Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования.
В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания
Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода, так как:
1) в нашем детском саду создана хорошо подготовленная развивающая среда;
2) различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны;
УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения
образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами,
противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего
и меняющего систему образования.
В связи с этим основная задача, которую необходимо решить это включение в
образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка
равнозначных условий. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО,
понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия
индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности
обогащения процесса познания
Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации
инклюзивного подхода, так как:
в нашем детском саду создана хорошо подготовленная развивающая среда;
1)
2) различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и
отклоняющимся развитием не так критичны;
3) игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с
разными стартовыми возможностями;
4) дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к
детям с особенностями в развитии;
5) большое количество досуговых мероприятий позволяет научить
взаимодействовать самых разных детей и их семьи в эмоциональнопозитивном
контексте.
Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые
одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый
ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями.
Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные
технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование.
Инновационная деятельность направлена на решение следующих задач:
1)
создание условий для получения полноценного образования без
территориальных, интеллектуальных ограничений;
2)
создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления
учебноматериальной базы учреждений;
3) корректировка ПМПсопровождения на основе инклюзивных подходов;
4) обеспечение индивидуального образовательного сопровождения ребенка;
5) обеспечение доступа к дополнительному образованию в образовательном
учреждении;
6)
условиях.
создание условий для получения образования в различных вариативных
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и
определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только
детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола,
возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные
образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению,
применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В
самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательнуюситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с
учетом индивидуальных различий детей. Для управления инклюзивными процессами
необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации
деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования
интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей,
педагогов, администрации).
Одним из направлений психологопедагогической деятельности нашего
дошкольного образовательного учреждения является инклюзивное образование.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает
любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям,
но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Мы понимаем и учитываем восемь основных принципов инклюзивного
образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Педагогическая практика показывает, что развитие инклюзивного образования –
процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических
– социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки
современной системы образования.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности
здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это
обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и
результативностью ранней коррекционнопедагогической помощи “особому” ребенку.
Кроме преодоления уже имеющихся у ребенка трудностей, раннее выявление и
ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка дают возможность
предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы. Ранняя помощь
может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать
сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.
Для детей с нарушением интеллектуального развития ранняя помощь является
одним из приоритетных направлений поддержки. Дети достигают значительных
результатов в самообслуживании, двигательном и познавательном развитии,
формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни.
Дети учатся устанавливать и развивать позитивные отношениями с членами своей семьи
и другими детьми, запоминают правила, принятые в обществе, и следуют им.
1. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко.
Литература(Наука практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. N
1. С. 5776 : табл.
2. Аюпова Е. Е. (кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
лаборатории специального образования ПКИПКРО). Лекотека как форма
инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. Е. Аюпова, И.
В. Хохлова. (Мастеркласс). (Новые формы работы). Вар. загл. : Конспект
логопедического занятия "Утенок" для детей 23 лет // Логопед. 2010. N 4. С.
4955. Библиогр.: с. 55 (3 назв.)
3. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского
сада / В. Н. Бутенко. (Психология формирования личности) // Психология
обучения. 2010. N 10. С. 4656. Библиогр.: с. 55 (7 назв. ). ISSN 15612457
4. Голиков, Николай Алексеевич. (канд. пед. наук ; доц.). Инклюзивное образование:
новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами / Н.
А. Голиков. (Коррекционная педагогика, специальная психология) : Новые
подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами //
Сибирский педагогический журнал. 2009. N 6. С. 232240. Библиогр.: с. 240
241 (19 назв.). Научная библиотека государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования Новосибирского
государственного педагогического университета. code, spev. year, 2009. no, 6.
ss, 232. ad, 1. d, 2009, 14##, 0, y. RUMARSspev09_no6_ss232_ad1. ISSN 1813
4718
5. Кутепова Е. Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего
образования в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова // Психологическая
наука и образование. 2011. N 1. С. 103112. Библиогр.: с. 111 (5 назв. ). ISSN
18142052
(Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е.
Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу //
Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 5159).
6.