Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс
Оценка 5

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
7 кл
27.03.2017
Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс
Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» в количестве 7 учебных часов предлагаются к материалу учебника А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной «История России» для 7 класса. Уроки составлены так, что должны максимально облегчить подготовку урока учителем и могут быть полностью использованы при проведении урока. Особенностью поурочных разработок является разнообразие видов учебной деятельности и форм организации урока, предполагающих активное участие детей в изучении нового материала: -изложение нового материала в диалоге с классом (при помощи наводящих вопросов и т.д.); - самостоятельная работа класса с учебником (с последующим ответом на вопросы, составлением таблиц), картой; - изложение нового материала с помощью подготовленных учащимися докладов на определенные темы; - блиц - опрос при проверке и закреплении изученного материала; - включение нетрадиционных элементов урока (дискуссия, научно - исследовательская лаборатория, ученый совет ); - воспроизведение изученного материала с помощью Памятки; - собственная рецензия ребят на ответ учащегося; - анализ документа; - работа с различными источниками информации. Уроки разработаны с учетом использования современных образовательных технологий.Тема полностью разработана.
Уроки к теме_Образование Российской Империи. Эпоха Петра Великого.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение – «Гимназия им. К.Орфа»  с. Варны. Предмет: история России.      Поурочные разработки по теме: «Образование  Российской Империи. Эпоха Петра Великого».  Автор: Попова Светлана Викторовна, учитель истории МОУ гимназии им. К.Орфа с. Варны Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи.  Эпоха Петра Великого» в количестве 7 учебных часов предлагаются к  материалу учебника А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной «История России» для 7  класса. Уроки составлены так, что должны максимально облегчить подготовку  урока учителем и могут быть полностью использованы при проведении  урока. Особенностью поурочных разработок является разнообразие видов  учебной деятельности и форм организации урока, предполагающих  активное участие детей в изучении   нового материала: ­изложение нового материала в диалоге с классом (при помощи  наводящих вопросов и т.д.); ­ самостоятельная работа класса с учебником (с последующим ответом на вопросы, составлением таблиц), картой; ­ изложение нового материала с помощью подготовленных учащимися  докладов на определенные темы; ­ блиц ­ опрос при проверке и закреплении изученного материала; ­ включение нетрадиционных элементов урока (дискуссия, научно ­ исследовательская лаборатория, ученый совет ); ­ воспроизведение изученного материала с помощью Памятки; ­ собственная рецензия ребят на ответ учащегося; ­ анализ документа; ­ работа с различными источниками информации.    Уроки разработаны с учетом использования современных образовательных технологий. I. Личностно­ориентированные технологии обучения (разноуровневое    обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение). II.Технологии развивающего обучения (проблемное обучение, поисковое     обучение, продуктивное обучение).     III. Здоровьесбеоегающие технологии.   При выборе технологий я руководствовалась такими критериями: 1. Ориентир на личность учащегося. 2. Деятельностный подход в обучении.  3. Практическая значимость результата работы.  4. Творчество.  5. Интерактивный характер учебно­воспитательного процесса.  6. Забота о здоровье ребенка. При подготовке уроков была использована учебно ­ методическая  литература: 1. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6­7 класс: Дидактические  материалы  /В.   В.   Сухов,  А.  Ю.  Морозов  и  др. (Дидактические материалы). ­ М.: Дрофа, 2004. 2. В. М. Кадневский.   История России с древнейших времен до конца XVIII века 6­7 и 10 классы. Тесты. ­ М.: Дрофа, 2000. 3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно­ методическок пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. 4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов­ на­Дону: «Учитель», 2005. 5. Г.  М.  Плоткин.  Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5­11 классы. ­ М.: Просвещение, 2002. 6. В. Я. Румянцев. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век» М.: «Аркти», 2002. 7. Б. Н. Серов, Л. М. Гаркуша, М. В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII веков. 7 класс. М.: Вако, 2003. Планирование каждого урока состоит из четырех частей. В первой части указывается цель урока, основные понятия, даты, необходимое минимальное оборудование.     Во второй части дается подробное описание хода урока, в том числе с  поминутной разбивкой, рассчитанной на 40 минут учебного времени. Описание хода урока строится на основании плана урока. Сюда включены  все те вопросы, которые должны быть освещены преподавателем в ходе  урока, а также рекомендации, как именно это следует сделать. Третья часть урока нацелена на обобщение и закрепление изученного  материала В четвертой части дается подробное описание домашнего задания. Разработанные уроки предусматривают все виды организации работы  учащихся: фронтальную, групповую, в парах, индивидуальную. По итогам изучения темы предлагается провести повторительно  ­обобщающий урок в форме дискуссии, включающий тестовую работу.  Ответы к ней прилагаются. Урок 1: «Россия на рубеже XVII – XVIII вв.» Цели: 1 .Охарактеризовать состояние России накануне перемен. 2. Выяснить причины обращения российских правителей к европейскому опыту. 3. Сравнить и дать оценку реформаторским замыслам конца XVII ­ начала XVIII в.в. Оборудование: ­учебная карта «Российское государство в XVII веке»,  ­атлас «История России XVIII ­ XIX в.в.», 7­8 классы. Основные понятия: регентство, опала. Ход урока.  1.Проверка домашнего задания (5 мин.) Индивидуальная работа на карточках: Карточка №1. Дайте определение понятий церковный раскол ­ старообрядцы ­ обмирщение культуры ­ изразцы ­ лепнина ­ Карточка №2. Укажите даты, соответствующие следующим событиям: образование первого ополчения ­ медный бунт в Москве ­ начало династии Романовых ­ Соборное уложение ­ восстание под предводительством С.Т.Разина ­ Карточка №3. Какое событие произошло в... 1649 году ­ 1612году ­ 1648 году­ 1613году­ 1606­1607 годах­ 1 Фронтальный опрос по вопросам к параграфу № 11  2.Изучение нового материала (25 мин.)  План  изучения нового материала: 1. Усиление западного влияния на Россию. 2. Реформы А.Л. Ордин­Нащокина. 3. Преобразовательные планы В.В. Голицина. Работа со словарем: регентство — временное осуществление полномочий главы  государства в связи с малолетством или болезнью монарха. опала — немилость к кому­нибудь, наказание впавшему в  немилость. реформа — преобразование в какой­нибудь области государственной, экономической и политической жизни, не  касающееся основ существующего социального строя. 1. Усиление западного влияния на Россию. Работа с учебником. Задание классу: прочитать соответствующий  раздел параграфа на стр.93­94 и отметить те моменты, которые  объясняют причины усиления влияния Запада на Российское  государство. По итогам работы ведется запись в тетради: Причины усиления             1.Постоянные и непрерывные войны России с западного влияния на Россию: внешним врагом. 2. Длительное пребывание поляков в стране   в период Смуты. 3.Приглашение на службу в Россию  иностранных специалистов. 4.Проникновение в Россию западной культуры  в результате присоединения новых  территорий на западе. Вывод: Всё это способствовало усилению западного влияния на Россию на  рубеже XVII­XVIII в. в. 2. и 3. вопросы целесообразно объединить и рассмотреть в  сравнении попытки преобразований накануне петровских реформ. Выступление докладчиков по вопросам, указанным в плане изучения нового материала. 2 Задание классу: после прослушивания докладов ­ назвать основные меры, предлагаемые политическими деятелями, ­ сравнить, в чем совпадали их предложения и что отличало их взгляды на будущее Российского государства. По итогам обсуждения докладов составляется таблица :  «Реформаторские замыслы накануне петровских  преобразований». Автор А.Л.Ордин­ Нащокин В.В,Голицын Главные направления внутренней  политики Собственная  оценка. 1. Сокращение дворянского ополчения и  введение рекрутской повинности.  2. Введение элементов самоуправления  по европейскому образцу.  3. Отмена привилегий иностранным  компаниям и предоставление льгот  русским кущам.                   4. Основание новых мануфактур.  5. Установление почтовой связи между  городами. 1. Исправление нравов и развитие инициативы подданных.  2. Развитие и поддержка торговли и  ремесла.  3. Освобождение крестьян от власти  помещиков.  4. Введение «поголовной» подати с  крестьянских хозяйств.  5. Ликвидация дворянского ополчения  и замена его наёмной армией. Вывод учащиеся формулируют самостоятельно, указывая  общее и отличия в рассмотренных проектах. 3. Закрепление (8 мин.). Учитель обращает внимание на последнюю колонку таблицы и дает  задание продумать свою собственную оценку каждой реформы с  точки зрения будущего развития государства (положительно или  отрицательно). В третью колонку таблицы учащиеся проставляют  знаки «+» или «­» в соответствии с итогами выступлений. 3 Учитель, обобщая итоги проделанной работы, делает вывод: ­ Таким образом, к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших  сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась  программа этих преобразований. Она определила не только  направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю  наступавшего XVIII столетия. 4. Домашнее задание (2 мин.). 1. Учить записи в тетради. 2. Знать определение новых понятий. 3. Устно отвечать на вопросы к документам после параграфа 12. 4. Индивидуальное задание : подготовить сообщение на тему «Детство Петра» (5 мин.)                                4 Урок 2: «Пётр I. Реформы государственного управления».  Цели: 1. Познакомиться с особенностями формирования личности царя Петра. 2. Выяснить, чем была вызвана необходимость проведения реформ. 3. Охарактеризовать сущность и показать значение государственных реформ Петра I. Оборудование: ­учебная карта «Российское государство в XVII веке», ­учебная карта «Российская империя в первой половине XVIII века». Основные понятия: абсолютизм, верфь, Великое посольство. Ход урока.  1.Проверка домашнего задания (8 мин.) Фронтальный опрос по теме «Россия на рубеже XVII­XVIII веков»: 1. Чем объяснить усиление западного влияния на Россию? 1. Каковы     основные     направления     внутренней     политики     Ордин­ Нащокина? Дайте им свою оценку.' 2. Каковы основные направления внутренней политики Голицина? Дайте 3. Сравните два проекта государственных реформ. Какой вывод можно им свою оценку. сделать ? После каждого ответа учащимся предлагается сделать рецензию на прослушанный ответ по схеме. Рецензия на ответ.   1. Правильность ответа (по существу или нет). 2. Полнота ответа (наличие вступления и вывода). 3. Использование новых понятий и дат. 4. Четкость и логичность в изложении. 5. Ошибки (в т.ч. речевые), замечания, дополнения. 1 2. Изучение нового материала (27 мин,) План изучения нового материала: 1. Детские годы Петра. 2. Двоецарствие. Царевна Софья. 3. Начало царствования Петра. 4. Государственные реформы. Работа со словарём: абсолютизм ­форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. верфь ­предприятие для постройки судов. Великое посольство ­русская дипломатическая миссия, отправленная Петром, в Западную Европу. гвардия ­ отборные, лучшие части армии. Хронологическая таблица: 1682­1725 г.г. — Царствование Петра I Великого; 1695, 1696 г.г. — Азовские походы Петра I; 1697­1698 г.г. — Великое посольство в страны Западной Европы, 1. Детские годы Петра. Сообщение   ученика.       Задание   классу:   после   прослушивания   доклада  ответить на вопросы: ­ Какие черты характера отличали юного Петра ? ­ Чем он больше всего любил заниматься ? ­ Как вы это объясните ? Обобщение учителя. Дворцовое   обучение   молодого   царя   вынуждено   прекратилось.   Дальнейшие знания он получал от иноземцев. Имея тягу к военному делу, Петр создал два «потешных»    полка Семёновский    и    Преображенский,    не    только положившие   начало   русской   гвардии,   но   и   ставшие   впоследствии   важным инструментом в борьбе за власть. 2. Двоецарствие. Царевна Софья. Учитель   объясняет   причины   установления   и   раскрывает   сущность двоецарствия.   Рассказывает   о   попытке   Софьи   совершить   переворот,   ее неудачном завершении. 2 3. Начало царствования Петра I. Учитель называет уроки Азовских походов и дает характеристику итогам  Великого посольства с использованием учебной карты «Российское  государство в XVII веке». Исходя из этого, делаются записи в тетради: Причины реформ: 1. Социально­экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы. 2. Ослабление международного положения России. 3. Угроза потери независимости. Вывод: Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни россий­ ского общества и модернизацию социально­ экономического и государственного строя  России. 4. Государственные реформы. Пояснение: по причине большого объёма и сложности указанного  материала учитель называет и раскрывает сущность наиболее важных  реформ, по ходу объяснения составляется таблица. Название реформы Государственные реформы Петра 1. Сущность Значение Реформа  государствен­ ного управле­ ния Создание Сената­ высшего  законодательного,  распорядительного и  исполнительного органа при царе. Усилился надзор  верховной власти за  деятельностью всех  звеньев гос. аппарата Упразднение приказов, введение  коллегий. Деление государства на губернии. Ведали определенными  участками гос.  управления и  распространяли свою  деятельность на всю  страну. Облегчалось управление  государством. 3 Городская  реформа Церковная  реформа Военная  реформа Создан Генеральный магистрат, на  местах – городские магистраты. Упорядочение управления  городом. Изъятие части церковных доходов. «Табель о рангах» ­ система чинов и  порядок продвижения по службе. Церковь стала частью  государственного  аппарата, что  способствовало  укреплению  самодержавной власти  царя. Введен принцип личной  выслуги вместо принципа  родовитости и знатности происхождения. Вывод: В России оформился абсолютизм. 3. Закрепление(3 мин.) Работа в парах. Задание: приведите по одному доказательству того, что в  результате государственных реформ Петра I в России утвердился  абсолютизм. 4. Домашнее задание (2 мин.) 1. Учить записи в тетради. 2. Знать определение новых слов и даты. 3. Отвечать на вопросы к документам после параграфа 15. 4 Урок 3 : «Северная война».  Цели: I.Рассказать о ходе, этапах и основных сражениях Северной войны. 2. Охарактеризовать международную обстановку и её изменения в течении войны. 3. Оценить значение военных реформ в победах на море. Оборудование: ­учебная карта «Российская империя в первой половине XVIII века », ­карта в учебнике «Северная война» (с.113), ­схемы сражений «Полтавская битва», «Сражение у д. Лесной». Основные понятия: рекруты, регулярная армия, фрегат, эскадра. Ход урока.  1.Проверка домашнего задания (7  мин.) Индивидуальная работа на карточках:  Карточка №1. Выберите государственные' реформы, проведенные Петром I 1 .Создание Государственного совета. 2. Учреждение Боярской Думы. 3. Роспуск магистратов. 4. Организация коллегий. 5. Создание Сената. (ответ: 4,5) Карточка №2. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I 1. Введение губернского административного деления. 2. Жалованная грамота дворянству. 3. Провозглашение империи. 4. Уничтожение патриаршества. 5. Уничтожение Синода. ( ответ: 1, 3, 4) Карточка №3. Определите, о каком органе власти говориться в документе. 1 « ...надлежит состоять из тайных советников, кому от нас ныне поведено и  впредь   повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и  обер­прокуроров, и обер­секретаря..., никакой незваной персоне не входить в  то время, когда советы отправляются...» (ответ: Сенат) Карточка №4. Определите, о каких должностях или титулах говорится в  документе. «.. .Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и  ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и  должен все прокурорские доношения предполагать Сенату..., чтоб по них  исполнено было...» (ответ: генерал­прокурор) ./ Фронтальный опрос по вопросам домашнего задания. 1. Назовите причины усиления западного влияния на Россию. 2. Укажите сущность реформы государственного управления и её значение. 3. Укажите сущность церковной реформы и её значение. 4. Укажите сущность городской реформы и её значение. 5. Укажите сущность военной реформы и ее значение Работа с документами к параграфу 15.  Дополнительно ­ определение новых понятий. 2. Изучение нового материала (20 мин.) План изучения нового материала: 1. Начало войны. Поражение под Нарвой. 2. Реорганизация армии. 3. Полтавская битва. 4. Морские сражения. 5. Заключение Ништадского мира. Работа со словарём: рекруты ­ лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.  регулярная армия ­ постоянная армия, профессионально обученная,  единообразно вооруженная и обмундированная фрегат – трехмачтовый военный корабль. эскадра –крупное соединение военных кораблей под единым командованием. 2 Важнейшие даты 1700­1721 г.г.­ Северная война, 1703 г.­ начало строительства Санкт­Петербурга, 1708 г. ­ битва у деревни Лесной, 1709 г.­ Полтавское сражение. При изучении нового материала учащиеся опираются на Памятку. Памятка для изучения войн.   1. Причины войны. 2. Участники и характер войны. 3. Цели воюющих сторон. 4. Основные сражения. 5. Итоги войны. 6. Историческое значение. 1 .Начало войны. Поражение под Нарвой.  Учитель кратко характеризует международную обстановку накануне  Северной войны. Указывает, что Швеция в этот период являлась одной из  великих европейских держав, доминируя в Балтийском регионе. Работа с учебником: учащиеся читают 1 раздел параграфа и определяют, чем  была вызвана необходимость войны со Швецией.  Запись в тетрадь. Причины войны:  1 .Достижение выхода к Балтийскому морю. 2. Стремление вернуть побережье Финского залива (Ингрию), отторгнутую Швецией в нач. XVII века. 3. Необходимость повышения международного статуса и превращения России в морскую державу. Вопрос классу: можно ли утверждать, что Северная война была справедливой  для одной из сторон? Вывод: С обеих сторон война была несправедлива, так как  главными целями противников был захват новых  земель. Участники войны : Швеция и «Северный союз» в составе России, Дании,  Саксонии и Речи Посполитой. Задание классу: на основании данных о причинах войны попытайтесь  сформулировать цели её участников. 2. Реорганизация армии. 3 Неудачи в Нарвском сражении побудили Петра приступить к  реорганизации армии. Работа с учебником. Задание: выписать реформы, поведенные в армии.  Запись в тетради. Реформы в армии:   1. Создание регулярной армии. 2. .Введение рекрутской повинности. 3. Строительство мануфактур в целях обеспечения армии и флота 4.Открытие школ для обучения офицеров. 5.Принятие «Устава воинского» и «Устава морского». 6. Строительство военно­морского флота. Вывод: В результате этих реформ Россия превратилась в одну из  великих военных и морских держав Европы. 3.Полтавская битва.   4.Морские сражения. Работа по вариантам. Задание: используя схему на с. 109 и карту в учебнике на с. 113, показать направления движения главных сил противников, места сражений; используя текст учебника, назвать итоги событий: I вариант ­ Полтавская битва II вариант ­ морские сражения (с.108­110) (с.111­112) 5.Ништадский мир. Учитель подводит итоги работы и указывает на то, что Ништадский мир  принес России новые значительные территории на севере (показ по  настенной карте), а также решил главные задачи государства на Балтике.  Россия стала европейской державой. 3. Закрепление (10 мин.) Обратимся к Памятке. Фронтальный опрос по вопросам Памятки. ­ На все ли вопросы мы дали ответ? ­ Облегчает ли Памятка рассказ о войне? 4. Домашнее задание (3 мин.) 1. Параграф 14 .Рассказ о Северной войне с опорой на Памятку. 2. Новые понятия и даты. 3. Показ по карте основных событий войны. 4 Урок 4 : «Реформы Петра I в экономике». Цели: 1.Охарактеризовать экономическое состояние России на рубеже XVII ­ XVIII  веков. 2. Рассказать об основных направлениях экономической политики Петра) . 3. Выяснить сущность экономических преобразований Петра Великого. 4. Определить главную причину отставания России от ведущих европейских держав. Оборудование: ­учебная карта «Российская империя в первой половине XVIII века », ­ атлас «История России XVIII ­ XIX в.в.», 7­8 классы. i Основные понятия: меркантилизм, протекционизм, приписные крестьяне. Ход урока.  1.Проверка домашнего задания (5 мин.) Индивидуальная работа на карточках. Карточка №1  . Определите, о каком сражении Северной войны говориться в отрывке из документа. «...Воины!  Вот  пришёл  час, который  решит судьбу  отечества.  И так  не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное,   за   род   свой,   за   отечество,   за   православную   нашу   веру   и церковь.   Не   должна   вас   также   смущать   слава   неприятеля,   будто   бы непобедимого,   которой   ложь   вы   сами   победами   над   ним   неоднократно доказывали.   Имейте   в   сражении   пред   очами   вашими   правду   и   Бога, поборающего по вас...» Карточка   №2.    .   Определите,   о   каком   сражении   Северной   войны говориться в отрывке из документа. «  Сия   у   нас   победа   может   первая   назваться,  понеже   над   регулярным войском   никогда   такой   не   бывало,   к   тому   же   ещё   гораздо   меньшим числом   будучи   пред   неприятелем,   и   по   истине   оная   виною   всех благополучных последований России, 'понеже тут первая проба солдатская была,   и   людей   конечно,   ободрила,   и   мать   полтавской   баталии   как ободрением людей, так и временем...». Карточка №3. Определите, о каком органе власти говорится в документе. 1 «   Понеже   его   царское   величество,   всемилостивейший   наш   государь,   по примерам   других   христианских   облартей,   всемилостивейшее   намерение восприятии   изволил,   ради   порядочного   управления   государственных своих   дел   следующие   к   тому   потребные   и   надлежащие  ____________ учредить. А именно: иностранных дел, камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, каммерц, штатс­контор, берг и мануфактур...» Впишите его название. Карточка №4. Определите, о каком органе власти говорится в документе. « _____________ надлежит состоять из тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер­прокуроров, и обер­секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой   незваной   персоне   не   входить   в   то   время,   когда   советы отправляются...» Впишите его название. Блиц­опрос по теме «Северная война»: 1. Главная цель Северной войны. 2. Противник России в Северной войне. 3. Продолжительность Северной войны. 4. Приказ, отданный Петром I для восстановления артиллерии. 5. Город, заложенный на Неве весной 1703 года. 6. Событие, заставившее Петра приступить к реорганизации армии. 7. В результате петровских реформ армия стала . . . . 8. «Матерью полтавской баталии» Петр назвал сражение... . 9. Победа в Полтавской битве означала для России ....     10.Территории, полученные Россией по Ништадскому договору. 2 .Изучение нового материала(25 мин.) План изучения нового материала. 1. Состояние экономики на рубеже веков. 2. Экономические   преобразования   Петра   I      в   различных   областях хозяйства. 3. Трудности в осуществлении реформ. 2 1. Состояние экономики на рубеж веков. Вступительное   слово   учителя:  Несмотря   на   серьёзные   перемены, происшедшие   в   российской   экономике   в  XVII  веке,   она   продолжала отставать   от   ведущих   европейских/   держав.   В   условиях   господства феодального строя в стране нарастали экономические проблемы: ­ не было налажено производство важнейших промышленных изделий; ­ слабым было мануфактурное производство; ­ по старинке развивалось сельское хозяйство (не применялись новые методы хозяйствования); ­ мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей населения. Все эти проблемы сознавал Петр I с самого начала его государственной деятельности. Непосредственным  сигналом к началу реформ в области экономики  послужило   начало   войны   со   Швецией,   когда   сразу прекратились поставки шведского металла в Россию. 2. Экономические   преобразования   Петра   I   в   различных    областях хозяйства. 3. Трудности в осуществлении экономических реформ.. При изучении этих вопросов применяется лабораторный метод работы. Переход к работе в группах.  ­ Вспомним из курса обшествознания: что такое экономика ? (состояние хозяйственной жизни),  ­что составляет основу экономики ?  (промышленность, сельское хозяйство и торговля). Этим областям хозяйства мы и посвятим наше исследование. Работа в группах. Каждая группа получает задание. На поиск информации дается 5  минут. 3 группа «Сельское хозяйство». Вопросы исследования 1 .Что нового появилось в сельском хозяйстве по Указам Петра I ?  2.Что было предпринято для охраны  окружающей среды ? Источник информации Учебник «История России», стр. 123­124 3 2   группа «Мануфактуры». Вопросы исследования 1.  Какие основные виды мануфактур были в  Росси в 1­ой четверти XVIII века ? 2. Кто являлся владельцем мануфактур ? Источник информации Учебник «История России», стр. 124­125 3 группа «Торговля». Вопросы исследования 1 .Что содействовало развитию торговли ? 2. Что предпринял Петр I, чтобы оградить  отечественного производителя от конкуренции иностранных товаров? Источник информации Учебник «История России», стр. 126 4   группа « Критики». Вопросы исследования 1.Что заставило крестьян бежать от своих  господ?  2.Что было главным тормозом в развитии  мануфактурного производства ? 5   группа «Ассистенты». Вопросы исследования 1.Вспомните определение понятия «мануфактура». 2.Найдите определение новых понятий «протекционизм», «меркантилизм»,        «конкуренция». 3. Покажите на карте районы преобладания металлургических и железоделательных заводов. Источник информации Прилагаемый документ. Учебник «История России», стр. 125 Источник информации Словарь в рабочей тетради. Учебник «История России», стр. 123 Учебная карта «Российская империя во вт. пол. 18 в.» По итогам выступлений докладчиков на доске и в тетрадях заполняется таблица. 4 Отрасль    хозяйства Экономические       преобразования Сельское хозяйство Мануфактурное  производство Торговля 1. Использование новых методов ведения  хозяйства.  2. Охрана окружающей среды. 1 .Строительство новых заводов.  2.Передача предприятий в частные руки. 1. Усовершенствование путей сообщения. 2. Ограничение ввоза товаров и запрещение вывоза сырья. По мере заполнения таблицы в работу включаются «ассистенты» (4 группа),  давая пояснение новым понятиям и показывая нужные объекты на учебной карте. В заключении слово предоставляется «критикам» (5 группа) : что мешало  успешному осуществлению этих реформ? 3 Обобщение (5 мин.) Учитель задает обобщающий вопрос : какой вывод можно сделать по  итогам нашего исследования ? Вывод: Итогом экономической политики стал значительный скачок в  развитии хозяйства, но главной причиной отставания   России от ведущих  стран Европы   было крепостное право. 4. Домашнее задание (5 мин.) 1. Учить записи в тетради. 2. Выписать в словарь новые слова. 3. Индивидуальные задания опережающего характера: подготовить сообщения на темы: ­ «Астраханское восстание»; ­ «Восстание К.А.Булавина» (по материалам параграфа 17). 5 Урок 5 : «Социальная политика. Народные движения». Цели: 1. Рассказать о повышении внутренней нестабильности в стране. 2. Выяснить причины народных волнений в царствовании Петра. 1. Показать на примерах проявление народного недовольства, указав на их связь с реформами, проводимыми в стране. Оборудование: ­учебная карта «Российская империя в первой половине XVIII века », ­  атлас «История России XVIII ­ XIX в.в.», 7­8 классы. Основные понятия: работные люди, отходники, приписные крестьяне,  посессионные крестьяне. Важнейшие даты: 1705 ­1706 годы ­ Астраханское восстание; 1707­1708 годы ­ Восстание под предводительством К.А.Булавина. Ход урока.  1.Проверка домашнего задания (10 мин,) Индивидуальные задания на повторение: дать краткий обзор исторического события с опорой на Памятку ­ Северная война ( 3 человека ). Разминка (фронтальное повторение понятий  и дат) : ­ меркантилизм, конкуренция, протекционизм, абсолютизм, регулярная армия, рекруты, фрегат, эскадра, регентство, реформа; 1695 и 1696 гг., 1697­1698 гг., 1682­1725 гг., 1700­1721 гг., 1703 г., 27 июня  1709 г., 1708 г. Фронтальный опрос : 1.Назовите экономические преобразования Петра I. 2.Чем вы можете объяснить экономическое отставание России от ведущих европейских держав ? 2. Изучение нового материала (20 мин.) План изучения нового материала.         1 1. Причины народных восстаний. 2. Астраханское восстание. 3. Восстание К.А.Булавина. 4. Значение народных выступлений. Примечание: « Башкирское восстание» и «Выступление работных людей»  рассматривается в рамках регионального компонента. 1. Причины народных выступлений. Работа со словарем. работные   люди   ­   общее название рабочих  на  промыслах и  в  промышленности; отходники — крестьяне, вынужденные уходить на заработки из  родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные  работы; приписные крестьяне ­ дворцовые крестьяне, которые  вместо уплаты подати должны были работать на казенных или  частных заводах; посессионные   крестьяне   —  государственные    крестьяне,   переданные властями    купцам    в   условное    владение    для   работы    на    частных предприятиях. Работа с учебником в парах. После выступления пар ведутся записи в  тетради. Причины народных восстаний :.                                                    2. Рекрутские наборы, отрывавшие   1. Увеличение государственных повинностей и налогов. крестьян от  хозяйства.   3.Насильственные строительные работы.   4. Захват земель у местного населения.   5.Насильственное введение европейских  традиций, Вывод : На протяжении всего правления царя —реформатора имели место выступления различных слоев населения против власти. обрядов и порядков. 2. Астраханское восстание. 3.Восстание К.А.Булавина. Сообщения учащихся, сопровождаемые показом на карте. По итогам выступления докладчиков ­ составление сравнительной таблицы. 2 Народные восстания в царствовании Петра Великого. Вопросы сравнения 1. Причины восстания. Астраханское  восстание 1 .Насильственное  выполнение приказа  царя об обрезании  бород и платьев.  2. Слух о  насильственной выдаче  замуж за иностранцев  русских девушек.  3.Непомерные поборы и взятки местных  властей. Восстание К.  Булавина 1.Попытки ограничить  казачье  самоуправление. 2.  Принудительное  использование людей на строительных  работах. 3. Экспедиции  по розыску беглых  крестьян. 2. Движущие силы. Стрельцы. 3. Итоги. Поражение  восставших. Крестьяне и  казачество. Поражение  восставших. Учитель : Что общего можно заметить в нашей таблице ? Каковы, на ваш взгляд, причины поражения восставших ? Записываем Вывод : Слабость, разрозненность, отсутствие ясных  целей у восставших явились причинами их поражения в борьбе с  регулярной царской армией. 4.Значение народных выступлений. Коллективная работа с учебником.  Устное обсуждение. Вывод. 3. Закрепление (5 мин.) Работа с документом в конце параграфа, вопросы к документу.  4. Домашнее задание (5 мин.) 1. Параграф 17, вопрос №1 устно. 2. Выписать в тетрадь значение народных выступлений. 1. Индивидуальные задания опережающего характера : ­ сообщения по материалам параграфа 18­19 «Образование», «Наука», «Художественная культура», «Перемены в быте». 3 Урок 6 : «Преобразования в культуре и быте». Цели: 1.Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны.  2.Оценить новшества в области просвещения, образования и быта, введенные  Петром I .  Оборудование: ­ иллюстрации учебника; ­ репродукции или фотографии произведений искусства нарышкинского барокко. Основные понятия:  лексикон, барокко, Академия наук, ассамблеи. Важнейшие даты: ­ 1714 год ­ открытие Кунсткамеры; ­ 1714 год ­ открытие публичной библиотеки; ­ 1725 год ­ открытие Российской Академии наук. t  Ход урока 1. Проверка домашнего задания (7 мин.) Фронтальный опрос : ­ Каковы были основные причины народных выступлений в первой четверти XVIII века ? ­ Какое значение имели эти выступления ? ­ Были ли связаны народные восстания с реформами, проводимыми Петром I ? Выборочная проверка тетрадей: Значение народных выступлений. Работа с исторической картой: ­ показать район Астраханского восстания; ­ показать район восстания под предводительством К.А.Булавина. 2. Изучение нового материала (20 мин.) 1 План изучения нового материала. 1. Образование. 2. Наука. 3. Художественная культура. 4. Перемены в быте. 5. Значение культурного наследия петровской эпохи. Работа со словарем: лексикон ­ словарь; барокко — основное направление в изобразительном искусстве (живописи, архитектуре) Европы XVII ­ первой половины XVIII веков; Академия наук ­ высшее научное учреждение в России, основанная Петром I в 1724 году в Санкт ­ Петербурге; ассамблеи – собрание­бал с участием женщин в домах российской знати. По вопросам 1 ­ 4 заслушиваются сообщения учащихся. Проблемный вопрос: Почему, несмотря на прогрессивный характер реформ,  они оцениваются историками как ограниченные?  После их  выступлений ведется обсуждение докладов. По итогам обсуждения  заполняем таблицу в тетради. Реформы Область культуры Образование 1.Начало формирования системы профессионального образования.  2.Издание множества книг.  3. Введение гражданской азбуки.  4.Издание первой печатной  газеты.  5. Основание Кунсткамеры  (музей).  6. Открытие публичной  библиотеки. Их ограниченность Дети крепостных  крестьян в  государственных школах  обучаться не могли. Наука 1 Заложены основы  отечественной медицины. 2.Изготовление первых  отечественных хирургических  инструментов.  3. Открытие новых  месторождений полезных  ископаемых.  4. Составление новых карт и  учебных пособий. Использование труда  крепостных и беглых при  разработке новых  месторождений, что  обостряло обстановку в  стране. Художественная 1 .Строительство Санкт­ культура Быт Петербурга. 2.Появление гравюр. 3. Развитие портретной живописи. 4. Обучение деятелей культуры за границей. 1. Ношение европейской одежды для дворян.     2.Бритьё бород. 3.Введение нового летоисчисления. 4. Устройство ассамблей. 5. Игра на клавикордах. 1 .Главным назначением искусства являлось обеспечение потребностей знати. 2.Крестьяне жили в ветхих домах и доступа. к искусству не имели. 1 .Насильственные методы внедрения новых обычаев и порядков. 2.Взымание  налога  с крестьян за право носить бороду. Выводы : 1. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление её светских начал и активное проникновение западноевропейских образцов.  2.Однако, все новшества и достижения культуры стали достоянием  лишь высших слоев населения огромной страны. 5.Значение культурного наследия петровской эпохи. Обобщение учителя. 3. Закрепление (10 мин.) Читаем документ после параграфа 18 ­ 19 и отвечаем на вопрос: Какие   правила  и   обычаи,   описанные   в   наставлениях  юношеству,   были новыми для русской аристократии ? 4. Домашнее задание (3 мин.) 1.Читать параграф 18 ­ 19 и отвечать на вопрос №5 устно. 2.Учить таблицу в тетради. 3.Знать новые слова и даты. 4.Подготовиться к повторительно ­ обобщающему уроку по теме «Петр I и его эпоха». 3 Урок 7 . Повторительно ­ обобщающий урок по теме  «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». Цели: 1. Проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде 2. Подчеркнуть значение реформ Петра I и оценить масштаб личности правления Петра I. самого царя. 3. Обобщить знания о петровской эпохе. Оборудование: ­иллюстрации учебника; ­репродукции или фотографии произведений искусства; ­учебная карта «Российская империя в первой половине XVIII века »; ­атлас «История России XVIII ­ XIX в.в.», 7­8 классы; ­портрет Петра Первого. План урока. 1. Дискуссия «Петр Великий и его реформы». 2. Письменная проверочная работа в виде теста. 3. Заключение. Подведение итогов. Ход урока.  1. Дискуссия «Петр Великий и его  реформы» (30 мин.) Вступительное слово учителя: Мы закончили изучение периода, получившего в истории название  «петровской эпохи». Личность Петра I , как и его реформы, нельзя оценивать  однозначно. Даже у ученых нет на этот счет единого мнения. Ваш учебник  излагает позицию данного авторского коллектива, а ведь существуют и иные  точки зрения. Сегодня у нас не обычный урок. Мы проводим дискуссию, чтобы через  оценку личности Петра I и его деятельности составить представление о целой исторической эпохе. В ходе дискуссии вы должны показать такие важные умения: ­ формулировать и защищать свою позицию; ­ выслушивать мнение оппонента; ­ быть терпимым к иной точке зрения. 1 Организация дискуссии. Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает карточку,  содержащую определенное высказывание о личности Петра I. Характер  высказываний нацеливает на спор, учащиеся должны подобрать аргументы и  доказательства своей точки зрения. При работе в группах используются все  доступные источники: тетрадь, учебник, документы, дополнительная  литература, приготовленная учениками специально для урока. 1   группа. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что Петр I был настолько безнравственным и жестоким человеком, что  всё полезное, что он сделал для страны, меркнет перед этими качествами и  что элементарное человеческое чувство нравственности не позволяет даже  говорить о прогрессивности характера его деятельности. Он может быть  оценен только отрицательно. 2   группа. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что Несмотря на жестокость используемых средств, Петр I был  прогрессивным деятелем, сделавшим много полезного для государства. 3   группа. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что Петр I может быть оценен, с одной стороны, как деятель  прогрессивный, с другой ­ как реакционный. 2. Тест (5 мин.) I вариант. 1. Первую половину XVIII века историки называют: а) Елизаветинское время; б) Петровская эпоха; в) «Просвещенный абсолютизм»; г) эпоха дворцовых переворотов. 2. К нововведениям петровской эпохи можно отнести: а) учреждение орденов и медалей; б) празднование Нового года; в) введение начального образования для низших сословий; г) создание русской письменности. 3. Большая часть историков считает Петра I : а) «губителем русской культуры»; б) «проповедником русской культуры»; в) антихристом; г) реформатором. 2 4. В экономической сфере Петр I осуществил: а) развитие мануфактурного производства; б) монопольное право на внутреннюю и внешнюю торговлю; в) выпуск ценных бумаг на российском рынке; г) политику протекционизма. 5. В чем было преимущество коллегий перед приказами: а) присутствовал принцип коллегиальности; б) коллегии занимались определенными участками государственного управления; в) деятельность была основана на инициативе и самостоятельности; г) наличие огромного бюрократического аппарата. 6. Знаменитая Полтавская битва произошла в : а) 1705 г.; б) 1709 г.; в) 1707 г.; г) 1708 г. 7. Отставание России от европейских стран объяснялось: а) отсутствием у России выхода к морю; б) наличием крепостного права; в) многонациональным составом государства; г) наличием огромной территории. 8. Царевна Софья в борьбе за престол опиралась на : а) гвардию; б) стрельцов; в) бояр; г) казачество. II вариант. 1. Цель Великого посольства: а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции; б) заключить мирный договор с Польшей; в) найти союзников в предстоящей войне против Османской империи; г) познакомиться с государственным устройством западных стран. 2. Северная война приходится на период: а) 1700­1721 гг.; б) 1709­1721 гг.; в) 1699­1720 гг.; г) 1701­1721 гг. 3. В первую очередь Петр I преобразовал: а) мануфактуры; б) армию и флот; в) промышленность; г) приказную систему. 3 4. В результате Северной войны Россия: а) завоевала выход в Балтийское море; б) лишилась части своей северной территории; в) укрепила своё международное положение; г) потеряла свою независимость. 5. Нововведения Петра I : а) в одежде появился европейский покрой; б) бритьё бород; в) русские люди стали грамотными и образованными; г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки. 6 .Новое летоисчисление в России введено в : а) 1700 г.; б) 1699 г.; в) 1701 г.; г) 1702 г. 7. Ношение бород разрешалось: а) крестьянам и ремесленникам; б) священнослужителям и дворянам; в) священнослужителям и крестьянам; г) рекрутам и горожанам. 8. Знаменитое морское сражение в период Северной войны: а) Гангутское; б) Азовское; в) Балтийское; г) Полтавское. I       вариант. 1 б II вариант. 2 а б 1 а 2 а 3 г 3 в Ответы. 4 а г 4 а в 5 а б 5 а б З.Заключение. Подведение итогов (5 мин.) 6 б 6 а 7 а б 7 в 8 б 8 а 4 П р и л о ж е н и я : Дидактические и контрольно­измерительные материалы к урокам по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». Урок № 1 «Россия на рубеже  XVII – XVIII вв.» Задания для индивидуальной работы. Дайте определение понятий  церковный раскол  ­старообрядцы ­обмирщение  культуры ­изразцы ­лепнина ­ Карточка №1   Карточка №2. Укажите даты, соответствующие следующим событиям: образование первого ополчения медный бунт в Москве ­ начало династии Романовых ­ Соборное уложение ­ восстание под предводительством С.Т.Разина ­ Карточка №3. Какое событие произошло в...  1649 году ­ 1612 году ­ 1648 году­ 1613году­ 1606­1607 годах­ Урок № 2 «Петр 1. Реформы государственного управления». Рецензия на ответ.   1. Правильность ответа (по существу или нет). 2. Полнота ответа (наличие вступления и вывода). 3. Использование новых понятий и дат. 4. Четкость и логичность в изложении. 5. Ошибки (в т.ч. речевые), замечания, дополнения. Задания на закрепление. Выберите черты политического устройства, характерные для абсолютизма : 1. Местничество. 2. Усиление значения боярства. 3. Контроль народа за работой государственной власти. 4. Регулярная армия. 5. Отсутствие представительных органов власти. 6. Сильный бюрократический аппарат. 7. Система кормлений. 8. Неограниченный характер власти монарха. 9. Централизация управления. 10.Самостоятельность местных органов власти. Определите, о каком титуле говориться в документе : «В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время войны явить изволил...именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло : отца отечествия,______________________, Петра Великого.» Урок № 3 «Северная война». Задания для индивидуальной работы. Карточка №1   Выберите государственные реформы, проведенные Петром I.  1.Создание Государственного совета. 2. Учреждение Боярской Думы. 3. Роспуск магистратов. 4. Организация коллегий. 5. Создание Сената. Карточка №2   . Выберите государственные реформы, проведенные Петром I. 1. Введение губернского административного деления. 2. Жалованная грамота дворянству. 3. Провозглашение империи. 4. Уничтожение патриаршества. 5. Уничтожение Синода. Карточка №3.   Определите, о каком органе власти говориться в документе. « ...надлежит   состоять  из  тайных  советников, кому  от  нас   ныне  повелено   и  впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер­прокуроров, и обер­секретаря...,   никакой   незваной   персоне   не   входить   в   то   время,   когда   советы отправляются...» Карточка №4   . Определите, о каких должностях или титулах говорится в документе. «...Должен  смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а  ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все прокурорские  доношения предполагать Сенату..., чтоб по них исполнено было...» Урок № 4 «Реформы Петра 1 в экономике». Задания для индивидуальной работы.  Карточка №1. Определите, о каком сражении Северной войны говориться в отрывке из документа. «...Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами победами над ним неоднократно   доказывали.   Имейте   в   сражении   пред   очами   вашими   правду   и   Бога, поборающего по вас.» Карточка №2. Определите, о каком сражении Северной войны говориться в отрывке из документа «  Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда  такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и  по истине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая  проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской2 баталии как  ободрением людей, так и временем...» Карточка №3.   Определите, о каком органе власти говориться в документе. « ...надлежит   состоять  из  тайных  советников, кому  от  нас   ныне  поведено  и  впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер­прокуроров, и обер­секретаря...,   никакой   незваной   персоне   не   входить   в   то   время,   когда   советы отправляются...» Карточка №4.   Определите, о каких должностях или титулах говорится в документе. «.. .Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно  поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все  прокурорские доношения предполагать Сенату..., чтоб по них исполнено было...» Задания для работы в группах. 1    группа «Сельское хозяйство». Вопросы исследования 1 .Что нового появилось в сельском хозяйстве по Указам  Петра I ?  2.Что было предпринято для охраны окружающей среды ? Источник информации Учебник «История России», стр. 123­124 2   группа «Мануфактуры». Вопросы исследования 1.   Какие основные виды мануфактур были в Росси в 1 ­ой  четверти XVIII века ? 2. Кто являлся владельцем мануфактур ? Источник информации Учебник «История России», стр. 124­125 3 группа «Торговля». Вопросы исследования 1 .Что содействовало развитию торговли ? 2. Что предпринял Петр I, чтобы оградить отечественного производителя от конкуренции основных товаров ? Источник информации Учебник «История России», стр. 126 4    группа « Критики». Вопросы исследования 1 .Что заставило крестьян бежать от своих господ?  2.Что было главным тормозом в развитии  мануфактурного производства ? Источник информации Прилагаемый документ. Учебник «История России», стр. 125 5    группа «Ассистенты». Вопросы исследования Источник информации 1.Вспомните определение понятия «мануфактура».  2.Найдите определение новых понятий  «протекционизм», «меркантилизм», «конкуренция».  3. Покажите на карте районы преобладания  металлургических и железоделательных заводов. Словарь в рабочей тетради. Учебник «История России», стр. 123 Учебная карта «Российская империя во вт. пол. 18 в.» Документ для группы № 4 «Критики»  (из книги «О скудости и богатстве» купца И. Т. Посошкова), «Многие дворяне говорят : «Крестьянину де не давай обрости, но стриги ево яко овцу до гола». И тако творя, царство пустошат, понеже так их обирают, что у иного и козы не оставляют, и от таковые нужды домы свои оставляют и бегут иные в понизовые места, иные ж во украенные, а иные и в зарубежные, и тако чужие страны населяют, а свою пусту оставляют...». Урок № 7 «Повторительно ­ обобщающий урок». Задания для обсуждения в группах. 1 группа   Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что «Петр  I  был   настолько   безнравственным   и   жестоким   человеком,   что   всё полезное, что он сделал для страны, меркнет перед этими качествами и что элементарное человеческое   чувство   нравственности   не   позволяет   даже   говорить   о   прогрессивности характера его деятельности. Он может быть оценен только отрицательно». 2 группа. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что «Несмотря на жестокость используемых средств, Петр I   был прогрессивным деятелем, сделавшим много полезного для государства». 3 группа. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждающему, что             «Петр I   может быть оценен, с одной стороны, как деятель прогрессивный, с  другой ­ как реакционный». Тест. I вариант. 1. Первую половину XVIII века историки называют: а) Елизаветинское время; б) петровская эпоха; в) «Просвещенный абсолютизм»; г) эпоха дворцовых переворотов. 2. К нововведениям петровской эпохи можно отнести: а) учреждение орденов и медалей; б) празднование Нового года; в) введение начального образования для низших сословий; г) создание русской письменности. 3. Большая часть историков считает Петра I: а) «губителем русской культуры»; б) «проповедником русской культуры»; в) антихристом; г) реформатором. 4.В экономической сфере Петр I осуществил: а) развитие мануфактурного производства; б) монопольное право на внутреннюю и внешнюю торговлю; в) выпуск ценных бумаг на российском рынке; г) политику протекционизма. 5. В чем было преимущество коллегий перед приказами: а) присутствовал принцип коллегиальности; б) коллегии занимались определенными участками государственного управления; в) деятельность была основана на инициативе и самостоятельности; г) наличие огромного бюрократического аппарата. 6. Знаменитая Полтавская битва произошла в : а) 1705 г.; б) 1709 г.; в) 1707 г.; г) 1708 г. 7. Отставание России от европейских стран объяснялось: а) отсутствием у России выхода к морю; б) наличием крепостного права; в) многонациональным составом государства; г) наличием огромной территории. 8. Царевна Софья в борьбе за престол опиралась на : а) гвардию; б)стрельцов; в) бояр; г) казачество. II вариант. 1. Цель Великого посольства: а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции; б) заключить мирный договор с Польшей; в)найти союзников в предстоящей войне против Османской империи; г) познакомиться с государственным устройством западных стран. 2. Северная война приходится на период: а) 1700­1721 г.г.; 6)1709­1721 г.г.; в) 1699­1720 г.г.; г) 1701­1721 г.г. 3. В первую очередь Петр I преобразовал: а) мануфактуры; б) армию и флот; в) промышленность; г) приказную систему. 4.В результате Северной войны Россия: а) завоевала выход в Балтийское море; б) лишилась части своей северной территории; в) укрепила своё международное положение; г) потеряла свою независимость. 5. Нововведения Петра I : а) в одежде появился европейский покрой; б) бритьё бород; в) русские люди стали грамотными и образованными; г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки. 6 .Новое летоисчисление в России введено в : а) 1700 г.; б) 1699 г.; в) 1701 г.; г) 1702 г. 7. Ношение бород разрешалось: а) крестьянам и ремесленникам; б) священнослужителям и дворянам; в) священнослужителям и крестьянам; г) рекрутам и горожанам. 8. Знаменитое морское сражение в период Северной войны: а) Гангутское; б) Азовское; в) Балтийское; г) Полтавское.                                            Ответы: I вариант. 1 б 1 а 2 аб 2 а 3 г 3 в 4 а г 4 а в 5 аб II    вариант. 5 аб 6 б 6 а 7 аб 7 в 8 б 8 а

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс

Уроки к теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» история, 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017