опрос, я убедилась, что дети знают содержание сказки, владеют литературным материалом.

II.        часть данной технологии предполагает наращивание знаний (что я узнал, или открыл для себя нового) Дети учились классифицировать черты характера литературного героя, выбирали положительные качества, пытались мотивировать выбор. Формировали при этом свою жизненную позицию, или точку зрения

III.        В закреплении материала использовался приём «Работа в группах»

В результате урока мы должны были выстроить таблицу: логически смыслового моделирования.

Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.

Структура урока и его содержание выстроены в рамках технологии «Развитие Критического Мышления»

В течение урока использовано сочетание методов обучения

1.    репродуктивный

объяснительно - иллюстративный

2.    осмысление знаний на новом уровне

частично - поисковый

IV.        Часть уроков в рамках данной технологии всегда предполагает рефлексию

(На зёрнышках дети загадывали желания, помня о последствиях)

Оборудование: доска, групповые задания, тест , эпиграф.

вопрос на доске: Конопляное семечко - заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?

Предварительное задание: прочитать сказку, повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества


Ход урока

1.    Орг. момент. ДЗ: заполнить таблицу: Признаки сказки (прил.1)

2.    Вступительное слово учителя. Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный. Не зря Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сегодня мы продолжим говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (194 года назад)

 

3. Мотивация учебной деятельности, целеполагание.

Запишите в тетради дату, тему урока: «Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Что такое нрав? (характер)

А нравственность? (мораль, ответственность за свои поступки, способность быть честным, справедливым, благоразумным)

Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте, цель нашего урока.

Цель урока: показать, что нравственные законы вечны и едины.

На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят к содержанию сказки.

- Какую из них вы предложили бы для эпиграфа урока?

1.  Трудно найти, легко потерять.

2.  Как прожил, так и прослыл.

3.  Сам погибай, а друзей выручай.

4.  Дал слово – держи его.

5.  Что посеешь, то и пожнешь.

6.  Учись на добро отвечать добром.

7.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

8.  Добро век не забудется.

Эпиграф урока. Учись на добро отвечать добром. (записать в тетради)

- Вы доказали, что умеете определять идею произведения, его главную мысль. А главный вопрос(на доске) на который мы ответим в конце урока: конопляное семечко, помните по сказке?, освободило Алешу от труда. И теперь не надо учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?

И еще один вопрос: Какие нравственные уроки вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

 

4.    Восстанови ход событий: (прил.2)

1.Алеша проявляет необыкновенные способности.

2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.

3.Алеша в подземном королевстве.

4.Спасение Чернушки.

5.Прщание с министром.

6.Предательство.

7.Жизнь Алеши в пансионе.

8.Болезнь и выздоровление. (7, 4, 3, 2, 1, 6, 5, 8)

 

5.    Актуализация знаний. (Ответы по дз) +

? Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?

Докажите, что это сказка?

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

 

А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

 

- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?

(Отражены реалии того времени: Имя, возраст мальчика, Алеше было 10 лет; точная география: месторасположение)

 

? - Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке - все выдуманное, а эта сказка - литературная)

Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. 1703 год — принято считать днем основания Петербурга. (фотогр Петербурга)

– В какое время происходят события? (в 19 веке)

С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор? (конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны). Поработаем с незнакомыми словами.

 

6. Словарная работа. Объяснение значения непонятных слов: пансион, бекеша, шандалы и др.

- А для чего надо знать лексическое значение этих слов? (Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана около двухсот лет назад). В какой словарик мы должны были заглянуть? (в толковый)

 

7. Аналитическая работа.

Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?

(- умненький, миленький, ласковый, общительный, скромный, застенчивый

- любит познавать новое

- милосердный)

Как он чувствовал себя в пансионе? (ему было одиноко, родители его не забирали)

? Представьте себя на его месте? Какие чувства у вас возникли к герою? (Т.е вы сочувствуете ему, сопереживаете).

? Какие книги любил читать мальчик? Найдите в тексте, прочитайте. (Книги рыцарские, волшебные.) Какие они, рыцари? (отважные, храбрые благородные). Значит, рыцари - идеалы для Алёши.

? Вспомните, с кем любил проводить время Алеша во дворе? (В дырочки забора смотрит – любопытный. Курочек кормит, разнимает – заботливый)

Как он к Чернушке относился? Почему? (с. 123)

? Почему Алеша не любил кухарку? Что вызывало у него ужас и отвращение? (она была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке.)

? Что сделал Алёша для Чернушки? Найдите ответ в тексте.(с. 125)

(Он спас её от смерти, когда кухарка Тринушка хотела её погубить. Алеша отдал кухарке единственное и самое дорогое, что у него было – империал - подарок бабушки)

Какие качества главного героя проявились в этом эпизоде? (щедрый, твёрдый)

- Как назвал Алёшу автор? (Избавитель)

- Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”. (спаситель, освободитель, заступник)

- Как бы вы оценили поступок героя? (Благородный поступок)

Разделите страничку на две части. В левую часть мы выпишем, каким знали Алёшу в пансионе, за что его любили. (Работа в таблице). (прил.1)

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

 

???

- Как Чернушка его отблагодарила? (повела в подземное царство)

- Как вы считаете, посещение этого царства – реальное событие? (это сон, видение, обморок)

Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь? (Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)

- Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей? (чтобы он всегда знал урок, не уча его)

Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?

(Алёша не должен быть нескромным).

??? - Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным? От чего же король предостерегает Алёшу?

- Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля? (Алеша внутренне стыдился похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал)

- Как ведёт себя Алёша в последующие дни? (самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их)

- Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко? (не смог ответить урок)

Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка. (прил. 1)

(работа в парах, обсуждение, выписывание на доску).

Не прикладывает труда, чтобы учить уроки

Отлично отвечает учителю

Товарищи перестали его любить

Шалил много, надоел товарищам

страшный шалун”

Стал непослушным

Праздный

Несчастный

??? - Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло? (однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и высек мальчика.)

Как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.

- Какое отношение это имеет к Алеше?

Он, спасая себя, «… совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.» .

- Пусть невольно, но он совершил предательство. Итак, Алеша способен и на самопожертвование, и на предательство.

- Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр? (Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр - Черная курица)

 

??? Так какой же он герой, положительный или отрицательный(Противоречивый). Оказывается, один и тот же человек может совершить и хороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в народных сказках? (Нет, герои народных сказок всегда понятны. Они или хорошие, или плохие).

- Давайте вспомним, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).

- Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.

- Как бы вы объясните первокласснику, что такое добродетель?

( Варианты определений даются детьми: это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).

- А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек. Вам надо выбрать, по какой идти. Помните, как в сказках: налево пойдешь… направо пойдешь…  

 (картинка: Рыцарь на перепутье»)   

расположить добродетели и пороки (прил.1)

 

??? Что будет в конце пути? У вас есть право выбора.

 

В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. (Дети могут использовать стрелочки, направленные вверх, ступени лестницы, пирамиду)

hello_html_a7e2fdc.png

Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться.

9.Обобщение. Аналитическая беседа.

Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился.

Почему из послушного, доброго, ласкового мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?

? - Почему не приносят Алёше радость его успехи?

(Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать и приносить счастье)

Вывод: Ему нечем было заняться. Праздность портила Алешу, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Труд делает человека лучше. Ваш труд - это что? (учеба) а чтобы хорошо учиться…нужно…? Трудиться, и не ждать, когда вам дадут конопляное зернышко.

Как же вы ответите на вопрос: Конопляное зерно - хорошо ли?

Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

- Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать)

Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.

ВОЗВРАЩЕНИЕ к ЭПИГРАФУ:   

-А вы, ребята, хотели бы получить конопляное семечко? Над этим вы подумаете дома и напишите сочинение. (показать на дом.задание.)

10.Подведение итогов урока:               Советы А. Погорельского: (прил.3)

1.       «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.»

2.      «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».

3.      . «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

4.      «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».

5.      «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».

6.      «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».

 

- Л.Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители».

 А какие уроки сказки усвоили вы?

Учащиеся предлагают варианты формулировок, которые записываются в тетрадь.

1. Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

2. Слушать внутренний голос совести.

3. Быть требовательным к себе.

4. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

нужно сдержать данное слово, уметь хранить тайну;

не предавать друзей, родных, близких людей, несмотря ни на что;

быть добрыми, отзывчивыми, скромными;

не зазнаваться, не быть высокомерными, тщеславными;

быть трудолюбивыми, не искать легких путей в жизни, не впускать лень и другие пороки в души, тренировать силу воли

11. Рефлексия

А  теперь  давайте  составим  синквейн,  который  станет финалом  нашего  сегодняшнего разговора  об  Алеше.

Напоминаю его строение: 1 строчка – одно существительное

2 строчка – два глагола; 3 строчка – три прилагательных; 4 строчка - фраза – характеристика; 5 строчка – существительное – ассоциация к первому слову синквейна.

Алеша

Добрый, отзывчивый

Спасает,  предает, раскаивается

Он сделался  примером для ребят.

Совесть.

12.Д/З:

1) Закончи предложение: Я считаю, что сказка А. Погорельского «Черная курица….» учит нас….

2) Подготовка к тесту 1-2 (прил.4)

 

 

Прил. 1.                               Признаки сказки                       

народная

литературная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки сказки

народная

литературная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки сказки

народная

литературная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки сказки

народная

литературная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки сказки

народная

литературная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ Алеши

до

после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ Алеши

до

после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ Алеши

до

после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ Алеши

до

после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ Алеши

до

после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скромность          Послушание

Сострадание        Раскаяние

Совесть                 Доброта

Прилежание       Нескромность

Самопревозношение      Стыд

Непослушание        Самолюбие

Гордость           Самонадеянность

Праздность      Неблагодарность

 

Скромность          Послушание

Сострадание        Раскаяние

Совесть                 Доброта

Прилежание       Нескромность

Самопревозношение      Стыд

Непослушание        Самолюбие

Гордость           Самонадеянность

Праздность      Неблагодарность

 

Прил.2.

 Восстановите ход событий:

1.               Алеша проявляет необыкновенные способности.

2.               Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

3.               Алеша в подземном королевстве.

4.               Спасение Чернушки.

5.               Прощание с министром.

6.               Предательство.

7.               Жизнь Алеши в пансионе.

8.               Болезнь и выздоровление.

 

Восстановите ход событий:

1.               Алеша проявляет необыкновенные способности.

2.               Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

3.               Алеша в подземном королевстве.

4.               Спасение Чернушки.

5.               Прощание с министром.

6.               Предательство.

7.               Жизнь Алеши в пансионе.

8.               Болезнь и выздоровление.

 

Восстановите ход событий:

1.               Алеша проявляет необыкновенные способности.

2.               Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

3.               Алеша в подземном королевстве.

4.               Спасение Чернушки.

5.               Прощание с министром.

6.               Предательство.

7.               Жизнь Алеши в пансионе.

8.               Болезнь и выздоровление.

 

Прил.3

Уроки сказки Погорельского

7.     «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».

8.     «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».

9.     . «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

10.«Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».

11.«Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».

12.«Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их».

 

Уроки сказки Погорельского

1.     «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».

2.     «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».

3.     . «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

4.     «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».

5.     «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».

6.     «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их».

 

Уроки сказки Погорельского

1.     «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».

2.     «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».

3.     . «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

4.     «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».

5.     «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».

6.     «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их».

 

Прил.4                                                   Тест 1.

 

1.   Назовите настоящее имя Антония Погорельского.

а) Алексей Алексеевич Перовский

б) Николай Петрович Погорельский

в) Иван Дмитриевич Толстой

г) Сергей Антонович Константинов

2. Кто главный герой сказки «Чёрная курица,

или Подземные жители»

а) подземные жители б) Саша

в) Алёша г) дети

3. Кому в сказке принадлежат слова:

«Это я, Алёша! Ты не боишься меня, не правда ли?»

а) чёрной курице б) кухарке

в) собаке г) подземному жителю

4. В кого превратился Чернушка в сказке?

а) короля б) министра

в) рыцаря г) старушку

5. В каком городе находился пансион,

в котором обучался Алёша?

а) в Москве б) в Петербурге

в) в Твери г) в Коломне

6. Что являлось для Алёши наибольшим утешением

по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг б) прогулка по двору

в) сон г) компьютерные игры

7. Что пришлось отдать кухарке за спасение Чернушки?

а) серебряные монеты б) драгоценный камень

в) золотую монету г) кусок пирога

8. Что в качестве подарка от короля за спасение

министра пожелал Алёша?

а) конопляное семечко б) знать урок, не уча его

в) рыцарские романы г) вернуться домой

9. Как пострадал министр Чернушка из-за предательства Алёши?

а) министра заточили в тюрьму

б) министру сковали руки золотой цепью

в) министра наказали розгами

г) министра отправили в пансион учиться

10. Как отреагировал учитель, когда Алёша рассказал

ему о Чёрной курице и о Подземных жителях?

а) захотел найти подземных жителей

б) отвёл Алёшу к доктору

в) отправил Алёшу домой

г) наказал Алёшу розгами

1.   Назовите настоящее имя Антония Погорельского.

а) Алексей Алексеевич Перовский

б) Николай Петрович Погорельский

в) Иван Дмитриевич Толстой

г) Сергей Антонович Константинов

2. Кто главный герой сказки «Чёрная курица,

или Подземные жители»

а) подземные жители б) Саша

в) Алёша г) дети

3. Кому в сказке принадлежат слова:

«Это я, Алёша! Ты не боишься меня, не правда ли?»

а) чёрной курице б) кухарке

в) собаке г) подземному жителю

4. В кого превратился Чернушка в сказке?

а) короля б) министра

в) рыцаря г) старушку

5. В каком городе находился пансион,

в котором обучался Алёша?

а) в Москве б) в Петербурге

в) в Твери г) в Коломне

6. Что являлось для Алёши наибольшим утешением

по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг б) прогулка по двору

в) сон г) компьютерные игры

7. Что пришлось отдать кухарке за спасение Чернушки?

а) серебряные монеты б) драгоценный камень

в) золотую монету г) кусок пирога

8. Что в качестве подарка от короля за спасение

министра пожелал Алёша?

а) конопляное семечко б) знать урок, не уча его

в) рыцарские романы г) вернуться домой

9. Как пострадал министр Чернушка из-за предательства Алёши?

а) министра заточили в тюрьму

б) министру сковали руки золотой цепью

в) министра наказали розгами

г) министра отправили в пансион учиться

10. Как отреагировал учитель, когда Алёша рассказал

ему о Чёрной курице и о Подземных жителях?

а) захотел найти подземных жителей

б) отвёл Алёшу к доктору

в) отправил Алёшу домой

г) наказал Алёшу розгами

Тест 2 по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»

Вопрос № 1 Какова настоящая фамилия Антония Погорельского?

а) Алексей Перовский б) Александр Петровский в) Алексей Петров

Вопрос № 2 Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил Алёша?

а) пансион б) училище в) интернат

Вопрос № 3 Что делал Алеша по воскресеньям и по праздникам:

а) играл б) рисовал в) читал.

Вопрос № 4 Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?

а) переулок б) площадь в) магазин

Вопрос № 5 Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?

а) Чернавка б) Черница в) Чернушка

Вопрос № 6 Чтобы кухарка не зарезала Чернушку, Алеша дал ей:

а) империал б) жемчужину в) драгоценный камень.

Вопрос № 7 Кто подарил герою эту золотую монету?

а) мама б) бабушка в) директор пансиона

Вопрос № 8 Какая должность была у хохлатой любимицы Алёши?

а)министр иностранных дел б) главный министр в) главный писарь

Вопрос № 9 На кого пригласили Алёшу поохотится подземные жители?

а) на мышей б) на тараканов в) на крыс

Вопрос № 10 Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:"Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…"

а)бобовое зернышко б) конопляное семечко в) горошинку

Вопрос № 11 После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика "… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их"?

а) самоуважение б) самолюбие в) чувство собственного достоинства

Вопрос № 12 Когда по Петербургу разнесся слух о необыкновенных способностях Алеши, в пансион несколько раз приезжал:

а) император б) директор училищ в)чиновник – смотритель.

Вопрос № 13 Когда учитель задал Алеше выучить 20 страниц, мальчик не смог ответить урок потому что:

а) он растерялся

б) конопляное семечко потеряло свою волшебную силу

в) Алёша потерял конопляное зернышко

Вопрос № 14 Наказав Алешу, учитель приказал:

А) поставить его на крупу б) посадить его на хлеб и воду в) закрыть в тёмном чулане

Вопрос № 15 Вставьте пропущенное слово: " Не полагай, – отвечала Чернушка, – что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в..., и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою."

а) окно б) форточку в) щёлочку

Вопрос № 16 "Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух". Что увидел герой на руках Чернушки?

а) цепь б) кольцо в) веревку

Вопрос № 17 Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?

а) безответственность б) предательство в) безразличие

Вопрос № 18 Что случилось с подземными жителями после того, как тайна раскрылась?

а) Они все погибли б) Они все стали курицами и петухами в) Они вынуждены были покинуть обжитое место

Вопрос № 19 Какое чувство испытал мальчик после того, как предал подземных жителей?

а) отчаяние б) раскаяние в) страх

Вопрос № 20 Сколько времени у Алеши была горячка?

а) шесть дней б) шесть недель в) двенадцать дней

Ответы на Тест по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»

Вопрос № 1 Какова настоящая фамилия Антония Погорельского?

а) Алексей Перовский б) Александр Петровский в) Алексей Петров

Вопрос № 2 Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил Алёша?

а) пансион б) училище в) интернат

Вопрос № 3 Что делал Алеша по воскресеньям и по праздникам:

а) играл б) рисовал в) читал.

Вопрос № 4 Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?

а) переулок б) площадь в) магазин

Вопрос № 5 Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?

а) Чернавка б) Черница в) Чернушка

Вопрос № 6 Чтобы кухарка не зарезала Чернушку, Алеша дал ей:

а) империал б) жемчужину в) драгоценный камень.

Вопрос № 7 Кто подарил герою эту золотую монету?

а) мама б) бабушка в) директор пансиона

Вопрос № 8 Какая должность была у хохлатой любимицы Алёши?

а)министр иностранных дел б) главный министр в) главный писарь

Вопрос № 9 На кого пригласили Алёшу поохотится подземные жители?

а) на мышей б) на тараканов в) на крыс

Вопрос № 10 Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:"Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…"

а)бобовое зернышко б) конопляное семечко в) горошинку

Вопрос № 11 После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика "… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их"?

а) самоуважение б) самолюбие в) чувство собственного достоинства

Вопрос № 12 Когда по Петербургу разнесся слух о необыкновенных способностях Алеши, в пансион несколько раз приезжал:

а) император б) директор училищ в)чиновник – смотритель.

Вопрос № 13 Когда учитель задал Алеше выучить 20 страниц, мальчик не смог ответить урок потому что:

а) он растерялся

б) конопляное семечко потеряло свою волшебную силу

в) Алёша потерял конопляное зернышко

Вопрос № 14 Наказав Алешу, учитель приказал:

А) поставить его на крупу б) посадить его на хлеб и воду в) закрыть в тёмном чулане

Вопрос № 15 Вставьте пропущенное слово: " Не полагай, – отвечала Чернушка, – что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в..., и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою."

а) окно б) форточку в) щёлочку

Вопрос № 16 "Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух". Что увидел герой на руках Чернушки?

а) цепь б) кольцо в) веревку

Вопрос № 17 Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?

а) безответственность б) предательство в) безразличие

Вопрос № 18 Что случилось с подземными жителями после того, как тайна раскрылась?

а) Они все погибли б) Они все стали курицами и петухами в) Они вынуждены были покинуть обжитое место

Вопрос № 19 Какое чувство испытал мальчик после того, как предал подземных жителей?

а) отчаяние б) раскаяние в) страх

Вопрос № 20 Сколько времени у Алеши была горячка?

а) шесть дней б) шесть недель в) двенадцать дней


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки 1-2: Нравственные уроки жизни по сказке

Уроки 1-2: Нравственные уроки жизни по сказке

Конопляное семечко - заманчиво, не правда ли?

Конопляное семечко - заманчиво, не правда ли?

Алёшей. - А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?

Алёшей. - А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?

Мечтатель Верит в волшебство

Мечтатель Верит в волшебство

Давайте вспомним , как называет

Давайте вспомним , как называет

Вывод: Ему нечем было заняться

Вывод: Ему нечем было заняться

Признаки сказки народная литературная

Признаки сказки народная литературная

Образ Алеши до после

Образ Алеши до после

Скромность Послушание

Скромность Послушание

Прил.2. Восстановите ход событий: 1

Прил.2. Восстановите ход событий: 1

Прил.3 Уроки сказки Погорельского 1

Прил.3 Уроки сказки Погорельского 1

Прил.4

Прил.4

Тест 2 по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»

Тест 2 по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»

Ответы на Тест по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»

Ответы на Тест по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2023