УДК 821.161.1
Хвальнова Марина Евгеньевна
Россия, Волгоград,
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Установление межпредметных связей литературы и изобразительного искусства в процессе изучения пейзажной лирики
Аннотация: в статье рассматривается опыт установления межпредметных связей литературы и изобразительного искусства в процессе анализа пейзажной лирики Ф.И. Тютчева в 6 классе средней школы.
Ключевые слова: межпредметные связи, анализ, литература, изобразительное искусство, пейзажная лирика.
Диалог искусств в процессе школьного образования является необходимым элементом обучения школьников, помогающим в решении одной из самых актуальных задач педагогики – воспитании гармонично развитой личности. Побуждая обучающихся самостоятельно вступать в диалог с художественным произведением, учитель должен помнить, что текст обладает большим воздействием на человека в совокупности с другими видами искусства. К сожалению, предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школы: ученики не имеют представления о художественном наследии поколений, слабо владеют искусствоведческой терминологией, что приводит к невосприимчивости прекрасного, затрудняет формирование мышления и воображения. Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена тем, что реализация межпредметных связей способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст, продуктивно развивает личностные качества учеников.
По мнению Э.М. Мамбетакунова, «наиболее результативно осуществление межпредметных связей в тех случаях, когда знания по другим предметам и курсам не просто воспроизводятся и используются в качестве иллюстрации, но и применяются как средство активизации мышления учащихся, с целью анализа, сравнения и обобщения учебного материала, изученного при прохождении различных учебных предметов» [Мамбетакунов, 1991: 87]. На уроках литературы довольно часто обращаются к произведениям изобразительного искусства, прежде всего, к иллюстрациям в книгах и учебниках. «Этот приём позволяет учащимся лучше понять прочитанное, используя при этом не только собственное воображение, но и готовые картины, видение литературного произведения художниками. При этом расширяется общеэстетический кругозор школьников [Федорова 2017: 67]. Используя такую форму работы, можно провести тематические аналогии, показав, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи.
По мнению Е.А. Дмитриевой, «литература и изобразительное искусство – тесное двуединство, в котором каждое из этих искусств по-своему прекрасно и необходимо. Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись. Тематический диапазон живописного искусства находит отражение в системе жанров. Существует достаточно четкое разделение живописи по сюжетам и объектам изображений, причем внутри каждой группы выделяются еще несколько более конкретных жанров. Каждый из живописных жанров может быть выполнен в той технике живописи, которая кажется художнику более подходящей» [Дмитриева, 1962: 35].
Повествовательность, «литературность живописи, ее способность в одной картине «рассказать» о многом и служит высоким основанием для привлечения ее на уроке литературы» [Мамбетакунов 1991: 36]. Картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, вызывать определенные чувства при просмотре изображения. Особо важна такая связь в процессе анализа пейзажной лирики.
Обратимся к опыту реализации связи литературы и живописи в процессе изучения поэзии Ф.И. Тютчева в 6 классе. В начале урока мы отмечаем, что каждый вид искусства имеет свой специфический язык, который создает определенный художественный образ. Живопись не исключение. Главная особенность её языка – это цвет, но следует помнить, что это не просто цвет – а сочетание, которое называется колорит. Очень важно для передачи художественного образа расположение предметов и фигур на картине, так называемая композиция, которая бывает горизонтальной, вертикальной, круговой и т.д.
Сравнивая стихотворения с произведениями изобразительного искусства, обязательно следует сказать о специфике языка каждого из них. Вначале мы познакомимся с картинами Василия Поленова «Золотая осень» и Михаила Нестерова «Осенний пейзаж», а затем прочтём стихотворения Тютчева и выясним, какие изобразительно-выразительные средства используют поэт и художники. Предложим ученикам ответить на ряд вопросов: как называют картины, на которых изображена природа? Как бы вы озаглавили полотна Поленова и Нестерова? Почему авторы по-разному изобразили осень? Какой колорит преобладает в каждой из картин? Холодный или теплый? Почему? Почему у Поленова преобладает желтый цвет, а у Нестерова зеленый?
В ходе своих ответов учащиеся отмечают, что красота осеннего леса передана с помощью цветовой гаммы. Контраст ярких и спокойных тонов с золотистой окраской листьев усиливает радостное настроение на первой репродукции, а на второй картине преобладают более спокойные, зелёные тона, вероятно, осень только начинается.
После обсуждения живописных полотен мы переходим к анализу стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной». Ребята прослушивают аудиозапись, после чего отвечают на вопросы: какую картину вы мысленно представили, читая строчки Тютчева? Какой поре осени посвятил поэт свое стихотворение? Какие чувства вызывает у него эта картина? Как, по вашему мнению, Тютчев мог бы озаглавить это стихотворение? Какие художественные средства использует поэт для того, чтобы мы представили картину осени?
Для того чтобы проследить связь литературы и изобразительного искусства, следует обратить внимание на цветовую гамму осеннего пейзажа в стихотворении и на картинах. Несмотря на то, что стихотворение Тютчева совсем небольшое, автор при помощи эпитетов дал богатую цветовую гамму осени. Лучезарный вечер словно сияет разными красками. Палитра природы очень богата. В ней множество цветов и оттенков. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень, когда «льется чистая и теплая лазурь» на отдыхающее поле.
В ходе анализа стихотворения, на стадии осмысления, учитель предлагает заполнить кластер, чтобы систематизировать материал. Данный метод универсален, он может применяться на всех стадиях урока. Кластер оформляется в виде грозди: в центре располагается основное понятие, а по сторонам смысловые единицы. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», то есть размещаются в определенном порядке. Важно выделить главную смысловую единицу (тему) и смысловые единицы, связанные с ключевым понятием.
Без помощи педагога у учащихся могут возникнуть трудности в определении художественных средств, которые поэт использует при описании природы. Чтобы средства выразительности стали понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия. В качестве примера приведем кластер по теме «Осень в лирике и живописи».
При выполнении данной работы ребята должны были выделить из текста стихотворения эпитеты, заполнить схему и сделать соответствующие выводы о том, как с помощью данного художественного приема автор передает свое отношение к тому или иному предмету, явлению, объекту. Именно эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета, помогают передать колорит пейзажа. Материал легче запоминается, если информация представлена наглядно, например, дана в цветной схеме.
Итак, на уроке с применением межпредметных связей учащимся предоставляется возможность творчески подойти к учебному процессу.
Литература
1. Дмитриева Н.А. Изображение и слово [Текст]. – М.: Искусство, 1962. – 314 с.
2. Мамбетакунов Э.М. – Дидактические основы реализации межпредметных связей в формировании естественно научных понятий. Диссер док.пед.наук. – Бищкек, 1991. – 171с.
3. Федорова О.А., Юрченко Т.Н. Роль межпредметных связей на уроках литературы. Инновационные технологии в науке нового времени // Сборник статей по итогам Мееждународной научно-практической конференции. – Казань: Стерлитамак, 2017. – 236 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.