Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока. Из существующих в настоящее время концептуальных подходов, первостепенный интерес представляют взгляды сотрудников лаборатории физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии образования. В лаборатории была разработана концепция так называемого «конгруэнтного физического воспитания». Суть ее основывается на построении учебного процесса с учетом физиологических особенностей ученика. Цель конгруэнтной системы физического воспитания — реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности.
Доклад
Уроки физической культуры как условия гармоничного развития
личности
Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры
является проблема приоритетной направленности учебного предмета
«физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному,
тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему
ведется не первый год, и до сих пор направленность урока физической
культуры в школьной программе однозначно не определена. Характерной
чертой современной концепции физического воспитания является смещение
акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока.
Из существующих в настоящее время концептуальных подходов,
первостепенный интерес представляют взгляды сотрудников лаборатории
физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии
образования. В лаборатории была разработана концепция так называемого
«конгруэнтного физического воспитания». Суть ее основывается на
построении учебного процесса с учетом физиологических особенностей
ученика. Цель конгруэнтной системы физического воспитания — реализация
индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической,
психической и нравственной деятельности. При этом ставятся три
конкретные задачи, которые, по мнению авторов конгруэнтной концепции,
несколько отличаются от задач, поставленных в нынешних учебных
программах физического воспитания. Это такие задачи, как: формирование
интереса к занятиям физической культурой; формирование знаний, умений и
навыков, необходимых школьнику для самостоятельного использования
средств физической культуры в процессе самосовершенствования;
формирование понимания смысла двигательной деятельности на занятиях
физическими упражнениями. Видное место в разработке концептуальных
оснований развития образования в области физической культуры занимают
работы А.П. Матвеева. Большое значение в них придается вопросам
общетеоретического плана как методологической базе для решения проблем
школьной физической культуры, а также разработке программного
обеспечения процесса физического воспитания школьников. Разработанная А.
П. Матвеевым учебная программа по физической культуре для учащихся 1—11х классов, отражает направленность возрастной динамики активности
школьников в процессе их социокультурного развития и структурируется в
своем содержании на три уровня общего физкультурного образования:
начальное образование (идентификация — «учись у учителя»); неполное
среднее образование (индивидуализация — «учись вместе с учителем») и
общее среднее (полное) образование (персонификация — «учись быть
учителем»). В связи с этим основы знаний и практические навыки
физкультурной деятельности должны закладываться, прежде всего, в
условиях учебновоспитательного процесса в общеобразовательной школе и
рамках преподавания учебного предмета «физическая культура»,
обеспечивая, тем самым, общее физкультурное образование школьников.
Процесс школьного физкультурного образования должен рассматриваться как
дидактически направленный процесс развития личности, в котором должен
быть осуществлен переход от решения проблем физической подготовки к
обеспечению общего физкультурного образования. Такого же мнения
придерживается в своей концепции профессор В.П. Лукьяненко. Он также
считает, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в
качестве основной формы физического воспитания, является его
дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач
как стратегически важных для достижения общей цели физического
воспитания. При организации целостного образовательного процесса в школе
особое значение приобретают взаимодействия учителя и ученика. Вопервых,
каждое задание должно быть понятно школьникам. Вовторых, будучи
понятым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том
случае, когда ученики сами будут ставить перед собой задачи. Важно не
заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а
стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им
предлагается. Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к
восприятию того или иного сообщения им. Забота педагога по физическому
воспитанию об учениках отмечается своей спецификой. В центре внимания в
данном случае находится не столько личность ученика, сколько его жизнь и
здоровье: во время выполнения упражнений велика опасность травматизма.
Благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу я организую
урок так, чтобы воспитанники избежали чрезмерных нагрузок, иногда
влекущих за собой сбои в работе организма. Интенсивность, объем, характер
физических упражнений дифференцируются в зависимости от состояния
здоровья ученика, уровня работоспособности, индивидуальных и индивидныхособенностей. Эти особенности во многом определяют овладение новыми
видами двигательной активности, сдачу нормативов. Я забочусь, как педагог,
чтобы ученики, отличающиеся слабой физической подготовленностью или
имеющие нестандартное телосложение, не испытывали сильного дискомфорта
на занятиях. Их я оцениваю не только по объективным показателям (скорость
бега, длина прыжка), но и отмечаю даже небольшие успехи. Это усиливает
переживание ими положительных эмоций от своей активности. Это
способствует формированию положительной «Я» концепции,
где
представление о своей телесности и ее оценка занимают важное место. В то
же время на уроках физической культуры можно создать ситуацию успеха для
детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для них особое
значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за
результаты. Это позволяет не только одному педагогу, но и школе как
социальному институту не потерять возможности оказывать позитивное
влияние на формирование личности таких учеников. Отмечая их успехи, я как
учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет
стимулировать преодоление трудностей, как на спортивной площадке, так и в
учебной деятельности.
Литература
1. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов,
формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000.
2. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения //
Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.
3. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. — М., 2002