УрокУрок "ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ Ф.ТЮТЧЕВ «ЛИСТЬЯ»
Оценка 5
Работа в классе
doc
русская литература
3 кл
20.02.2017
Урок литературного чтения создаёт условия для стимулирования желание читать лирические произведения о красоте русской природы, актуализирует знания о понятиях «олицетворение», «сравнение», «эпитет» и умение работать с текстом лирического произведения. В течение урока учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями П.Чайковского и М.Глинки
ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ Ф.ТЮТЧЕВ «ЛИСТЬЯ».doc
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»
Педагогическое кредо
УРОК 4
ТЕМА: ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ
Ф.ТЮТЧЕВ «ЛИСТЬЯ»
ЦЕЛЬ:
1. Стимулировать желание читать лирические произведения о красоте русской
природы.
2. Актуализировать знания о понятиях «олицетворение», «сравнение», «эпитет».
3. Актуализировать умение работать с текстом лирического произведения.
4. Научить:
— определять настроение лирического произведения и обосновывать своё мнение;
— оформлять суждение в форме вывода;
— выделять в тексте средства художественной выразительности;
— работать с текстом лирического произведения;
— выразительно читать поэтический текст;
— проводить исследование поэтического и оформлять результаты в виде таблицы;
— выполнять учебное задание по плану;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности;
— адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
I. Проверка домашнего задания
Какой раздел изучаем? С какими понятиями познакомились, изучая раздел?
Какие залы на выставке мы можем представить, изучив несколько произведений?
(художественный зал и зал прозы)
Можно ли назвать рассказ «Подарок» Паустовского научнопознавательным?
Почему?
II. Работа со стихотворением Ф.Тютчева «Листья»
1.Работа с текстом до чтения
При помощи каких инструментов писатели и поэты дают описание природы?
(олицетворение, сравнение и эпитеты)
Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведением. Что такое
лирическое произведение? (лирическое произведение – это произведения, в котором
выражены чувства героя или автора)
2. Работа с текстом во время чтения
А)Чтение стихотворения Тютчева учителем
От чего имени написано это стихотворение? (От имени листьев)
Какие деревья любил Тютчев? (Лиственные)
Б)Чтение стихотворения детьми
Чтение 1го столбика
К какой группе деревьев относятся сосна и ель? (Хвойные)
Как поэт описывал хвойные деревья? ( Всю зиму торчат, их тощая зелень, как
иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа)
Чтение 2го столбика
Какой литературный приём использует автор в создании образа листьев?
(Олицетворение). «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»
Педагогическое кредо
Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию
живого существа. (Мы ж, лёгкое племя, мы были в красе, мы ждать не хотим, мы с
вами летим)
Чтение 3го столбика
Как вы понимаете слова: зефир, докучные? (Дети сами объясняют значение
непонятных слов и выражений, опираясь на словари:
зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру;
докучные – наводящий скуку, надоевший)
Какое настроение у автора во 2м и 3м столбике? ( Радостное и грустное).
Какие строчки передают настроение радости? (Мы цветём и блестим, играли с
лучами, купались в росе)
Какие строчки передают настроение грусти? (Но птички отпели, цветы
отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.)
Чтение 4го столбика
К чему призывают листья буйный ветер? (Скорей нас сорвите с докучных
ветвей).
3.Работа с текстом после чтения
А) Работа в группах.
Найдите образные выражения в стихотворении и оформите их в таблицу.
Б) Прослушивание аудиозаписи.
Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Сейчас мы
прослушаем три произведения. Подумайте, который из них отражает настроение
стихотворения «Листья» (Прослушивание муз. Отывков: П.Чайковский «Октябрь.
Осенняя песня» из цикла «Времена года», А Вивальди «Осень» из цикла «Времена
года», М.Глинка «Вальсфантазия»)
В) Работа над выразительностью.
Какую мелодию вы слышите в стихотворении? (Спокойную, негромкую,
распевную).
Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или
медленный. (Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать
певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом)
III.Итог урока
Какова тема стихотворения? (Показать осенние листья).
Какие чувства, настроение выразил поэт? (Любование картинами осени)
Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о
человеке? (Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её)
Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине
с природой? (Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу,
надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение.)
Федор Тютчев вырос в доме "совершенно чуждом интересам литературы и в
особенности русской литературы", и, несмотря на это, стал поэтом.
Какие размышления, чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением
Ф.Тютчева?
IV. Домашнее задание
Выучить стихотворение Тютчева наизусть
V. Рефлексия
Детям предлагается плакат с нарисованной берёзой, на которой прикреплены
листья жёлтые, зелёные, оранжевые. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»
Педагогическое кредо
Кому на уроке захотелось более наблюдательным сорвите жёлтые листья; у
кого хорошо работало воображение – зелёные; кто полюбил лирические стихи –
оранжевые (Учащиеся выходят группами к доске и оценивают себя)
Посмотрите, какие листья у нас были сорваны с докучных ветвей. Среди нас есть
наблюдатели, ученики с хорошим воображением и любители лирических стихов
Спасибо за урок
УрокУрок "ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ Ф.ТЮТЧЕВ «ЛИСТЬЯ»
УрокУрок "ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ Ф.ТЮТЧЕВ «ЛИСТЬЯ»
УрокУрок "ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ Ф.ТЮТЧЕВ «ЛИСТЬЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.