«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Оценка 4.9

«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Оценка 4.9
Мероприятия +1
pdf
воспитание
08.10.2023
«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Одним из эффективных способов решения проблемы развития речи ребенка, является устное народное творчество. Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Виды малых фольклорных форм, которые используются в коррекционной работе с детьми. Потешки - представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Большинство потешек, – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения, а также для дифференциации звуков. Это сложный, длительный процесс. От ребенка требуется максимальная концентрация внимания, чтобы научиться правильно произносить, и не путать звуки. Речевые игры, и потешки подходят как нельзя лучше. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя пословицы и поговорки, на логопедических занятиях мы учим детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развиваем умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не полное суждение, а её часть. Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков. Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях. Чистоговорка – народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией. Загадки. В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки удивительно поэтичны, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Подвижные хороводные игры. В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая - проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная - ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой. Подвижные хороводные игры оптимально использовать в занятиях как динамические паузы (физминутки). Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. В сказках, играх-драматизациях, мы развиваем диалогическую и монологическую речь. Использование сказок в логопедической работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием: «Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.
«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».pdf

 «Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте.

 Одним из  эффективных способов решения проблемы развития  речи ребенка,  является устное народное творчество. 

 Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а

изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.  Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

     Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.

 Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.  

Виды малых фольклорных форм, которые используются в коррекционной работе с детьми.

Потешки -  представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить.   Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. 

В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Большинство потешек,  – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения, а также для дифференциации звуков. Это сложный,  длительный процесс. От ребенка требуется максимальная концентрация внимания, чтобы научиться правильно произносить, и не путать звуки. Речевые  игры, и потешки подходят как нельзя лучше. 

 Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя пословицы и поговорки, на логопедических занятиях мы  учим детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развиваем умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не полное суждение, а еѐ часть. 

 Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков. Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

 Чистоговорка народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных  звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.

                      Загадки.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать чтолибо неизвестное для решения.

 Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки удивительно поэтичны, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте.

Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. 

                      Подвижные хороводные игры.

 В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая -  проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная -  ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой.

Подвижные хороводные игры оптимально использовать в  занятиях как динамические паузы (физминутки). 

   

 Сказка  -   один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к  культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

В сказках, играх-драматизациях, мы развиваем диалогическую и монологическую речь. Использование сказок в логопедической работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает  неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

 Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием: «Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

   

 

 

 

Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом

В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом

Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине»

Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023