Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.7

Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.7
Домашнее обучение +1
docx
изобразительное искусство +2
1 кл—4 кл
12.02.2017
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с учениками начальной школы не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Куровская В.Т..docx

Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Куровская В.Т., МКОУ «Ключи-Булакская СОШ»

учитель начальных классов, I квалификационная категория

 

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Ребенок с проблемами в развитии нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и ограниченности практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

На современном этапе решение проблем помощи детям с ОВЗ носят актуальный характер, ввиду закрепления положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ОВЗ, в Федеральном законе «Об образовании в РФ», а также реализации государственной программы «Доступная среда», целью которой является социализация людей с ОВЗ.

Дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в малой мобильности, ограниченности контактов со сверстниками и взрослыми, в недостаточном общении с природой.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

Педагогам необходимо грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

- учитывать характеристику психического развития ребенка до коррекционного воздействия и желательные  изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса;

- целенаправленно воспитывать ребенка с ОВЗ как полноценную личность, гражданина с  правами и обязанностями;

- принимать ребенка, как активного равноправного соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения;

- вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальных качеств, необходимых для вхождения в сложный мир социальных отношений;

- опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

- разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям.

При работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, сво­бодно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болез­ненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с учениками начальной школы не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их ис­пользования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Условия успешного проведения изотерапии:

1.        Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

2.        Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изоб­ражения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе ра­боты должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.

3.        Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

4.        Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.

Новые изобразительные способы мотивируют дея­тельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок  получает необычный опыт, при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше сво­боды самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Использование данных приемов выступает средством  для  снижения психоэмоционального на-пряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют младших школьников, у них сохра­няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник позволяет осуществ­лять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Исполь­зование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональ­ное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегча­ет интеграцию в общество.

 

Список литературы:

1. Барболин М.П. Социализация личности: методология, теория, практика / М.П. Барболин; науч. ред. В.Т. Пуляев. – 2-е изд. – СПб., 2008. – 372 с.

2. Павлова О.С. Особенности социализации людей с физическими недостатками развития / О.С. Павлова // Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – 263с.

4. https://doc4web.ru/

3. http://ekoner.ru/art-terapiya-v-rabote-s-detmi-s-ovz.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности

ОВЗ как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями; - принимать ребенка, как активного равноправного соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения; - вырабатывать у…

ОВЗ как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями; - принимать ребенка, как активного равноправного соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения; - вырабатывать у…

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с учениками начальной школы не должны ограничиваться обычным набором изобразительных…

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с учениками начальной школы не должны ограничиваться обычным набором изобразительных…

Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют младших школьников, у них сохра­няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на…

Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют младших школьников, у них сохра­няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017