Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности

  • Документация
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока. Из существующих в настоящее время концептуальных подходов, первостепенный интерес представляют взгляды сотрудников лаборатории физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии образования. В лаборатории была разработана концепция так называемого «конгруэнтного физического воспитания». Суть ее основывается на построении учебного процесса с учетом физиологических особенностей ученика. Цель конгруэнтной системы физического воспитания — реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности.
Иконка файла материала doklad_1.docx
Доклад Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности   Наиболее   значимой   проблемой   школьной   физической   культуры является   проблема   приоритетной   направленности   учебного   предмета «физическая   культура».   Чему   отдать   предпочтение:   оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется   не   первый   год,   и   до   сих   пор   направленность   урока   физической культуры   в   школьной   программе   однозначно   не   определена.   Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока. Из   существующих   в   настоящее   время   концептуальных   подходов, первостепенный   интерес   представляют   взгляды   сотрудников   лаборатории физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии образования.   В   лаборатории   была   разработана   концепция   так   называемого «конгруэнтного   физического   воспитания».   Суть   ее   основывается   на построении   учебного   процесса   с   учетом   физиологических   особенностей ученика. Цель конгруэнтной системы физического воспитания — реализация индивидуальных   способностей   каждого   ребенка   в   области   физической, психической   и   нравственной   деятельности.   При   этом   ставятся   три конкретные   задачи,   которые,   по   мнению   авторов   конгруэнтной   концепции, несколько   отличаются   от   задач,   поставленных   в   нынешних   учебных программах физического воспитания. Это такие задачи, как: формирование интереса к занятиям физической культурой; формирование знаний, умений и навыков,   необходимых   школьнику   для   самостоятельного   использования средств   физической   культуры   в   процессе   самосовершенствования; формирование   понимания   смысла   двигательной   деятельности   на   занятиях физическими   упражнениями.   Видное   место   в   разработке   концептуальных оснований развития образования в области физической культуры занимают работы   А.П.   Матвеева.   Большое   значение   в   них   придается   вопросам общетеоретического плана как методологической базе для решения проблем школьной   физической   культуры,   а   также   разработке   программного обеспечения процесса физического воспитания школьников. Разработанная А.  П. Матвеевым учебная программа по физической культуре для учащихся 1—11­х   классов,   отражает   направленность   возрастной   динамики   активности школьников в процессе их социокультурного развития и структурируется в своем   содержании   на   три   уровня   общего   физкультурного   образования: начальное   образование   (идентификация   —   «учись   у   учителя»);   неполное среднее   образование   (индивидуализация   —   «учись   вместе   с   учителем»)   и общее   среднее   (полное)   образование   (персонификация   —   «учись   быть учителем»).   В   связи   с   этим   основы   знаний   и   практические   навыки физкультурной   деятельности   должны   закладываться,   прежде   всего,   в условиях учебно­воспитательного процесса в общеобразовательной школе и рамках   преподавания   учебного   предмета   «физическая   культура», обеспечивая,   тем   самым,   общее   физкультурное   образование   школьников. Процесс школьного физкультурного образования должен рассматриваться как дидактически направленный процесс развития личности, в котором должен быть   осуществлен   переход   от   решения   проблем   физической   подготовки   к обеспечению   общего   физкультурного   образования.   Такого   же   мнения придерживается в своей концепции профессор В.П. Лукьяненко. Он также считает, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в качестве   основной   формы   физического   воспитания,   является   его дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач как   стратегически   важных   для   достижения   общей   цели   физического воспитания. При организации целостного образовательного процесса в школе особое значение приобретают взаимодействия учителя и ученика. Во­первых, каждое   задание   должно   быть   понятно   школьникам.   Во­вторых,   будучи понятым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том случае,   когда   ученики   сами   будут   ставить   перед   собой   задачи.   Важно   не заставлять   и   принуждать   детей   бездумно   выполнять   наши   требования,   а стараться   с   возможной   полнотой   раскрывать   перед   ними   то,   что   им предлагается. Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им. Забота педагога по физическому воспитанию об учениках отмечается своей спецификой. В центре внимания в данном случае находится не столько личность ученика, сколько его жизнь и здоровье: во время выполнения упражнений велика опасность травматизма. Благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу я организую урок   так,   чтобы   воспитанники   избежали   чрезмерных   нагрузок,   иногда влекущих за собой сбои в работе организма. Интенсивность, объем, характер физических   упражнений   дифференцируются   в   зависимости   от   состояния здоровья ученика, уровня работоспособности, индивидуальных и индивидныхособенностей.   Эти   особенности   во   многом   определяют   овладение   новыми видами двигательной активности, сдачу нормативов. Я забочусь, как педагог, чтобы   ученики,   отличающиеся   слабой   физической   подготовленностью   или имеющие нестандартное телосложение, не испытывали сильного дискомфорта на занятиях. Их я оцениваю не только по объективным показателям (скорость бега, длина прыжка), но и отмечаю даже небольшие успехи. Это усиливает переживание   ими   положительных   эмоций   от   своей   активности.   Это способствует   формированию   положительной   «Я»   концепции,   где представление о своей телесности и ее оценка занимают важное место. В то же время на уроках физической культуры можно создать ситуацию успеха для детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для них особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты.   Это   позволяет   не   только   одному   педагогу,   но   и   школе   как социальному   институту   не   потерять   возможности   оказывать   позитивное влияние на формирование личности таких учеников. Отмечая их успехи, я как учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет стимулировать преодоление трудностей, как на спортивной площадке, так и в учебной деятельности.  Литература  1.   Ананьев   П.Б.   Влияние   на   здоровье   детей   основных   факторов,   формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000.  2.   Аносова   М.В.   Анализ   урока   с   позиции   здоровьесбережения   // Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.  3. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. — М., 2002