Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Оценка 4.6

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
информатика
Взрослым
03.12.2017
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
В работе описана ценность научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы как для студентов, так и для преподавателей. Дано понятие эксперимента, научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы, его задачи и функции. Показана важность четкого планирования такой работы, а также мотивация студентов. Рассматривается роль преподавателя в работе.Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Доклад.docx
ГПОУ ТО «Новомосковский политехнический колледж» Доклад Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы выполнила преподаватель Андриянова Е.В. Новомосковск, 2017 Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы В   связи   с   переходом   к   экономике   высоких   технологий   общество определяет   социальный   заказ   на   подготовку   специалиста,   не   только обладающего профессиональными знаниями и умениями,  но и способного к активной   научно­творческой,   исследовательской   деятельности,     умеющего быстро   ориентироваться   в   постоянно   изменяющейся   научно­технической ситуации. Изменения   социально­экономической   ситуации   в   стране   требует   от образовательных   учреждений   творческого   подхода   к   процессу   повышения качества   подготовки   обучающихся.   Для   того,   чтобы   учебное   заведение выполняло эту миссию, необходимо создать организационно­педагогические условия, которые бы узаконили педагогическое творчество и направили его через связь педагогической науки и практики образования. Исследовательская   и   экспериментальная   работа   студентов способствует   более   глубокому   закреплению   теоретических   знаний, получаемых   при   изучении   различных   дисциплин   учебного   плана,  развивает требовательность к себе, точность в выполнении работы и научную активность учащихся. Эта деятельность занимает все более значимое место в образовании. Ее основная цель состоит в приобретении студентами функционального навыка исследования   как   универсального   способа   освоения   действительности, развитии   исследовательского   типа   мышления   и   самостоятельности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе   приобретения   субъективно   новых   знаний,   раскрытии   творческого потенциала, приобщении к традициям науки, становлении исследовательской компетентности   студентов.  Исследовательская   деятельность   выступает   как мотивированная,   самоорганизованная   деятельность,   обусловленная   логикой научного   исследования   и   личностным   отношением   к  рассматриваемой проблеме и направленная на получение нового знания. Студентам   участие   в   научно­исследовательской   и   научно­ экспериментальной деятельности предоставляет:   возможность   осознавать   свою   значимость   как   личности,   свою принадлежность к большой науке;  знакомиться с методами научной и творческой работы;   2  развивать познавательный интерес, любознательность;   возможность   научиться   пользоваться   способам   коммуникации   со сверстниками  и единомышленниками   в  процессе  решения творческой задачи, например, проекта;   принимать участие в научных экспериментах и исследованиях;   получать   навыки   выступления   на   разного   уровня   конференциях   о результатах своей научной работы;   возможность   умело   привлекать   для   исследовательской   работы современные средства информатизации. Научно­исследовательская работа – это комплексная система участия студентов во внеучебных формах научной  работы, основанная на принципах самостоятельности,   добровольности,  заинтересованности,   направленная   на углубление   творческих,  профессиональных   качеств   студентов, воспитывающая резерв ученых­исследователей. Научно­исследовательская   работа   студентов   –   процесс   решения студентами  целого ряда научно­исследовательских задач стереотипного и нестереотипного   характера   как   в   учебное,   так   и   во   внеучебное   время, результатом которого является тот или иной уровень сформированности у них исследовательских умении и навыков по специальности. При   проведении   научно­экспериментальной   работы   осуществляются следующие мероприятия:  проектирование   и   разработка   последовательности   действий, необходимых для проведения эксперимента;  выбор методов математической статистики, в которых разрабатываются методики оптимизации планов экспериментаторов для оценки функции и   параметров,   выражающих   зависимость   между   различными величинами. Основное   назначение   эксперимента   –   получение   новых   учебных   и научных данных, теоретических выводов, проверка гипотез, создание научных концепций. Естественно, решение этих вопросов невозможно без достаточно высокой   научно­теоретической   подготовки   обучаемых.   В   свою   очередь, эксперимент   содействует   обогащению   новыми   знаниями   и исследовательскими   умениями.   Параллельно   происходит   развитие пытливости, настойчивости, аналитического склада ума, креативности. Метод   применяется   на   более   высоком   уровне   познания,   поскольку является сложным, а его реализация носит нередко длительный характер и предполагает наличие определенной программы. Эксперименты по своей цели 3 и содержанию очень отличаются друг от друга, что обусловлено спецификой учебного предмета. Научное   исследование   проводится   по   определенной   программе   для получения новых научных данных, идей, положений, материалов. эксперимент носит практико­ориентированный характер и создает благоприятные условия для формирования ряда познавательных и научно­исследовательских умений. Результативность   осуществления   научно­исследовательской   и  научно­ экспериментальной   деятельности   в   образовательном   учреждении обеспечивается при выполнении следующих условий:  их   цели   и   задачи   органично   вытекают   из   реально   существующих   в практике образовательного учреждения противоречий и направлены на их разрешение;  выполнение исследовательских функций педагогами­практиками имеет нормативно­правовое обеспечение;  педагоги имеют достаточно высокую инновационную готовность;  руководство   образовательного   учреждения   способно   выполнять менеджерские   функции   по   отношению   к   организации   и   проведению научного изыскания;  научное   руководство   процессом   изысканий   осуществляется квалифицированным ученым­исследователем;  высокий   уровень   методолого­теоретического,   материально­ технического   и   финансового   обеспечения   проведения   научно­ исследовательской и научно­экспериментальной работы. Для   высокого   результата   необходимо   четкое   планирование   научно­ исследовательской   и   научно­экспериментальной   работы   в   образовательном учреждении.   При   планировании   особое   внимание   следует   уделить   анализу условий   ее   проведения.   К   таким   условиям   относятся:   мотивационное, кадровое,   материально­техническое,   научно­методическое,   дидактическое, финансовое, организационное, нормативно­правовое и информационное виды обеспечения. Они должны учитываться в комплексе. Мотивация   также   занимает   центральное   место   в   научно­ исследовательской   и   научно­экспериментальной   деятельности   учащихся, поскольку   научная   работа   сама   по   себе   представляет   достаточно формализованный, трудоемкий, многоэтапный процесс. Велик риск раннего отказа   студентов   со   слабой   мотивацией   от   продолжения   работы, формирования у них позиции пассивного отказа от дальнейшей деятельности. Важно,   заранее   подготовить   студента   к   началу исследовательской   или   экспериментальной   работы,   неявно   сформировать внутреннюю потребность в ее выполнении, тем самым достигнув устойчивого 4   ввиду   этого, самостоятельного   интереса   учащегося   к   ведению   исследовательской деятельности и развитию собственных исследовательских навыков. В   контексте   широкого   внедрения   инноваций   в   образовательные учреждения   значительно   возрастает   роль   педагога   как   непосредственного носителя   новаторских   идей   и   процессов.   Это   требует   от   него   психолого­ педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность в   инновационной   информационно­образовательной   среде,   творческого подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и специальной подготовки к проведению научно­исследовательской и научно­ экспериментальной работы. Психолого­педагогическая готовность педагога к проведению названной выше работе рассматривается как:  интегративно­личностное   образование,   включающее   мотивационно­ ценностное отношение к этому виду деятельности;  профессионально­личностные   качества,   обеспечивающие   успешность научно­исследовательской и научно­экспериментальной деятельности;  сформированность   системы   методологических   знаний   и исследовательских умений и навыков;  физическое и умственное состояние человека, позволяющее эти знания, умения   и   навыки   продуктивно   применять   при   решении   различных изыскательских работ. Успешное   осуществление   научно­исследовательской   и   научно­ экспериментальной деятельности обеспечивается при условии, если педагог­ исследователь владеет знаниями специфики и технологии целенаправленного научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и технологии организации педагогического эксперимента, а также технологий педагогического   измерения,   оценки   и   интерпретации   результатов   научно­ педагогических изысканий. При   всем   многообразии   инновационных   технологий   обучения (дидактических,   компьютерных,  проблемных,  модульных   и   др.)   реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. Он может выступать в   качестве   автора,   разработчика,   исследователя,   эксперта,   консультанта, пользователя и маркетолога. Для   формирования   у   педагога   таких   качеств   необходима разносторонняя   подготовка   в   области   педагогики,   психологии,   средств информатизации,   управления,   эргономики   и   других   наук.   На   этой   базе формируется   компетентность   педагога   в   области   проведения   научно­ исследовательской   и   научно­экспериментальной   работы,   готовность   к восприятию, экспертизе и реализации инноваций в педагогической практике. 5 Роль   педагога   при   руководстве   научно­исследовательской   и   научно­ экспериментальной работой обучающихся выражается в:  помощи   в   поиске   необходимых   источников   информации   для выполнения изыскания;   консультировании обучающихся по разным направлениям;  координации процесса выполнения научно­исследовательской и научно­ экспериментальной работы;   морально­психологической поддержке и ободрении обучающихся;  осуществлении непрерывной обратной связи с обучающимися, с целью оказания методической помощи быстрее выполнить исследовательскую работу и др. Результативность   осуществления   научно­исследовательской   и  научно­ экспериментальной работы педагогом возможна только при систематическом повышении   его   уровня   теоретической   подготовки,   развитии   навыков поисковой   деятельности,   умении   осуществлять   прогноз   последствий внедрения той или иной инновации в педагогический процесс, формировании толерантности   и   др.   Кроме   того,   при   решении   исследовательских   задач необходимо в комплексе применять мыслительные операции. Такой подход позволит   исследователю   выработать   стратегический   план   своей изыскательской деятельности. При привлечении обучающихся к научно­исследовательской и научно­ экспериментальной работе необходимо учитывать их возраст, индивидуально­ типологические   особенности   и   уровень   подготовленности.   Принятие   во внимание   этих   качеств   позволит   определить   методы,   цели,   задачи   и   вид конечного результата проведенного изыскания обучающимся  (таблица 1). Название методов Цели Задачи № п/п I Информационно­ реферативный II Проблемно­ реферативный Формирование  интереса к  изучению  специальной  литературы Развитие  интереса к  элементам  исследовательс кой  деятельности Написать реферат,  используя  несколько  литературных  источников 1. Сопоставить  данные разных  источников 2. Вычленить  интересную  проблему 3. Найти решение  этой проблемы в  трудах ученых Курс ы 1 2 Таблица 1 Результаты Реферат с Реферат   элементами исследования 6 4. Дать  собственную  трактовку  поставленной  проблемы 7 III Исследовательский Формирование  устойчивого  интереса к  исследовательс кой  деятельности Продолжение таблицы 1. 3­4   или Научный отчет научный доклад Сделать  литературный  обзор 2. Сформулиро­ вать цель  исследования 3. Выделить  гипотезу  исследования 4. Получить  собственные  результаты  изыскания 5. Проанализиро­ вать и  сформулировать  закономерности,  обнаруженные в  процессе  исследования 6. Написать  научный отчет о  проделанной  работе 7. Сделать  научный доклад Все   эти   условия   и   совместные   усилия   преподавателей   позволяют студентам реализовать свои интеллектуальные и творческие способности и приобрести навыки научной­исследовательской и научно­экспериментальной работы, а также осознать свою значимость и принадлежность к большой науке. Источники информации: 1. Юрмазова   Т.А.,  Шахова   Н.Б.,  Статья «Исследовательская   компетентность   преподавателя   как   фактор успешной   организации   НИРС»   ФГБОУ   ВПО  «Национальный исследовательский   Томский   политехнический   университет»,  Томск, Россия  Мирошниченко   Ю.Ю. 2. О.А. Миронова, Статья «Роль преподавателя в развитии творческих способностей студентов» Россия, Тула, ТулГУ 3. Боголюбов   В.И.   Инновационные   технологии   в   педагогике   /   В.И. Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 39­58. 8 4. И.Н. Кузнецов  Настольная книга практикующего педагога М.: РОСБУХ, ГроссМедиа, 2008. 9

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы

Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2017