Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Устное народное творчество на уроках математики
Пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, задачи-шутки, фольклорные сказки – это интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям младших школьников.
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Ноль без палочки.
Ноль внимания.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Один пашет, а семеро – руками машут.
Руки поборют одного, а знанье – тысячу.
Делу время, потехе час.
Первый блин комом.
Два сапога – пара.
Лентяй дважды работает.
Ум хорошо, а два лучше.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Заблудиться в трёх соснах.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Без четырёх углов изба не рубится.
На все четыре стороны.
Как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.
Лук от семи недуг.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Седьмая вода на киселе.
Семь пятниц на неделе.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Восьмое чудо света.
За тридевять земель.
Дело десятое.
Не трусливого десятка.
С пятого на десятое.
Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний младших школьников о числах, величинах, отношениях.
Примеры загадок:
Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
***
Много рук, а нога одна. (Дерево)
***
Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Колосья в снопе)
***
Два братца в воду глядятся –
Век не сойдутся. (Берега)
***
Двое глядят, да двое слушают. (Глаза и уши)
***
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались в ладоши
Бусинки-дробинки. (Горох)
***
Два конца, два кольца,
А посредине гвоздик. (Ножницы)
***
Треугольная доска,
А на ней – три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий. (Балалайка)
***
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром. (Зимние месяцы)
***
Четыре крыла, а не птица,
Крыльями машет, а не с места. (Мельница)
***
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
***
Пять братьев – всем одно имя.
Годами равные, ростом разные. (Пальцы)
***
Пять ступенек – лесенка.
На ступеньках песенка. (Ноты)
***
Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)
***
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет. (Жук)
***
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!» (Радуга)
***
Восемь ног, восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Как зовут его? (Паук).
***
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (Девятка)
***
У двух матерей
По пяти сыновей,
А всем одно имя. (Руки и пальцы)
***
Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)
Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными: «Эне-бене-раба, квинтер, финтер, жаба».
Сложился условный, тайный язык, тайная система счета. До нас дошли едва понятные остатки этих тайных языков. Когда-то считалка не была игрой: верили в числа. Припомним, что в сказках число "три" оказывается то счастливым, то несчастливым: на третий раз Ивану – крестьянскому сыну удалось допрыгнуть на коне до окошка царевны и поцеловать ее, и, напротив, герой едва не гибнет, в третий раз встретившись с чудовищем. Наверное, был особый смысл и у чисел: семь, девять, двенадцать, тринадцать.
Считалка иногда искажает счет: вместо "раз" говорится "ази", вместо "два" - "двази", вместо "три" - "тризи" и т. д. Бывают и до неузнаваемости искаженные слова: "пятам, латам, шума, рума": оказывается, что это - пять, шесть, семь, восемь. Счет в считалке условный, понятный только играющим, игра была подражанием серьезным делам: охоте, работе в поле, военному походу. С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез. И считалки стали забавными стишками: о коне, который скачет по полям, о зайце, который бегает по болоту и ищет себе работу, о яблоке, которое катится мимо сада.
В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме – это счет. Счетом решали, кому водить. Если во время игры, например в прятки, надо выбрать того, кто будет водить, используют считалки.
Изменение роли считалки привело к появлению "детских" считалок. Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.
Считалки условно можно разделить на три группы.
1 ГРУППА - считалки, которые сохранились такими, какими были раньше. Это самая многочисленная группа.
Аты-баты - шли солдаты,
Аты -баты - на базар,
Аты-баты - что купили?
Аты- баты - самовар,
Аты-баты - сколько дали?
Аты-баты - три рубля.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф - паф. Ой. Ой. Ой.
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу -
Оказался он живой.
2 ГРУППА - это измененные считалки под влиянием нового времени, например, мультфильмов. В основе их - старые считалки. Осталось начало, та же композиция, но продолжение современное, концовка другая.
Вот что было раньше:
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной ...
Кто ты будешь такой?
Выходи поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей.
Нет больше царевичей и королевичей. Их заменили герои всеми любимых мультфильмов:
На златом крыльце сидели:
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утенка
Выходи, ты будешь Понка.
Понка учится считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
3 ГРУППА - вновь созданные современные считалки, которые не имеют аналогов в сборниках. Но, к сожалению, эти новые считалки являются далеко не лучшими.
Считалка несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
Целесообразно использовать считалки для закрепления умения вести счет в прямом направлении и называть числа в обратном порядке, временных представлений.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
***
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
***
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки пили, мышки ели,
Только сушками хрустели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик — чистый стол.
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот лишь глядел.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
***
Подогрела чайка
чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
***
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности.
Первое большое собрание скороговорок, помещённых в специальный отдел, опубликовал в своём хрестоматийном труде В.Даль (1862). Он и попытался ввести в научный язык народную терминологию ("прибаутки", "скороговорки" и др.). Мы говорим "большое собрание скороговорок", а ведь их всего 49 против 30 000 пословиц и поговорок! При этом большинство из них не рассчитано на детское восприятие, их следует отнести к фольклору для взрослых (в издания для детей чаще всего включают лишь 5 текстов). Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Интересна эволюция термина "скороговорка" в разных изданиях "Словаря русского языка" С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение: "Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь", то уже в 1990 внесена важная поправка: "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка"
На наш взгляд, наиболее точное определение термина "скороговорка" дано в "Малом толковом словаре": "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь" (В.Лопатин, Л.Лопатина, 1990).
Приведём примеры (см. скороговорки в картинках):
Четыре
Чёрненьких,
Чумазеньких
Чертёнка
Чертили
Чёрными
Чернилами
Чертёж.
***
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
***
В один, Клим, клин колоти.
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (учитель в этом случае выступает в роли дирижёра).
Скороговорки и считалки служат удобным материалом для развития внимания и памяти детей, для изучения математических терминов. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить такую скороговорку: «У четырёх черепашат по четыре черепашонка».
В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.
Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на уроке математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.
Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощью учителя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления учащихся, т.к. приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы учащихся на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.
Примеры задач-шуток.
Сколько раз твердили кошке:
Не красиво есть без ложки.
Только я вбегаю в дом,
Лижет кашу языком.
С поросенком ещё хуже:
Он опять купался в луже.
И козлёнок непослушный
Съел четыре грязных груши. (Сколько было непослушных?)
На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело качаются. (Сколько всего зверей?)
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех начну считать опять! (Сколько всего членов семьи?)
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.). Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Три поросёнка" и т.д.), такие произведения используются в дидактических целях. Широко используются сказки, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, в сюжете «Маша и медведи» смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов).
Присутствие сказочного героя на уроке математики придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Задачи со сказочным сюжетом помогают учащимся увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
Математическая сказка "Курочка Ряба"
Жили - были дед и баба , и была у них курочка Ряба . Снесла как - то Ряба яичко - оно было золотым. бил, бил - не разбил. била, била - не разбила. Но тут появилась мышка, махнула хвостом, упало и разбилось.
плачет, плачет, а кудахчет:
- Не плачь !
- Не плачь !
Снесу я вам не круглое, а квадратное, чтобы не разбилось.
Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.