Уроки творчества обучающихся в преподавании физики
Задача любого педагога, в каком бы учебном заведении он не работал, заключается в развитии личности его учеников или воспитанников, реализации их способностей и подготовке к жизни. Эти задачи каждый из нас знает и понимает необходимость их выполнения. Мы, безусловно, пытаемся построить свою работу таким образом, чтобы учащиеся усвоили основы преподаваемого предмета, овладели главными его научными аспектами, учим их ориентироваться в научной литературе, самостоятельно находить нужные сведения, пополнять свои знания и применять их на практике.
При изучении физики я пытаюсь помочь учащимся понять роль этой науки в жизни, осознать значение изучаемых понятий и законов для их будущей профессии, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Конечно, мы все сталкиваемся с проблемой низкой заинтересованности наших ребят в знаниях, отсутствии у них интереса к учебному процессу в целом. Не способствуют этому, к сожалению, и учебники. Материал в них подаётся сложно и для ребят скучно. Поэтому мы старается проявлять творчество в своей работе и учить ребят этому творчеству.
Конечно, полностью отказаться от традиционных уроков и методов обучения невозможно, они нужны. Но параллельно с ними упорно развиваются и другие методы, которые получили название активные методы обучения. Под активными методами понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают учащихся к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач. Они направлены на развитие у учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Одно из направлений таких методов и есть творчество. Причём учителя вообще люди изобретательные и умеют работать творчески. В своём выступлении я расскажу лишь о некоторых приёмах своей работы в этом направлении.
Интересным, познавательным, развивающим приемом деятельности учащихся я считаю сочинение по физике. Такую работу я предлагаю, как замену реферата или доклада, которые ребята исправно качают из социальных сетей, чаще всего даже не пытаясь что-то переделать. Выполнение её помогает связать знания по физике со знаниями по родному языку, так как, для того, чтобы написать сочинение, нужно не только владеть именно этими знаниями, но и ещё уметь их грамотно изложить. Не все ребята выполняют эту работу на хорошем уровне, но все же и они пытаются поработать творчески. К сочинениям они, конечно, привыкли, но вот сочинение по физике – это для них что-то новое, необычное. Творчески работая над заданной темой, они учатся выделять главное в материале, мыслить, пользоваться дополнительными источниками. Темы сочинения предлагаю заранее и, конечно, ребята могут пользоваться и предложенным учителем планом. Планы бывают облегчённые или усложнённые – всё зависит от группы, уровня её подготовки. Можно поступить иначе: дать задание на дом – подготовить свой простой план сочинения; на уроке обсудить все проекты и проработать один общий план или несколько вариантов. Как бы ни был составлен план, он, безусловно, всегда содержит творческую часть. Таким образом, понятно, что не каждая тема подойдёт под такой метод работы. Например, можно предложить сочинение на тему « Закон всемирного тяготения». Цель работы состоит в том, чтобы выявить уровень усвоения смысла закона, его значения в жизни. Начинаю урок с показа плана данного сочинения и портрета Исаака Ньютона. Для создания приятной атмосферы можно сопровождать начало сочинения классической музыкой. Дополнительный бонус предлагаю за заранее подобранный эпиграф к сочинению, а также за использование дополнительных к учебнику источников. Оживить работу разрешается простым копированием интересных фактов и цитат их них. Объёмом сочинение не ограничивается, а время проведения – один урок. Можно предложить написать сочинение по физике вместо проверочной работы, которую мы проводим в начале учебного года с целью оценить уровень подготовки ребят. Тема может звучать так: «Законы физики в жизни и деятельности человека». Ребята плохо помнят формулы и формулировки законов и явлений, но многие могут рассказать о том, какую роль играет физика в жизни. Для того чтобы учащимся было легче сориентироваться, показываю на экране примерный перечень физических явлений и фактов, которые желательно отразить. Из общего списка можно выбрать любые, но можно добавить и не упомянутые законы и явления.
Одним из активных методов обучения является исследовательский метод. Он, на мой взгляд, эффективен, если его использовать и на уроке и параллельно во внеурочной деятельности. Одной из форм такого метода являются домашние практические работы. Убеждена, что проведение дома несложных экспериментов пробуждает интерес к предмету и любознательность учащихся. Например, в каждом доме есть термометр. С его помощью, даже не имея гигрометра или психрометра, можно измерить влажность воздуха. Домашними весами можно определить массу предметов, рассчитать силу тяжести и составить сравнительную таблицу. Интересным является исследование, позволяющее выявить зависимость испарения жидкости от окружающей температуры. Оценки за эти работы выставляю обязательно и они, иногда, способствуют более высокому итоговому баллу. Кроме того, такие домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации, вне учебной аудитории.
При организации, например, итогового урока по теме или при проведении декады по физике, предлагаю использовать метод творческого отчёта. Он заключается в создании учащимися на протяжении изучения какого-либо раздела физики собственной творческой работы на одну из тем этого раздела. Дату и возможные темы объявляю в начале работы над ним. Учащиеся могут выполнить презентацию или написать реферат, а, возможно, выполнить модель по теме или поставить опыт. Структура такого урока следующая:
1) вступительное слово учителя и объявление программы занятий;
2) проведение отчетов по работам, подготовленным учащимися;
3) свободный обмен мнениями;
4) подведение итогов.
Например, урок по теме « Эволюция Вселенной». В программу отчёта входят демонстрация, объясняющая эффект Доплера, доклады, рефераты и презентации на темы, например, « Возможные сценарии эволюции Вселенной», « Энергия горения звёзд», « Эволюция звёзд», « Образование планетарных систем», показ, найденных учащимися познавательных роликов по данной очень интересной теме. В итоге урока мы рассуждаем о будущем Вселенной и, что конкретно может сделать каждый из нас, чтобы наша планета существовала ещё очень многие миллионы лет.
При подготовке к такому виду урока - творческого отчёта учащиеся не только повторяют изученный материал, но и углубляют и даже, может быть, переосмысливают знания, уже приобретённые ими, читают не сколько учебник, но и дополнительную литературу, пусть даже, пользуясь для этого интернетом, расширяют свои экспериментальные навыки.
В своём выступлении я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей учащихся. Но и они дают хорошие результаты. Творчество начинается тогда, когда обучающиеся перестают исполнять привычные для них действия, а начинают проявлять инициативу, мыслят и думают самостоятельно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.