Усложняем рисунок игры на фортепиано (лекция)

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по теории проходили тему "Нота с точкой". Вот сейчас и разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками-дрючками.
Иконка файла материала 1.docx
Усложняем рисунок игры Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь  давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь,  ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по  теории проходили тему "Нота с точкой". Вот сейчас и  разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками­ дрючками. Напомню, что точка, поставленная с правой стороны около  ноты, увеличивает ее длительность наполовину. В упражнении  как раз и начинается это самое. Стоит четвертная нота с  точкой. Говорим: "раз (естественно, одновременно с нажатием  на клавишу), два..." и после слова "два" ударяем на следующую  ноту. То есть немного задерживаемся. Вот и все. А теперь  пора слушать и учить. Новый урок, и опять про пастуха. Не потому, что меня тянет к  этому виду профессии, а потому, что выучив эту пьеску, Вы  узнаете новенькое. К примеру, изменение ключа в партии  правой руки. Напомню, что нота до первой октавы (пишется на  первой нижней добавочной) в скрипичном ключе равна  ноте до первой октавы (пишется на первой верхней добавочной)в басовом ключе. Пьеса богата динамическими оттенками.  Вспомним: крещендо ­ (crescendo) ­ постепенное усиление  звучности. Диминуэндо ­ (diminuendo) ­ постепенное ослабление звучности. Знак (фермата) означает, что данную ноту, аккорд  или паузу (в моих произведениях мне больше всего нравятся  паузы) надо выдержать несколько дольше, чем они написаны.  Ну, а теперь, после прослушивания, можно приступить и к  разучиванию. При игре двумя руками партия левой руки была весьма легкой.  А теперь давайте усложним. Конечно, ничего сверхсложного я  Вам предлагать не буду, но чуть­чуть разнообразим. Послушать.Немного теоретического курса (напоминаю, что подробнее  смотрите в разделе "Теория"). Нота, напечатанная мелким шрифтом, называется форшлагом.  Форшлаги прибавляются к основным звукам как украшение. В  предлагаемой Вашему вниманию пьесе (как и в других, которые Вы будете играть) форшлаг следует исполнять за счет  предыдущей длительности. В последнем такте записан "непонятный" знак. Сейчас мы  быстренько разберемся и с ним, а потом будем уже играть.  Вообще, играть надо по возможности больше. Для  вырабатывания техники и навыков игры. Итак, нарисована  цифра "8" с пунктирной линией. Видите? Так вот, если такой  знак Вы встретите над нотами (как и в данном упражнении), то  на всем протяжении пунктирной линии ноты играются на октаву выше. Ну, а если под нотами... А вот угадайте с одного раза, что тогда делать надо. Послушайте. Два этюда, предлагаемых Вашему вниманию, помогут более  свободно ориентироваться на клавиатуре обеим рукам.Представьте, что Вы выступаете на сцене и красиво переносите  руки на октаву вверх (вниз), чтобы зрители по достоинству  оценили Ваше мастерство. Послушайте. Послушайте. Познакомимся (если еще не знакомы, хотя мы проходили на  "Уроках теории") с таким термином, как вольта. Прошу не  пугаться и не путать с электрическим напряжением. Итак,  знак   назвается (правильно!) вольтой. Он означает, что вся пьеса, или ее часть, повторяется. При повторении не нужно  играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а  следует сразу переходить на вторую. Рассмотрим на примере  "Менуэт" СПЕРОНТЕСА. Играем с самого начала, доходим до  знака "реприза" (напомню, что это знак повторения), начинаем  опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1­ой  вольты, сразу же "перескакиваем" ко второй. Вольт может быть  и больше, в зависимости от настроения композитора. Вотзахотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с  другим окончанием музыкальной фразы. Вот и получится 5  вольт. Еще вольты бывают "Для повторения" и "Для  окончания". В основном применяются такие вольты для песен  (куплетов). А теперь внимательно рассмотрим нотный текст,  мысленно отметим, что размер три четверти, при ключе один  диез ­ фа. Составим "план игры", т.е. где и что повторим, и...  вперед, друзья. Желающие могут прослушать миди­файлик. В пьесе Л.Моцарта Бурре отметим, что репризы (повторение  части пьесы) есть, а вольт нет. Значит, повторяем каждую часть  по 2 раза. Соблюдайте динамические оттенки, аппликатуру,  legato и staccato. Послушать.