УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ( Научная статья).

  • docx
  • 22.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСПЕШНОГО ПМО (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия, г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ

УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной работе основное внимание уделено условиям, целям и основным формам успешной организации и осуществления учебно-познавательного процесса проблемно-модульного обучения.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; учебно-познавательный процесс; педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения.

CONDITIONS, OBJECTIVES AND MAIN FORMS OF SUCCESSFUL PROBLEM-MODULE TRAINING

A.K. Pavlov

This work focuses on the conditions, goals and main forms of successful organization and implementation of educational and educational process of problem-modular training.

Keywords: system-activity approach; educational and educational process; pedagogical (educational) technology of problem-modular training.

 

     Выделим четыре  главных условия успешности проблемно-модульного обучения:

1.     обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

2.     обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемными ситуациями (рациональное соотношение известного и неизвестного);

3.     значимость информации, получаемой при решении проблемы;

4.     необходимость доброжелательного общения педагога с обучающимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем высказанным мыслям, гипотезам.

     Главные психолого-педагогические цели успешного проблемно-модульного обучения:

·        развитие мышления, способностей, творческих умений обучающихся;

·        усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе самостоятельного решения проблем, что обеспечивает прочность навыков, компетентностей и компетенций;

·        воспитание активной, творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемные задачи [8, c. 53].

     Развитие проблемного мышления в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. В инновационной технологии проблемно-модульного обучения необходимо учебный материал подводить под проблемное изложение. Проблемные ситуации достаточно легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме, - вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования и развития проблемного мышления.

     Успешность проблемно-модульного обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:

- степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного обучающимся в рамках данной проблемной задачи;

- долей творческого участия обучающихся в разрешении проблемной задачи, как коллективного, так и личного характера [6, c. 5].

     Различают три основные формы проблемно-модульного обучения:

1.     Проблемное изложение учебного материала (урок, лекция, семинар), когда педагог ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале занятия «Предмет «Истории» как науки» ставится проблема: «Почему «История» - это наука?», но учитель не даёт готового ответа, а рассказывает, как наука двигалась к историческим фактам, сообщает и гипотезах и исследованиях, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления;

2.     Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторно-практических занятиях, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Педагог продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения обучающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Учитель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, сам он подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество), и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации).

3.     Самостоятельная проектно-исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в творческой работе (проект, курсовая работа, реферат, исследовательская работа и т.п.) с последующим контролем педагога, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня – творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций».

     Таким образом, основное в проблемно-модульном обучении – формирование творческого мышления, развитие творческих умений и навыков, компетенций и компетентностей обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. -  LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 56 с.

2.                 Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 154 с.

3.                 Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2018. 68 с.

4.                 Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2018. 85 с.

5.                 Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2021. – 160 с.

6.                 Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

7.                 Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2021. – 108 с.

8.                 Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.