Эффективное осуществление инновационной деятельности преподавателя связано с рядом условий. К этим условиям относится готовность преподавателя к конструктивному общению, непредвзятое отношение к контраргументации, установка на признание рационального момента в иной позиции. В результате преподаватель приобретает широкий спектр мотивов, стимулируется процесс его познания и научной деятельности.
В деятельности преподавателя особое значение приобретают такие мотивы, как самоактуализация, сотворчество, самопознание и преобразование. Это дает возможность формировать креативность личности преподавателя.
Важным условием нововведения является создание новой ситуации общения.
Новая ситуация общения – это способность преподавателя создать новую собственную позицию, новое отношение к миру, педагогической науке, к себе.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА
ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА
ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Предмет: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Тема: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
к.п.н., доцент Никадамбаева Х.Б
Инновационность, характеризуя педагогический процесс, относится не
только к его дидактическому построению, но и к социальнозначимым
результатам, и психологическому облику преподавателя.
Инновационность означает открытость, признание другого мнения.
Инновационная
предполагает
осуществление в динамике столкновения и взаимообогащения различных
позиций.
преподавателя
деятельность
Эффективное
осуществление
инновационной
деятельности
преподавателя связано с рядом условий. К этим условиям относится
готовность преподавателя к конструктивному общению, непредвзятое
отношение к контраргументации, установка на признание рационального
момента в иной позиции. В результате преподаватель приобретает широкий
спектр мотивов, стимулируется процесс его познания и научной
деятельности.
В деятельности преподавателя особое значение приобретают такие
мотивы, как самоактуализация, сотворчество, самопознание и преобразование.
Это дает возможность формировать креативность личности преподавателя.
Важным условием нововведения является создание новой ситуации
общения.
Новая ситуация общения – это способность преподавателя создать новую
собственную позицию, новое отношение к миру, педагогической науке, к себе.
Преподаватель освобождается от авторитарных претензий на
единственную точку зрения,
он открывается богатым формам
педагогического опыта. В этой ситуации меняется способ мышления
преподавателя, культура его интеллекта, развивается эмоциональная
интуиция.
Следующее условие – это открытость учителя культуре и обществу.
Инновационная деятельность преподавателя направлена на изменение
действительности, определение проблем и способов их разрешения.
Изменение типа общения между преподавателем и студентами является
одним из условий инновационной деятельности.Новые отношения должны утрачивать характер принуждения,
подчинения власти традиции и носить характер сотрудничества,
взаиморегуляции, взаимопомощи равных. Главная особенность этих
отношений – это сотворчество преподавателя и студента.
Инновационная деятельность характеризуется следующими основными
функциями [Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое
мастерство. –Т.: 2001. 159 с.]:
• сознательный анализ профессиональной деятельности;
• критическое отношение к нормативам;
• открытость к профессиональным новшествам;
• творческое преобразующее отношение к миру;
• стремление к самореализации, к воплощению в профессиональной
деятельности своих намерений и образа жизни.
Таким образом, преподаватель выступает в качестве автора,
разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых
педагогических технологий, теорий, концепций.
Необходимость в инновационной деятельности преподавателя в
современных условиях развития общества, культуры и образования
обуславливается следующими обстоятельствами:
• социальноэкономические преобразования требуют коренного
обновления системы образования, методологии и технологии учебного
процесса. Инновационная деятельность преподавателя в этих условиях
включает в себя создание, освоение и использование педагогических
новшеств;
• гуманитаризация содержания образования требует постоянного поиска
новых организационных форм, технологий обучения;
• изменение характера отношения преподавателя к освоению и
применению педагогических новшеств.
Анализ инновационной деятельности преподавателя требует
использования определенных критериев, определяющих эффективность
нововведения. К таким критериям относятся: новизна, оптимальность,
высокая результативность, возможность творческого применения инновации в
массовом опыте.
Новизна, как критерий педагогического новшества, включает в себя
сущность предлагаемого нового, уровень новизны. Ученыепедагоги выделяют
несколько уровней новизны: абсолютную, локальноабсолютную, условную,
субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения
(М.С. Бургин).
Критерий оптимальности означает затрату сил и средств преподавателя и
студентов для достижения результатов. Результативность означает
определенную устойчивость положительных результатов в деятельности
преподавателя.Педагогическое новшество по своей сути должно стать достоянием
массового опыта. На начальном этапе педагогическое новшество включается в
деятельность отдельных преподавателей. На следующем этапе после
апробации и объективной оценки педагогическое новшество рекомендуется к
массовому внедрению.
Проведенные В.А. Сластениным
исследования дают возможность
определить профессиональную готовность преподавателя к инновационной
деятельности. Профессиональная готовность к инновационной деятельности
включает следующие основные характеристики [10]:
прогноз успешности намечаемого нововведения в целом, его
отдельных этапов;
выявление недочетов как в самом новшестве, так и в организации
его внедрения с целью его последующей доработки;
сопоставление новшества с другими инновациями, выбор наиболее
эффективного из них, уточнение его значительности и разработанности;
проверка степени успешности внедрения новшества;
оценка инновационной способности организации, в которой это
новшество будет внедряться (В.А. Сластенин).
Инновационная деятельность преподавателя включает в себя анализ и
оценку новшества, формирование цели и концепции будущего действия,
реализацию этого плана и его коррекцию, оценку эффективности.
Эффективность инновационной деятельности определяется личностью
педагога.
В исследованиях В.А. Сластенина выделены основные характеристики
определяющие его способность к инновационной
преподавателя,
деятельности. К таким характеристикам относятся:
направленность
• мотивационнотворческая
Это:
стремление к творческим
любознательность,
достижениям; стремление к лидерству; стремление к самосовершенствованию
и др.;
творческий интерес;
личности.
креативность.
воображение;
Это: фантазия,
способность
отказаться от стереотипов; стремление к риску; критичность мышления,
способность к оценочным суждениям; способность к самоанализу, рефлексии;
оценка профессиональных способностей. Это: способность к
овладению методологией творческой деятельности; владение методами
педагогического исследования; способность к созданию авторской концепции,
технологии деятельности; способность творчески разрешать конфликты;
способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности и
др.;
индивидуальные способности преподавателя.
темп
творческой деятельности; работоспособность личности в творческой
деятельности; решительность, уверенность в себе; ответственность; честность,
правдивость; способность к самоорганизации и др.
Это:Таким образом, анализ исследований инновационной деятельности
позволил выделить критерии готовности преподавателя к инновационной
деятельности (В.А. Сластенин):
осознание необходимости в инновационной деятельности;
готовность к вовлечению в творческую деятельность;
согласованность личных целей с инновационной деятельностью;
готовность к преодолению творческих неудач;
уровень технологической готовности к выполнению инновационной
деятельности;
влияние инновационной деятельности на профессиональную
самостоятельность;
способность к профессиональной рефлексии.
Таким образом,
характер инновационных процессов в
образованииопределяется особенностями нововведения, профессиональным
потенциалом преподавателей, средой и особенностями инновационной
деятельности инициаторов и участников нововведения.
Одним из важных вопросов инновационной деятельности является
личность преподавателя. Преподавательноватор должен быть творчески
продуктивной личностью, обладать креативностью, широтой интересов и
увлечений, богатым внутренним миром, восприимчивостью к педагогическим
новациям. Инновационная деятельность состоит из основных структурных
компонентов. Это: мотивационный, креативный, технологический и
рефлексивный.
Подготовка преподавателя к инновационной деятельности должна
осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях:
• формирование инновационной готовности к восприятию новшества;
• обучение умениям действовать по новому.
Особое значение в организации инновационной деятельности имеет
учебнопознавательная деятельность студентов и руководство ею.
Изучение педагогических основ инновационных процессов, их функций,
закономерностей развития, механизма и технологии их осуществления,
принципов управления может организовать учебный процесс в образованиина
уровне мировых стандартов и с учетом достижений педагогической и
психологической науки.