Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
информатика
Взрослым
03.12.2017
В работе описана ценность научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы как для студентов, так и для преподавателей. Дано понятие эксперимента, научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы, его задачи и функции. Показана важность четкого планирования такой работы, а также мотивация студентов. Рассматривается роль преподавателя в работе.Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Доклад.docx
ГПОУ ТО «Новомосковский политехнический
колледж»
Доклад
Условия, обеспечивающие
результативность
проведения научно-исследовательской
и научно-экспериментальной работы
выполнила преподаватель Андриянова Е.В. Новомосковск, 2017
Условия, обеспечивающие результативность
проведения научно-исследовательской
и научно-экспериментальной работы
В связи с переходом к экономике высоких технологий общество
определяет социальный заказ на подготовку специалиста, не только
обладающего профессиональными знаниями и умениями, но и способного к
активной научнотворческой, исследовательской деятельности, умеющего
быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся научнотехнической
ситуации.
Изменения социальноэкономической ситуации в стране требует от
образовательных учреждений творческого подхода к процессу повышения
качества подготовки обучающихся. Для того, чтобы учебное заведение
выполняло эту миссию, необходимо создать организационнопедагогические
условия, которые бы узаконили педагогическое творчество и направили его
через связь педагогической науки и практики образования.
Исследовательская и экспериментальная работа студентов
способствует более глубокому закреплению теоретических знаний,
получаемых при изучении различных дисциплин учебного плана, развивает
требовательность к себе, точность в выполнении работы и научную активность
учащихся.
Эта деятельность занимает все более значимое место в образовании. Ее
основная цель состоит в приобретении студентами функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности,
развитии исследовательского типа мышления и самостоятельности,
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на
основе приобретения субъективно новых знаний, раскрытии творческого
потенциала, приобщении к традициям науки, становлении исследовательской
компетентности студентов. Исследовательская деятельность выступает как
мотивированная, самоорганизованная деятельность, обусловленная логикой
научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой
проблеме и направленная на получение нового знания.
Студентам участие в научноисследовательской и научно
экспериментальной деятельности предоставляет:
возможность осознавать свою значимость как личности, свою
принадлежность к большой науке;
знакомиться с методами научной и творческой работы;
2 развивать познавательный интерес, любознательность;
возможность научиться пользоваться способам коммуникации со
сверстниками и единомышленниками в процессе решения творческой
задачи, например, проекта;
принимать участие в научных экспериментах и исследованиях;
получать навыки выступления на разного уровня конференциях о
результатах своей научной работы;
возможность умело привлекать для исследовательской работы
современные средства информатизации.
Научноисследовательская работа – это комплексная система участия
студентов во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах
самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на
углубление творческих,
профессиональных качеств студентов,
воспитывающая резерв ученыхисследователей.
Научноисследовательская работа студентов – процесс решения
студентами целого ряда научноисследовательских задач стереотипного и
нестереотипного характера как в учебное, так и во внеучебное время,
результатом которого является тот или иной уровень сформированности у
них исследовательских умении и навыков по специальности.
При проведении научноэкспериментальной работы осуществляются
следующие мероприятия:
проектирование и разработка последовательности действий,
необходимых для проведения эксперимента;
выбор методов математической статистики, в которых разрабатываются
методики оптимизации планов экспериментаторов для оценки функции
и параметров,
выражающих зависимость между различными
величинами.
Основное назначение эксперимента – получение новых учебных и
научных данных, теоретических выводов, проверка гипотез, создание научных
концепций. Естественно, решение этих вопросов невозможно без достаточно
высокой научнотеоретической подготовки обучаемых. В свою очередь,
эксперимент содействует обогащению новыми
знаниями и
исследовательскими умениями.
Параллельно происходит развитие
пытливости, настойчивости, аналитического склада ума, креативности.
Метод применяется на более высоком уровне познания, поскольку
является сложным, а его реализация носит нередко длительный характер и
предполагает наличие определенной программы. Эксперименты по своей цели
3 и содержанию очень отличаются друг от друга, что обусловлено спецификой
учебного предмета.
Научное исследование проводится по определенной программе для
получения новых научных данных, идей, положений, материалов. эксперимент
носит практикоориентированный характер и создает благоприятные условия
для формирования ряда познавательных и научноисследовательских умений.
Результативность осуществления научноисследовательской и научно
экспериментальной деятельности в образовательном учреждении
обеспечивается при выполнении следующих условий:
их цели и задачи органично вытекают из реально существующих в
практике образовательного учреждения противоречий и направлены на
их разрешение;
выполнение исследовательских функций педагогамипрактиками имеет
нормативноправовое обеспечение;
педагоги имеют достаточно высокую инновационную готовность;
руководство образовательного учреждения способно выполнять
менеджерские функции по отношению к организации и проведению
научного изыскания;
научное руководство процессом изысканий осуществляется
квалифицированным ученымисследователем;
высокий уровень
методологотеоретического,
материально
технического и финансового обеспечения проведения научно
исследовательской и научноэкспериментальной работы.
Для высокого результата необходимо четкое планирование научно
исследовательской и научноэкспериментальной работы в образовательном
учреждении. При планировании особое внимание следует уделить анализу
условий ее проведения. К таким условиям относятся: мотивационное,
кадровое, материальнотехническое, научнометодическое, дидактическое,
финансовое, организационное, нормативноправовое и информационное виды
обеспечения. Они должны учитываться в комплексе.
Мотивация также занимает центральное место в научно
исследовательской и научноэкспериментальной деятельности учащихся,
поскольку научная работа сама по себе представляет достаточно
формализованный, трудоемкий, многоэтапный процесс. Велик риск раннего
отказа студентов со слабой мотивацией от продолжения работы,
формирования у них позиции пассивного отказа от дальнейшей деятельности.
Важно,
заранее подготовить студента к началу
исследовательской или экспериментальной работы, неявно сформировать
внутреннюю потребность в ее выполнении, тем самым достигнув устойчивого
4
ввиду этого, самостоятельного интереса учащегося к ведению исследовательской
деятельности и развитию собственных исследовательских навыков.
В контексте широкого внедрения инноваций в образовательные
учреждения значительно возрастает роль педагога как непосредственного
носителя новаторских идей и процессов. Это требует от него психолого
педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность
в инновационной информационнообразовательной среде, творческого
подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и
специальной подготовки к проведению научноисследовательской и научно
экспериментальной работы.
Психологопедагогическая готовность педагога к проведению названной выше
работе рассматривается как:
интегративноличностное образование, включающее мотивационно
ценностное отношение к этому виду деятельности;
профессиональноличностные качества, обеспечивающие успешность
научноисследовательской и научноэкспериментальной деятельности;
сформированность
системы методологических
знаний и
исследовательских умений и навыков;
физическое и умственное состояние человека, позволяющее эти знания,
умения и навыки продуктивно применять при решении различных
изыскательских работ.
Успешное осуществление научноисследовательской и научно
экспериментальной деятельности обеспечивается при условии, если педагог
исследователь владеет знаниями специфики и технологии целенаправленного
научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и
технологии организации педагогического эксперимента, а также технологий
педагогического измерения, оценки и интерпретации результатов научно
педагогических изысканий.
При всем многообразии инновационных технологий обучения
(дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др.) реализация
ведущих педагогических функций остается за педагогом. Он может выступать
в качестве автора, разработчика, исследователя, эксперта, консультанта,
пользователя и маркетолога.
Для формирования у педагога таких качеств необходима
разносторонняя подготовка в области педагогики, психологии, средств
информатизации, управления, эргономики и других наук. На этой базе
формируется компетентность педагога в области проведения научно
исследовательской и научноэкспериментальной работы, готовность к
восприятию, экспертизе и реализации инноваций в педагогической практике.
5 Роль педагога при руководстве научноисследовательской и научно
экспериментальной работой обучающихся выражается в:
помощи в поиске необходимых источников информации для
выполнения изыскания;
консультировании обучающихся по разным направлениям;
координации процесса выполнения научноисследовательской и научно
экспериментальной работы;
моральнопсихологической поддержке и ободрении обучающихся;
осуществлении непрерывной обратной связи с обучающимися, с целью
оказания методической помощи быстрее выполнить исследовательскую
работу и др.
Результативность осуществления научноисследовательской и научно
экспериментальной работы педагогом возможна только при систематическом
повышении его уровня теоретической подготовки, развитии навыков
поисковой деятельности, умении осуществлять прогноз последствий
внедрения той или иной инновации в педагогический процесс, формировании
толерантности и др. Кроме того, при решении исследовательских задач
необходимо в комплексе применять мыслительные операции. Такой подход
позволит исследователю выработать стратегический план своей
изыскательской деятельности.
При привлечении обучающихся к научноисследовательской и научно
экспериментальной работе необходимо учитывать их возраст, индивидуально
типологические особенности и уровень подготовленности. Принятие во
внимание этих качеств позволит определить методы, цели, задачи и вид
конечного результата проведенного изыскания обучающимся (таблица 1).
Название методов
Цели
Задачи
№
п/п
I
Информационно
реферативный
II Проблемно
реферативный
Формирование
интереса к
изучению
специальной
литературы
Развитие
интереса к
элементам
исследовательс
кой
деятельности
Написать реферат,
используя
несколько
литературных
источников
1. Сопоставить
данные разных
источников
2. Вычленить
интересную
проблему
3. Найти решение
этой проблемы в
трудах ученых
Курс
ы
1
2
Таблица 1
Результаты
Реферат
с
Реферат
элементами
исследования
6 4. Дать
собственную
трактовку
поставленной
проблемы
7 III Исследовательский Формирование
устойчивого
интереса к
исследовательс
кой
деятельности
Продолжение таблицы 1.
34
или
Научный
отчет
научный
доклад
Сделать
литературный
обзор
2. Сформулиро
вать цель
исследования
3. Выделить
гипотезу
исследования
4. Получить
собственные
результаты
изыскания
5. Проанализиро
вать и
сформулировать
закономерности,
обнаруженные в
процессе
исследования
6. Написать
научный отчет о
проделанной
работе
7. Сделать
научный доклад
Все эти условия и совместные усилия преподавателей позволяют
студентам реализовать свои интеллектуальные и творческие способности и
приобрести навыки научнойисследовательской и научноэкспериментальной
работы, а также осознать свою значимость и принадлежность к большой науке.
Источники информации:
1. Юрмазова Т.А.,
Шахова Н.Б.,
Статья
«Исследовательская компетентность преподавателя как фактор
успешной организации НИРС» ФГБОУ ВПО «Национальный
исследовательский Томский политехнический университет»,
Томск,
Россия
Мирошниченко Ю.Ю.
2. О.А. Миронова, Статья «Роль преподавателя в развитии творческих
способностей студентов» Россия, Тула, ТулГУ
3. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике / В.И.
Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 3958.
8 4. И.Н. Кузнецов Настольная книга практикующего педагога М.: РОСБУХ,
ГроссМедиа, 2008.
9
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Условия, обеспечивающие результативность проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.