УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

  • Лекции
  • docx
  • 06.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эффективное осуществление инновационной деятельности преподавателя связано с рядом условий. К этим условиям относится готовность преподавателя к конструктивному общению, непредвзятое отношение к контраргументации, установка на признание рационального момента в иной позиции. В результате преподаватель приобретает широкий спектр мотивов, стимулируется процесс его познания и научной деятельности. В деятельности преподавателя особое значение приобретают такие мотивы, как самоактуализация, сотворчество, самопознание и преобразование. Это дает возможность формировать креативность личности преподавателя. Важным условием нововведения является создание новой ситуации общения. Новая ситуация общения – это способность преподавателя создать новую собственную позицию, новое отношение к миру, педагогической науке, к себе.
Иконка файла материала Условия формирования.docx
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ  Предмет: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ Тема: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ к.п.н., доцент  Никадамбаева Х.Б Инновационность,   характеризуя   педагогический   процесс,   относится   не только   к   его   дидактическому   построению,   но   и   к   социально­значимым результатам, и психологическому облику преподавателя. Инновационность означает открытость, признание другого мнения. Инновационная предполагает осуществление   в   динамике   столкновения   и   взаимообогащения   различных позиций. преподавателя деятельность           Эффективное осуществление инновационной деятельности преподавателя   связано   с   рядом   условий.   К   этим   условиям   относится готовность   преподавателя   к   конструктивному   общению,   непредвзятое отношение   к   контраргументации,   установка   на   признание   рационального момента в иной позиции. В результате преподаватель приобретает широкий спектр   мотивов,   стимулируется   процесс   его   познания   и   научной деятельности.   В   деятельности   преподавателя   особое   значение   приобретают   такие мотивы, как самоактуализация, сотворчество, самопознание и преобразование. Это дает возможность формировать креативность личности преподавателя. Важным   условием   нововведения     является   создание   новой   ситуации общения. Новая ситуация общения – это способность преподавателя создать новую собственную позицию, новое отношение к миру, педагогической науке, к себе. Преподаватель   освобождается   от   авторитарных   претензий   на единственную   точку   зрения,   он   открывается   богатым   формам педагогического   опыта.   В   этой   ситуации   меняется   способ   мышления преподавателя,   культура   его   интеллекта,   развивается   эмоциональная интуиция. Следующее условие – это открытость учителя культуре и обществу. Инновационная   деятельность   преподавателя   направлена   на   изменение действительности, определение проблем и способов их разрешения. Изменение типа общения между преподавателем и студентами является одним из условий инновационной деятельности.Новые   отношения   должны   утрачивать   характер   принуждения, подчинения   власти   традиции   и   носить   характер   сотрудничества, взаиморегуляции,   взаимопомощи   равных.   Главная   особенность   этих отношений – это сотворчество преподавателя и студента. Инновационная   деятельность   характеризуется   следующими   основными функциями [Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. –Т.: 2001. ­159 с.]: • сознательный анализ профессиональной деятельности; • критическое отношение к нормативам; • открытость к профессиональным новшествам; • творческое преобразующее отношение к миру; • стремление   к   самореализации,   к   воплощению   в   профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни. Таким   образом,   преподаватель   выступает   в   качестве   автора, разработчика,   исследователя,   пользователя   и   пропагандиста   новых педагогических технологий, теорий, концепций. Необходимость   в   инновационной   деятельности   преподавателя   в современных   условиях   развития   общества,   культуры   и   образования обуславливается следующими обстоятельствами: • социально­экономические   преобразования   требуют   коренного обновления   системы   образования,   методологии   и   технологии   учебного процесса.   Инновационная   деятельность   преподавателя   в   этих   условиях включает   в   себя   создание,   освоение   и   использование   педагогических новшеств; • гуманитаризация содержания образования требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения; • изменение   характера   отношения   преподавателя   к   освоению   и применению педагогических новшеств. Анализ   инновационной   деятельности   преподавателя   требует использования   определенных   критериев,   определяющих   эффективность нововведения.   К   таким   критериям   относятся:   новизна,   оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Новизна,   как   критерий   педагогического   новшества,   включает   в   себя сущность предлагаемого нового, уровень новизны. Ученые­педагоги выделяют несколько   уровней   новизны:   абсолютную,   локально­абсолютную,   условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (М.С. Бургин). Критерий оптимальности означает затрату сил и средств преподавателя и студентов   для   достижения   результатов.   Результативность   означает определенную   устойчивость   положительных   результатов   в   деятельности преподавателя.Педагогическое   новшество   по   своей   сути   должно   стать   достоянием массового опыта. На начальном этапе педагогическое новшество включается в деятельность   отдельных   преподавателей.   На   следующем   этапе   после апробации и объективной оценки педагогическое новшество рекомендуется к массовому внедрению. Проведенные   В.А.   Сластениным     исследования   дают   возможность определить   профессиональную   готовность   преподавателя   к   инновационной деятельности. Профессиональная готовность к инновационной деятельности включает следующие основные характеристики [10]: прогноз   успешности   намечаемого   нововведения   в   целом,   его отдельных этапов; выявление недочетов как в самом новшестве, так и в организации его внедрения с целью его последующей доработки; сопоставление новшества с другими инновациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значительности и разработанности; проверка степени успешности внедрения новшества;  оценка   инновационной   способности   организации,  в   которой   это новшество будет внедряться (В.А. Сластенин). Инновационная   деятельность  преподавателя   включает  в  себя  анализ  и оценку   новшества,   формирование   цели   и   концепции   будущего   действия, реализацию этого плана и его коррекцию, оценку эффективности. Эффективность   инновационной   деятельности   определяется   личностью педагога.     В   исследованиях   В.А.   Сластенина   выделены   основные   характеристики   определяющие   его   способность   к   инновационной преподавателя, деятельности. К таким характеристикам относятся: направленность • мотивационно­творческая   Это:   стремление   к   творческим любознательность, достижениям; стремление к лидерству; стремление к самосовершенствованию и др.;   творческий   интерес; личности.  креативность.   воображение;   Это:   фантазия,   способность отказаться   от   стереотипов;   стремление   к   риску;   критичность   мышления, способность к оценочным суждениям; способность к самоанализу, рефлексии;  оценка   профессиональных   способностей.   Это:   способность   к овладению   методологией   творческой   деятельности;   владение   методами педагогического исследования; способность к созданию авторской концепции, технологии   деятельности;   способность   творчески   разрешать   конфликты; способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности и др.;  индивидуальные   способности   преподавателя.   темп творческой   деятельности;   работоспособность   личности   в   творческой деятельности; решительность, уверенность в себе; ответственность; честность, правдивость; способность к самоорганизации и др.   Это:Таким   образом,   анализ   исследований   инновационной   деятельности позволил   выделить   критерии   готовности   преподавателя   к   инновационной деятельности (В.А. Сластенин):  осознание необходимости в инновационной деятельности;  готовность к вовлечению в творческую деятельность;  согласованность личных целей с инновационной деятельностью;  готовность к преодолению творческих неудач;  уровень   технологической   готовности   к   выполнению   инновационной деятельности;  влияние   инновационной   деятельности   на   профессиональную самостоятельность;  способность к профессиональной рефлексии. Таким   образом,   характер   инновационных   процессов   в образованииопределяется   особенностями   нововведения,   профессиональным потенциалом   преподавателей,   средой   и   особенностями   инновационной деятельности инициаторов и участников нововведения.  Одним   из   важных   вопросов   инновационной   деятельности   является личность   преподавателя.   Преподаватель­новатор   должен   быть   творчески продуктивной   личностью,   обладать   креативностью,   широтой   интересов   и увлечений, богатым внутренним миром, восприимчивостью к педагогическим новациям.   Инновационная   деятельность   состоит   из   основных   структурных компонентов.   Это:   мотивационный,   креативный,   технологический   и рефлексивный. Подготовка   преподавателя   к   инновационной   деятельности   должна осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: • формирование инновационной готовности к восприятию новшества; • обучение умениям действовать по новому. Особое   значение   в   организации   инновационной   деятельности   имеет учебно­познавательная деятельность студентов и руководство ею. Изучение педагогических основ инновационных процессов, их функций, закономерностей   развития,   механизма   и   технологии   их   осуществления, принципов управления может организовать учебный процесс в образованиина уровне   мировых   стандартов   и   с   учетом   достижений   педагогической   и психологической науки.