План урока самопознания
Раздел 1. «Мудрость веков». Урок №1
Школа: ГУСОШ №39
Класс: 4 « »
Количество ___
Педагог: ____________________
Дата: _____________________
Тема: Мир духовно-нравственной культуры человечества.
Ценность: Праведное поведение
Качество:доброта, великодушие, честность, скромность.
Цель: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности Праведное поведение через постижение мудрости духовно-нравственной культуры человечества. Задачи: – раскрыть понятие «добродетель»; – развивать потребность быть честным и великодушным; – воспитывать в детях скромность, доброе отношение к окружающим. |
Ресурсы: материалы, источники учебник самопознание
|
Ход урока: 1. Организационный момент Приветствие. Перекличка. Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой на свет. Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут творить только добрые дела, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Рот будет говорить только правду, и только добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся наша голова наполнилась светом и в вашей голове только добрые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. Вопрос: - Дети, кому вы послали свет? Почему?
2. Позитивное высказывание (цитата) - Я хочу начать наш урок словами Фалеса Милетского. - Ребята, вам знакомо это имя? - Фалес Милетский – это древнегреческий философ, ученый и мыслитель. В переводе с греческого языка - «друг мудрости» - У него есть хорошие слова, которые станут цитатой нашего урока.
«Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делам».
- Как вы понимаете эту цитату. - Какие дела можно назвать прекрасными?
3. Рассказывание истории (беседа) «О великих философах и их учениях» автор Педро Гонсалес Калеро (испанский ученый и писатель) Сократ, древнегреческий философ, искренне полагал, что человека можно научить добродетели. Он считал, что для исправления человеческого характера достаточно разъяснить людям, что есть добро, а что – зло. Невежество – вот причина дурных поступков и корень бед человечества. Сократ не брал платы за свои уроки и считал, что правила поведения должны быть общими для всего человечества. Именно поэтому его можно было увидеть беседующим как с нищим, так и со знатным человеком. Его уроки напоминали дружескую беседу, во время которой учитель задавал вопросы, призванные направить мысли учеников в нужное русло. В таких беседах родилось искусство ставить вопросы так, чтобы собеседник начал сомневаться в давно известных прописных истинах. Повстречав знаменитого военачальника, философ спросил у него, что такое храбрость. Полководец отлично это знал, но, пытаясь сформулировать ответ, понял, что всю жизнь ошибался. Самым мудрым человеком на земле греки считали Сократа. Услышав об этом, философ заметил, что истинная мудрость состоит в признании своего невежества: «Я знаю, что ничего не знаю». Однажды Сократа предупредили, что его сосед плохо о нём говорит. Философ произнёс: – Ничего удивительного, говорить хорошо он так и не научился. Когда Сократа незаслуженно осудили и заключили под стражу, его друзья разработали план побега. Узник отказался бежать, заявив, что не посмеет проявить неуважение к закону. Философ до последних дней своей жизни сохранял присутствие духа и старался ободрить близких.
Беседа. • О ком рассказывает автор? • Ребята, что вы узнали из этого рассказа о Сократе? • Почему философ отказался бежать? • Какие качества характера свойственны великому философу? • Какой общечеловеческой ценности соответствуют эти качества? • Был ли в вашей жизни случай, когда совесть подсказала вам, как правильно поступить? Расскажите об этом.
Подарок от учителя. Притча «Десять добродетелей» Путешествуя по Индии, знаменитый человек увидел гору, около которой жил в нищете жалкий народ. Из-за постоянных лишений его люди всѐ время ссорились между собою, никогда не помогали друг другу. Ему стало жалко этот народ, и он решил дать ему изобилие, превратив каменную гору в золотую. Но тут явился перед ним вождь этого народа. – Ты хочешь дать этим людям много золота, – сказал он человеку. – Но станут ли они счастливее? Ты лучше научи их Десяти Добродетелям: верь в любовь, почитай своих родителей, содержи свой ум в чистоте, уважай старших, являйся примером для младших, помогай бедным, соблюдай общественный порядок, помогай сиротам и больным, учись, соблюдай эти правила во веки веков. И тогда сам увидишь, как изменится их жизнь! Так знаменитый человек и поступил. И жизнь этого народа стала понемногу улучшаться. Люди стали относиться друг к другу с уважением, прекратили враждовать. Они занялись выращиванием хлеба и разведением скота. Их сердца наполнились мечтами о лучшем будущем! Беседа. - Дети, скажите, чему учит эта притча? - О какой одной из главной общечеловеческой ценности идет речь в притчи? (праведное поведение) Вывод: - В жизни каждого человека важна практика общечеловеческой ценности праведное поведение. Каждый день, каждую минуту, человек должен осмысливать свои слова и действия, пропуская их через призму любви, доброты и совести. Примером тому может служить жизнь великого древнегреческого философа Сократа. - Ребята, я предлагаю вам немного подвигаться. Физминутка Вот мы руки развели, (дети разводят руки в стороны) Словно удивились. (Сдвигают руки перед собой) И друг другу до земли В пояс поклонились! (поворачиваются друг к другу и кланяются) Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. (Делают наклоны вверх-вниз) Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. (Делают пружинистые наклоны вверх-вниз, в конце улыбаются). 1. Учебник стр. 6-7 2. Фото бюста Сократа
3. Репродукция Сократ с учениками. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа». Ватикан. Италия. 1510-11 гг.
4. Творческая деятельность, групповая работа Задание 1 Прочитайте афоризмы античных философов о добродетели. Выберите те, которые вам больше понравились. Объясните их смысл.
«Именно действие придаёт добродетели истинную ценность и достоинство» Цицерон (древнегреческий политический деятель, оратор, полководец)
«Справедливость является величайшею из добродетелей». Аристотель (древнегреческий философ) «Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным». Антисфен (древнегреческий философ)
«Справедливый человек не вредит никому» Сократ (древнегреческий философ)
«Хочешь жить для себя, живи для других» Сенека (римский философ, поэт, государственный деятель).
Задание 2 Подберите к каждой букве слова добро хорошее качество человека.
Д – О – Б – Р – О –
6. Домашнее задание: Выучить песню «Дорога добра» 7. Заключительная минута урока - Ребята, в завершение урока послушайте стихотворение В.Суслова «Доброта» Где красота – там доброта. Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днём, ни днём дождливым. И если хочешь быть красивым, То добротою поделись!
|
Изображение Фалеса Милетского
Педро Гонсалес Калеро
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.