УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода, так как: 1) в нашем детском саду создана хорошо подготовленная развивающая среда; 2) различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны;
Иконка файла материала статья.docx
УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ Инклюзивное   образование   –   это   процесс   дальнейшего   развития   и   расширения образовательной   интеграции.   Интеграция   и   инклюзия   не   являются   концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования.  В связи с этим основная задача, которую необходимо решить ­ это включение в образовательный   процесс   различных   групп   детей   и   создание   для   каждого   ребенка равнозначных   условий.   Поэтому   под   инклюзией,   согласно   определению   ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания  Система   дошкольного   воспитания   наиболее   подходит   для   реализации инклюзивного подхода, так как: в нашем детском саду создана хорошо подготовленная развивающая среда; 1) 2) различия   в   когнитивном   развитии   дошкольников   с   нормативным   и отклоняющимся развитием не так критичны;  3) игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями; 4) дети   дошкольного   возраста   успешно   копируют   толерантное   отношение   к детям с особенностями в развитии; 5) большое   количество   досуговых   мероприятий   позволяет   научить взаимодействовать   самых   разных   детей   и   их   семьи   в   эмоционально­позитивном контексте. Для   реализации   данной   задачи   необходимы   средства   и   технологии,   которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок   обладает   собственными   образовательными   потребностями   и   способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование. Инновационная деятельность направлена на решение следующих задач: 1) создание   условий   для   получения   полноценного   образования   без территориальных, интеллектуальных ограничений; 2) создание   необходимой   адаптивной   среды   в   ОУ   посредством   укрепления учебно­материальной базы учреждений; 3) корректировка ПМП­сопровождения на основе инклюзивных подходов; 4) обеспечение индивидуального образовательного сопровождения ребенка; 5) обеспечение   доступа   к   дополнительному   образованию   в   образовательном учреждении; 6) условиях. создание   условий   для   получения   образования   в   различных   вариативных Организация   инклюзивной   практики   предполагает   творческий   подход   и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система   обучения   и   воспитания   подстраивается   под   индивидуальные образовательные   потребности   ребенка,   используются   новые   подходы   к   обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом   инклюзивном   подходе   заложена   необходимость   изменять   образовательнуюситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом   индивидуальных   различий   детей.   Для   управления   инклюзивными   процессами необходимо   вводить   командные   формы   работы,   проектные   формы   организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов   разных   участников   образовательного   процесса   (дошкольников,   родителей, педагогов, администрации). Одним   из   направлений   психолого­педагогической   деятельности   нашего дошкольного образовательного учреждения является инклюзивное образование. В   основу   инклюзивного   образования   положена   идеология,   которая   исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.  Мы   понимаем   и   учитываем восемь   основных   принципов   инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5.   Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте   реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Педагогическая практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических –   социальные   и   административные   ресурсы   и   требующий   кардинальной   перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья,   тем   выше   его   шансы   на   адаптацию   и   социализацию   в   обществе.   Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно­педагогической помощи “особому” ребенку. Кроме преодоления уже имеющихся у ребенка трудностей, раннее выявление и ранняя   комплексная   коррекция   отклонений   в   развитии   ребенка   дают   возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы. Ранняя помощь может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем. Для детей с нарушением интеллектуального развития ранняя помощь является одним   из   приоритетных   направлений   поддержки.   Дети   достигают   значительных результатов   в   самообслуживании,   двигательном   и   познавательном   развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни. Дети учатся устанавливать и развивать позитивные отношениями с членами своей семьи и другими детьми, запоминают правила, принятые в обществе, и следуют им. 1. Артюшенко   Н.   П.  Организация   процесса   включения   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   в   образовательные   учреждения   /   Н.   П.   Артюшенко.   ­ Литература(Наука ­ практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. ­ 2011. ­ N 1. ­С. 57­76 : табл. 2. Аюпова   Е.   Е.  (кандидат   педагогических   наук,   старший   научный   сотрудник лаборатории   специального   образования   ПКИПКРО).   Лекотека   как   форма инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. Е. Аюпова, И. В. Хохлова.  ­ (Мастер­класс). ­ (Новые формы  работы). ­ Вар. загл.  : Конспект логопедического занятия "Утенок" для детей 2­3 лет // Логопед. ­ 2010. ­ N 4. ­С. 49­55. ­ Библиогр.: с. 55 (3 назв.) 3. Бутенко В. Н.  Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада   /   В.   Н.   Бутенко.   ­   (Психология   формирования   личности)   //   Психология обучения. ­ 2010. ­ N 10. ­С. 46­56. ­ Библиогр.: с. 55 (7 назв. ). ­ ISSN 1561­2457 4. Голиков, Николай Алексеевич.  (канд. пед. наук ; доц.). Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами / Н. А.   Голиков.   ­   (Коррекционная   педагогика,   специальная   психология)   :   Новые подходы   к   качеству   жизни   детей   с   особыми   образовательными   нуждами   // Сибирский педагогический журнал. ­ 2009. ­ N 6. ­ С. 232­240. ­ Библиогр.: с. 240­ 241   (19   назв.).   ­   Научная   библиотека   государственного   образовательного учреждения   высшего   профессионального   образования   Новосибирского государственного педагогического университета. ­ code, spev. ­ year, 2009. ­ no, 6. ­ ss, 232. ­ ad, 1. ­ d, 2009, 14##, 0, y. ­ RUMARS­spev09_no6_ss232_ad1. ­ ISSN 1813­ 4718 5. Кутепова   Е.   Н.  Опыт   взаимодействия   специального   (коррекционного)   и   общего образования в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова // Психологическая наука и образование. ­ 2011. ­ N 1. ­С. 103­112. ­ Библиогр.: с. 111 (5 назв. ). ­ ISSN 1814­2052   (Семаго   Н.Я.,   Семаго   М.М.,   Семенович   М.Л.,   Дмитриева   Т.П.,   Аверина   И.Е. Инклюзивное образование  как первый этап на пути  к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 51­59). 6.