Уровень экологической воспитанности учащихся кружка "Природа вокруг нас"
Оценка 4.8

Уровень экологической воспитанности учащихся кружка "Природа вокруг нас"

Оценка 4.8
docx
26.11.2021
Уровень экологической воспитанности учащихся кружка "Природа вокруг нас"
Уровень экологической воспитанности.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни и критерии

экологической воспитанности учащихся кружка «Природа вокруг нас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Рабданова Людмила Ивановна,

                                                                                 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

 

 

 

По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».

Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически – деятельностный.

На основе методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности.

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Экологическая образованность младших школьников.

Эмпирические исследования позволили выделить три уровня экологической образованности младших школьников: прагматико-потребительский, знаниево-ориентированный, инициативно-творческий

·                     Инициативо-творческий уровень экологической образованности предполагает, что учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, развиты экологические убеждения, широкий круг природоохранительных умений; понимают многообразную ценность природы; обладают проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности.

·                     Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно систематичных и глубоких знаний, определённых экологических убеждений, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес неустойчивый, участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость.

·                     Прагматико-потребительский уровень отличается низкой степенью осознания экологических проблем, отсутствием интереса. Учащиеся имеют поверхностные знания, проявляют потребительское отношение к природе. Низкий уровень познавательной активности, связанной с объектами природы; доминирует прагматический тип установок по отношению к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование

Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть:

·                     закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов);

·                     открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую информацию).

Вопросы, разработанные Н. С. Житовой.

Вопросы

Ответы

1.Нравится ли тебе бывать в природе?

1. Нравится.

2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять

2. Загорать, купаться

3. Играть в подвижные игры

4. Собирать ягоды, грибы

5. Рвать цветы.

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

1. Нет, не приходилось

2. Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними

3. Лечил собаке глаз

4. Отогревал зимой птиц

5. Лечил раненую птицу

6. Подкармливаю зимой птиц

4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

1. Не принимал участие

2. Делал с папой скворечник

3. Принимал участие в озеленении класса, школьного двора

5. Какие книги о природе ты читал?

1. Не люблю книги о природе

2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Экологический светофор»

С помощью этой методики можно развивать:

·                     представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

·                     умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

·                     расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

·                     Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.

·                     Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

·                     Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.

·                     Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

·                     Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу взята методика Н.С.Жестовой, с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

Баллы

Умения

Отношения

Желания

2

Сделаю хорошо;

нравится;

хочу заниматься;

1

Сделаю средне;

безразлично;

безразлично;

0

Не сделаю

не нравится

не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

 

Метод диагностики «Работа над ошибками».

Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей. По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

Метод незаконченных рассказов и предложений.

При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просят представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновать их.

Метод «незаконченный рассказ»

– это изложение реальной жизненной ситуации, направленной на выявление установок подростков. Например: Рассказ «На реке с друзьями». Ребята ушли купаться, стол был неубран, на столе остались грязные тарелки, кружки с соком, а я остался один. И тогда я решил/а: «Дай-ка я… Попробую? Уберу со стола? Выкину остатки под дерево, в реку?....

Метод незаконченных предложений

Экология – это…

В природе все связанно и, если…

Я думаю, что когда я вырасту…

 

«Диагностическая ситуация».

Перед учащимися ставится проблема морального выбора и предлагается 3 варианта ответа.

2 вариант. Предлагается ситуация: «Горе – туристы» пришли в лес. Что произойдет?

Что произойдет с травой, с лесными цветами?

Что нельзя делать и оставлять в лесу?

Можно ли шуметь в лесу и ломать деревья?

 

Экологические знания являются основой экологического воспитания. Эта методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у учащихся начальных классов.

Перечень вопросов:

1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные; Б) лишайники; В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да; Б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения В) размножаются водоросли.

8. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь; Б) волк; В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.

·                     Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

·                     Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

·                     Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета:

1. Нравится ли тебе бывать в природе?

2. Что ты любишь делать когда бываешь в природе?

3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным?

4. Что по твоему значит охранять природу?

5. Какие лекарственные растения есть в наших лесах и лугах?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

7. Знаешь ли ты что такое окружающая среда?

8. Что такое фотоохота?

9. Что могут сделать дети для охраны природы?

10. Какие чувства вы испытываете, когда помогаете природе?

В содержание вопросов входили критерии уровней экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней, такие как:

·                     полнота или объём знаний - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;

·                     существенность знаний - выделение существенного в объекте;

·                     обобщенность знаний - выявление сущности целого класса объектов, связей внутри класса;

·                     системность знаний- целостное рассмотрение объектов, совокупность объективных связей.

Уровни знаний и представлений выявлялись по следующим критериям:

за каждый ответ на вопрос ребенок получал определенное количество баллов. Максимальное количество баллов- 3 балла. Таким образом, суммарное число баллов не могло превышать 30.

В результате анализа ответов на вопросы анкеты все учащиеся были распределены по трем уровням экологических знаний и представлений:

·                     высокий уровень: полнота знаний, существенность, обобщенность, системность (от 26 до 30баллов);

·                     средний уровень: нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов (от 16 до 25 баллов);

·                     низкий уровень: узкие, неадекватные знания, частые заблуждения

(от 10 до 15 баллов).

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

По мнению Л.А. Мишариной и В.А

По мнению Л.А. Мишариной и В.А

Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в

Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в

Анкетирование Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых

Анкетирование Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых

Экологический светофор» С помощью этой методики можно развивать: · представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной…

Экологический светофор» С помощью этой методики можно развивать: · представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной…

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру

Метод диагностики «Работа над ошибками»

Метод диагностики «Работа над ошибками»

Диагностическая ситуация». Перед учащимися ставится проблема морального выбора и предлагается 3 варианта ответа

Диагностическая ситуация». Перед учащимися ставится проблема морального выбора и предлагается 3 варианта ответа

Букеты можно составить: А) из редких цветов;

Букеты можно составить: А) из редких цветов;

Уровни знаний и представлений выявлялись по следующим критериям: за каждый ответ на вопрос ребенок получал определенное количество баллов

Уровни знаний и представлений выявлялись по следующим критериям: за каждый ответ на вопрос ребенок получал определенное количество баллов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.