Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Шахтёрский ясли – сад №6»
управления образования администрации города Шахтёрска
Доклад на пед.совет по теме:
«Умственное воспитание – одно главных звеньев воспитательно – образовательного процесса».
«Успех умственного воспитания воспитанников в центре практической деятельности В.А.Сухомлинского».
Подготовила:
Воспитатель
I кв.категории
Кочура Н.Н.
В.А. Сухомлинский про умственное воспитание
Имя В.А.Сухомлинского известное и популярное во всем мире, сейчас не встретишь учителя, воспитателя, который был бы не знаком с его педагогической наследием.
Однако признание к учителю пришло не сразу, сначала были годы напряженной работы над изучением духовного мира ребенка, выработкой форм и методов обучения и воспитания. В педагогическом наследии павлышского учителя нет ни одного аспекта в системе обучения и воспитания, которому не было бы уделено должного внимания. Вместе с тем в наследии В. А. Сухомлинского рельефно выступает проблема умственного воспитания, которая была и всегда будет одной из главных звеньев учебно-воспитательного процесса.
По В.А.Сухомлинскому, умственное воспитание - это "приобретения знаний и формирования научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике". (Выбор. Произведения. В 5-ти т. М .: Сов. Школа, 1979-1980.- Т.4.-с.214).
Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний, но не сводится лишь к их накоплению. Знания должны стать убеждениями личности, ее духовным богатством, влиять на идейные взгляды, результаты деятельности человека, на его гражданскую активность и интересы.
Важнейшим средством умственного воспитания является обучение, в процессе которого происходит умственное развитие. "Как без азбуки человек не может читать, так без умственного развития, без гибкой, живой мысли невозможно умственное воспитание" (т.4, с.215). На многочисленных убедительных примерах Василий Александрович показал, что успех умственного воспитания зависит от многих факторов: от интеллектуального богатства всего школьной жизни; от духовного богатства учителя, его кругозора, эрудиции, культуры; от содержания учебных программ и характера методов обучения; от организации умственного труда на уроках и дома. "Обучение - это только одна из лепестков цветка, который называется воспитанием в широком смысле слова. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка у цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие различных интересов у детей после уроков, и отношения воспитанников в коллективе "(и. С, с. 13-14). Знание по каждому предмету имеют определенный воспитательный заряд для формирования и развития творческого ума. Поэтому Сухомлинский не согласен с мнением, что для детей, у которых нет способностей к математике или химии, допустимые неглубокие, поверхностные знания по этим предметам.
В.Сухомлинский считает, что умственное воспитание невозможно без специального, спланированного, постоянного развития умственных сил и способностей детей. Этой работой Василий Александрович руководил более 20 лет, учителя начинали ее за два года до поступления детей-в школу, причем параллельно с процессом изучения мышления ребенка, дискретности его мозга, способности "думать о своих мыслях".
С целью улучшения дискретности мозга ребенка в Павлышской школе проводят специальные уроки мышления. С 5 до 10 лет детям нужно открывать больше непонятного, интересного. Чем больше непонятного, тем ярче интерес. У ребенка возникает много "почему?". В такие моменты "ребенок думает, наблюдая, и наблюдает, думая" (т1, с.106).
В.А.Сухомлинский любил повторять: "Здесь, в природе, вечный источник детского разума" (т.н., с.18). Он считал очень важным, чтобы первые истины дети получали из окружающего мира, чтобы ребенка через мир природы вводили в мир общественных отношений. "Школа под голубым небом», или, как ее еще называли, "Школа радости" - настоящее талантливое открытие Сухомлинского. В ней уроки проходят на природе. Идея такой школы встречалась еще в Ж. Руссо, но Василий Александрович развил, углубил и переосмыслил ее. В его трудах она приобрела целенаправленного универсального характера, вид целостной педагогической доктрины. "Школе радости" педагог уделял большое внимание в своей лучшей книге "Сердце отдаю детям", удостоенной Государственной премии Украинской ССР в 1974 году (посмертно). .
Павлышский учитель считал, что среди природы рождается яркая и живая мысль, ребенок мыслит "образами". Это означает, что, слушая, например, рассказ учителя о путешествии капли воды, ребенок рисует в своем воображении и серебряные волны восходящего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче эти картины, тем глубже обдумывает она закономерности природы.
Ребенок мыслит ... Это означает, что определенная группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира, и через тонкие нервные клетки - через каналы связи - идут сигналы. Нейроны обрабатывают эту информацию, систематизируют ее, группа, сопоставляют, сравнивают, а новая информация в настоящее время поступает и поступает, ее нужно снова воспринимать и обрабатывать. Для того, чтобы с таким приемом справиться, нервная энергия нейронов за очень короткие промежутки времени внезапно переключается от восприятия образов к их "обработки".
Именно это чрезвычайно быстрое переключение нервной энергии нейронов и является тем явлением, которое мы называем мыслью, - ребенок думает" (т. С, с. 35).
В.Сухомлинский говорил, что если изолировать малыша от природы, если заставлять йога воспринимать слово без связи с наглядными образами, то клетки мозга будут быстро уставать и малыш не справится с задачей, будет отставать. "Вот почему нужно развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы. Вот почему каждое путешествие в природу является уроком мышления, уроком развития разума" (т. С, с. 36).
В.А.Сухомлинский систематически два раза в неделю в течение четырех лет водил каждую группу своих воспитанников на виноградники, на зеленые луга, в поля, на реку, на курган, за селом ... И каждый раз, давая уроки мышления в "школе под голубым небом ", он пытался не только сам говорить, а больше слушать детей, давал возможность детям среди природы помолчать, посмотреть, почувствовать, осмыслить увиденное и услышанное. "Умение дать ребенку подумать - это одна из самых тонких качеств педагога» (т. С, с. 36).
В.Сухомлинский продумал в деталях все, что могло стать источником мысли, определял объекты наблюдения, явления окружающего мира. Так сложились 300 страниц «Книги природы", каждая из которых имела свое название: "Живое и неживое", "Неживое связано с живым", "Все в природе меняется", "Солнце - источник жизни", "Растительный и животный мир ", "Природа ждет зимы "," Лес сохраняет влагу "," Зеленый листок - кладовая Солнца "и другие, в результате образного мышления дети пополняют словарный запас такими понятиями, как явление, причина, следствие, обусловленность, зависимость, общность и другие. Понятиями можно овладеть, лишь исследуя конкретные явления и факты, только обдумывая то, что ребенок видит своими глазами, только при постепенном переходе от восприятия конкретных предметов и явлений к абстрактным понятиям. Немалую роль, пишет В.А.Сухомлинский в книге "Про умственное воспитание", в развитии мышления играют задачи на сообразительность, которые порождают окружающие предметы и явления. В арсенале Василия Александровича не одна тысяча таких задач.
Большая роль в умственном воспитании предоставлялась сказкам, "Сказка- это свежий ветер, который раздувает огонек детской мысли и речи", - писал В.А.Сухомлинский (т.н., с.34). Уже на четвертом месяце существования "школы радости" в Павлыше было создано комнату сказок, в которой детская фантазия была неисчерпаемой. Каждый предмет в ней пробуждал фантастическое воображение. Детское воображение начинало играть, глаза загорались, плавная речь текла потоком.
В умственном воспитании, Сухомлинский отводилместо рисованию, черчению, музыке, творчеству. Уже через неделю после занятий в "школе радости" Василий Александрович предложил детям принести альбом и карандаши для рисования. Дети рассаживались удобно на лужайке школьной усадьбы, самостоятельно выбирали объекты для рисования. В рисунках на полную силу проявлялась детская фантазия, что пробуждало мнение. На уроках изобразительного искусства, советовал В. Сухомлинский, нужно не только учить детей законам пропорции, перспективы, размерности, но и давать простор для воображения, не ломать детскую речь сказочного видения мира.
"Школа радости" постепенно становилась концертным залом под открытым небом. Здесь слушали музыкальные произведения и музыку природы. Без музыкального воспитания, считал Сухомлинский, также невозможно полноценное умственное развитие. Ранней осенью дети на природе слушали "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.А.Римского-Корсакова, в солнечный день "бабьего лета" - "Осенью песню" П.И.Чайковского, в зимние дни - мелодии Е.Грета, Ф.Шуберта, Р.Шумана ... Прослушав мелодии, дети шли в цветущей медоносной травы, где слушали пчелиный арфу, гудение шмеля. Музыка пробуждает мысль, наполняет клетки мозга чудодейственной силой. Нужно, писал В. Сухомлинский, чтобы этот зачарованный мир природы не был отгорожен от детей классными дверью.
Умственное воспитание в широком смысле слова возможно лишь при условии получения детьми крепких, сознательно усвоенных знаний, элементарных истин науки, то есть тех азов, с которых начинается обучение и без которых нельзя достичь вершины знаний. Обучение, построенное на заучивании и зубрежке, порождает инертность мысли. Тот, кто только заучивает, часто становится беспомощным перед элементарным умственным задачей. Не обладая навыками отбирать для заучивания главное, необходимо, ученик не учится думать. Если, например, решая какую-то задачу, ученик будет задумываться над формулой сокращенного умножения, или, работая над произведением, над тем, как писать каждое слово, такой ученик не справится с заданием. Василий Александрович сравнивал хорошего ученика с опытным слесарем, каждый раз, принимая свой инструмент, не рассматривает его, потому что он уже ему знаком, а сразу начинает работать; так и подготовлен к умственному труду ученик должен принимать из багажа своих знаний азбучную истину, не напрягая усилий. А чтобы инструмент не заржавел и не превратился в тяжелое бремя, нужно им постоянно пользоваться. В Павлышской школе каждый учитель из своего предмета определял круг знаний, обязательных для постоянного хранения в памяти, и намечал пути и способы овладения ими. Среди них главные: применение усвоенного для получения новых знаний; связь мысли с ее первоисточником - окружающим миром. Но поскольку возможности человеческой памяти не безграничны, то умственное развитие больше определяется умением человека самостоятельно ориентироваться в море знаний, в потоке разнообразной информации.
Важным для развития объемности и гибкости ума является единство знаний и умений. В.А.Сухомлинский отмечал, что уже в начальных классах письмо учеников должно быть полуавтоматическим, чтобы умственные силы направить не на сам процесс письма, а на понимание смысла текста. Для этого необходимы упражнения по технике и темпа письма, а также списания в начальных классах не менее 1400-1500 страниц в тетради.
Это же касается и чтения. Чтобы научиться выразительно, быстро, сознательно читать, чтобы ученик думал не о процессе чтения, а о содержании прочитанного, в начальных классах на чтение вслух нужно затратить не менее 200 часов, а на чтение про себя - не менее 2000 часов. "Мысль только в том случае становится желанной трудом для маленького человека, если она умеет, читая, думать и, думая, читать", - подчеркивал Сухомлинский (т. 5, с. 605).
Среди других умений и навыков, которыми в совершенстве должен владеть ученик, Василий Александрович называл: умение наблюдать явления окружающего мира; умение думать - сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, находить непонятное; умение удивляться; умение высказывать мнение о том, что ученик видит, делает, думает; умение выделять логически завершенные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;умение находить в книге материал-ответ на вопрос; умение находить книгу по проблеме; умение делать анализ текста в процессе чтения; умение слушать учителя и одновременно записывать его рассказ; умение читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом; умение написать сочинение, рассказ о том, что ученик видит вокруг себя, наблюдает и тому подобное.
Успех умственного воспитания зависит от методов обучения, от их соответствия умственному развитию учащихся, а это в свою очередь определяет структуру уроков.
Сухомлинский указывал, что прежде чем учить детей запоминать, их нужно учить думать, мыслить, анализировать факты и явления окружающего мира. "Если повторение - мать учения, то наблюдение - иметь обдумывание и запоминания знаний" (т.2, с.504).
Ученик станет умственно воспитанным только тогда, когда учитель сможет зажечь его глубиной своей мысли любознательностью, жаждой знаний. Для этого Павлышской учителя пользовались на практике классическим правилом Аристотеля: «... мышление начинается с вопроса, с чудеса." Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется желание ответить на вопрос, поэтому В. Сухомлинский всегда призывал учителей обращать внимание учащихся при изложении материала на так называемые "узелки знаний".
Огромное значение в умственном воспитании, по мнению Сухомлинского, имеет труд. "Разум ребенка на кончиках его пальцев», - подчеркивал он. Многолетние наблюдения павлышских учителей уверенно показали, что в трудолюбивых детей формируется живой пытливый ум. Однако важна.не всякая работа, а прежде всего сложная, творческая, требующая тонкого умения и мастерства, работа, в которой проявляются способности к вдумчивому анализу фактов, явлений, связей, закономерностей.
Умственному воспитанию, по мнению В.Сухомлинского, способствуют такие виды труда: конструирование и монтирование действующих моделей установок, механизмов, приборов; выбор способов передач, преобразований, трансформации энергии и движения; выбор способов обработки материалов, выбор инструментов и механизмов, технологических приемов обработки; создание среды, необходимой для нормального развития растений и животных, управления этой средой.
Во время трудовых операций, подчеркивал выдающийся педагог, "происходит сложное явление: в каждый момент многократно передаются сигналы от руки к мозгу и от мозга к руке; мозг учит руку, рука развивает, учит мозг» (т. 2, с. 535).
Успех умственного воспитания во многом зависит от умения протянуть незримые ниточки от урока к внеурочных занятий. В Павлышской школе было две программы обучения: первая - обязательное, вторая - для внеурочных занятий. Они объединены и глубоко содержательные.
Наблюдение В.Сухомлинского убеждают, что для осмысления и сохранения в памяти обязательного материала ученикам нужно прочитать в 2-4 раза больше научно-популярной и другой литературы. Прочитанное вне программы настраивает мозг детей на усвоение изученного. Суть внеурочных, домашних занятий, в отличие от классной работы, утверждал В. Сухомлинский, это работа по накоплению фактов для познания, вопросов, - раздумывая. На занятиях кружков дети, изучая, наблюдая, сопоставляя, находят истину или же видят, что им необходимы дополнительные знания, наблюдения, эксперименты.
Реализуя положения о том, что сердцевиной умственного воспитания является научное мировоззрение, Сухомлинский добивался того, чтобы каждый его воспитанник умел отстаивать и доказывать истину. "Познавая - доказывать и доводя - познавать - в этом единстве мысли и труда как раз и заключается единство умственного воспитания и мировоззрения", - писал он (т. 4, с. 221).
По мнению Василия Александровича, важными элементами умственного воспитания в процессе обучения являются: при изучении предметов естественнонаучного цикла - производительный труд, исследования, эксперименты; при изучении гуманитарных дисциплин - самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческие опыты.
Обобщая свой большой практический опыт, В.А.Сухомлинский наметил основные пути активизации мыслительной деятельности учащихся, среди них:
в самодисциплина в умственном труде;
в формирование познавательных мотивов;
в специальная организация умственного труда на уроке и после урока;
в творческий характер заданий с элементами исследования;
в обучение приемам мыслительной деятельности.
"Настоящее умственное воспитание, -подчеркивал Василий Александрович, - ориентирует человека на жизнь во всей его сложности, во всем богатстве» (т. 1, с. 100).
Вопрос умственного воспитания были в центре внимания всех работ В. А.Сухомлинского и в его практической деятельности. Его одержимость этой проблемой находим в работе "Как воспитать настоящего человека». Говоря об образе идеального человека, которую следует назвать настоящей, В.Сухомлинский считает, что такому человеку наряду с другими качествами должны быть присущи "интеллектуальное богатство, творческий ум, стремление жить в мире мыслей, постоянное желание обогащать и развивать свой разум» (т. 2, с.160).
Очень ценные положения и выводы В.А.Сухомлинского о умственное воспитание вошли в сборник "О умственное воспитание", они имеют непреходящее значение для педагогической общественности, студенчества, всех читателей. Книга состоит из пяти разделов. Первый раздел - "Умственное воспитание, его сущность, место и роль в системе воспитательной работы"; второй - "Школа костра знаний, образованности, умственной культуры и умственного труда"; третий - "Мир природы и умственное воспитание"; четвертый - "Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в обучении»; пятый - "Как развивать мышление и умственные способности детей". А какие богатые эти подразделения! Студенты узнают о сути умственного воспитания, его связь с интеллектуальным и трудовым развитием; о роли учителя, педколлектива в умственном развитии; о научной организации процесса овладения знаниями; о "школе под голубым небом"; о руководстве умственным трудом учащихся на уроке; о роли сказок, о путях развития мышления, умственных способностей детей.
Итак, в творческом наследии В.А.Сухомлинского рассматриваются проблемы содержания образования и воспитания, мотивации и методики обучения, контроля и руководства учебно-воспитательным процессом, подготовки учителя и многое другое. Великий педагог видел новые проблемы и пути их решения, об этом свидетельствуют уникальность его экспериментов, творческий подход к теории и практики обучения и воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.