Ход урока. 1. Вступительное слово учителя о В. Г. Распутине, его книгах.
В. Г. Распутин родился в1937 году небольшой приангарской деревне. Закончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повестей «Живи и помни», «Прощание с Матерой», рассказа «Уроки французского». Прежде, чем начать анализировать произведение, хочется впомнить слова из Библии: «Люби ближнего как самого себя».
А кто же на самом деле твой ближний? Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. 2. Размышления учащихся. - Как же связана эта притча с рассказом В. Распутина « Уроки французского»? (В произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа). - Как мы назовем наш урок? ( Учащиеся высказывают свои мысли и предположения «Уроки французского» – уроки доброты - записываем тему).
3. Исследование тех проблем, которые заявлены в целях и задачах урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского»; доказать, что «Уроки французского» - это уроки доброты. Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.
- Вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии?( Урок)
Читаем в толковом словаре значение слова урок.
УРОК. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.
- Как вы понимаете слово « доброта»? Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? Запишите синонимы (Щедрость Милосердие Бескорыстие Отзывчивость Сострадание Расположение к людям).
На основе сделанных записей делаем вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям.
Учитель. Настоящая доброта бескорыстна. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Доброта означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!
- А кто в рассказе нуждается в помощи? Кого можно назвать нашим ближним? (Главный герой -рассказы уч-ся о его жизни в райцентре, о трудностях, с которыми он сталкивается каждый день: не давался французский язык, голод, тоска по дому…)
- Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? (Мужество, настойчивость и терпение. Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери. Уч-ся приводят примеры, вспоминают
-Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
-В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ожидали его? (Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь ,обмана. Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться – или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).
- Как вы думаете, почему
мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание
выделиться, страх или чувство долга?
Вывод : Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего
чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и
отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Приобщаясь к нелегкой
судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле,
испытываем “чувства добра.
- Кто протянул руку помощи нашему сверстнику?( Учительница французского языка Лидия Михайловна, ее мы тоже можем назвать нашим ближним) - Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем? - Как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации? Что в этот момент пережил мальчик? (Он боялся, что его выгонят из школы, это позор; подумают, «что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел»).
- Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность).
- Что предпринимает Лидия Михайловна, когда узнает истинную причину его игры на деньги? (учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить; Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику; она предложила играть на деньги в «пристенок» - - нашла способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости - показ видеофрагмента фильма).
- А Библия как относится к играм на деньги?(Это является недопустимым)
Тогда отчасти директор школы прав, назвав этот поступок Лидии Михайловны преступлением?( ответы могут быть дискуссионными - ребята отстаивают свои точки зрения, оправдывая учительницу. Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла, чувство собственного достоинства) Вывод учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью», - говорит Библия. - Какие нравственные уроки( уроки добра) преподает своему ученику Лидия Михайловна?
1) Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.
2) Лидия Михайловна сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить . Она спасала его своим добрым поступкам и преподавала ему своим примером урок доброты.
3) Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
4) Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище. Выводы учителя: Вы правы, мальчик действительно получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.
Обсуждение законов доброты В. Распутина.
- А как вы понимаете эти слова:«Духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед…»?
Вывод
(учитель вместе с детьми) В жизни мы получаем определенный опыт,
делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной
жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни
человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою
жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память
человека.
В. Г. Распутин написал рассказ
«Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми
теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни.
Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него,
но и для многих читателей.
- Мы уже говорили, что в произведении отражена извечная борьба добра и
зла.( Где добро, там и зло всегда есть). Кто является олицетворением зла в
рассказе? (Директор - он сух, прямолинеен,
резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор
«допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого
он успокаивался»; Вадик, Птаха, тетя Надя, ее дети, одноклассники -
безразличные, завистливые, порочные …).
4. Итог урока. - Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?
Вывод:. Я надеюсь, что доброта и сострадание всегда будут в вашей жизни, и вы всегда придете на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.
д/ з написать небольшое сочинение-рассуждения на тему что такое доброта и какие нравственные уроки я усвоил для себя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.