Устноисторический методический центр

  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 05.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Устноисторический методический центр создан на базе музейного комплекса военно-исторического музея Северского кадетского корпуса.В ходе устноисторических исследований прививаются навыки общения с людьми, устанавливается тесная связь образовательного учреждения с производственными коллективами, учреждениями науки и культуры, администрациями населенных пунктов и другими субъектами регионального сообщества.
Иконка файла материала Устноисторический методический центр.doc
УСТНОИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СИБИРЯКИ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ» Реализация важного назначения истории ­ укрепления гордости за свою Родину   и   любви   к   ней  ­     возможно   только   через   формирование   уважения   к истории   малой   родины,   гордости   за   жизнь   и   труд   старших   членов   семьи, земляков. Участие в устноисторических исследованиях в значительной степени воспитывает   стремление   не   к   абстрактным   целям   построения   «светлого будущего»,   а   к   вполне   достижимым:   быть   опорой   и   преемником   старших поколений   ­   дедов,   отцов,   сохранять   культурно­историческое   наследие предыдущих поколений. В ходе устноисторических исследований прививаются навыки   общения с людьми,   старшие   поколения   раскрываются   с   положительной     стороны:   их отношение   к   труду,   семье,   селу,   жизненные   принципы,     преодоление трудностей,  вклад   в  развитие   села,   города,  области.  Устанавливается   тесная связь   образовательных   учреждений   с   производственными   коллективами, учреждениями   науки   и   культуры,   администрациями   населенных   пунктов   и другими субъектами регионального сообщества.   Опрос   всегда   использовался   в   краеведческой   исследовательской   и поисковой   работе.   В   краеведении   России   элементы   устной   истории   широко применялись   и   в   XIX   веке,   и   на   протяжении   всего   XX   в.;   в   начале   XXI   в. сформировались традиции опроса старожилов, или, как называли их краеведы, «бывалых людей». Нельзя не отметить большие заслуги краеведов в изучении на основе   опроса   участников   и   очевидцев   истории   революционного   движения,2 истории заводов и фабрик, колхозно­совхозного строительства, патриотических настроений на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, освоения целины. Советское   краеведение   отличалось   массовым   комплектованием фондов школьных музеев, комнат боевой и трудовой славы, ленинских комнат воспоминаниями, биографиями, рассказами участников тех или иных событий. Но   и   по   содержанию,   и   по   форме   краеведческая   и   поисковая   работа   лишь отчасти   напоминала   устную   историю,   так   как   не   отвечала   требованиям устноисторических   технологий   создания   источников,   их   документирования, архивирования   и   интерпретации.   Отсутствие   научно   обоснованной   методики беседы   приводило   к   потере   научной   ценности   полученных   материалов. Происходило   это   как   на   уровне   фиксации   информации,   так   и   на   уровне   ее интерпретации. Устноисторический   методический   центр   «Сибиряки   вольные   и невольные» ­  новый  проект  Северского  кадетского  корпуса. Создан  для обучения   школьников   образовательных   организаций   города   Северска технологиям создания источников, их документирования, архивирования и интерпретации. Цель проекта: Актуализация   и   музеефикация   сведений   об   исчезающих   и   исчезнувших переселенческих деревнях Томского района через историю их бывших жителей и их потомков,  воспоминания о деревне, ее людях, традициях и значимых для нее событиях,   как   ценного   материала   для   духовно­нравственного   и3 патриотического воспитания детей и юношества. Изучение сибирской деревни как важной части социокультурного и экономического наследия России. Основные задачи проекта: 1.   Сбор   информации   о   расположенных   около   гг.   Северска   и   Томска переселенческих   деревнях   Томского   района   посредством   интервьюирования выявленных   потомков   жителей   сельских   поселений,   поиска   информации   в архивах и краеведческой литературе; 2. Организация серии походов­экспедиций с целью обследования сельских поселений и прилегающих к ним некрополей, их картографирования; посещение урочищ, оставшихся на месте покинутых деревень, создание виртуальных карт исчезнувших   деревень   по   выявленным   сведениям   из   архивных   и   устных источников. 3. Обобщение и анализ собранной информации с целью публикации ее на сайтах   проекта   "Сибиряки   вольные   и   невольные"   (сибиряки.онлайн)   и Северского  кадетского  корпуса, презентации  в качестве  результатов научной работы   на   конференциях   различного   уровня   и   публикации   отдельным малотиражным   изданием. Музеефикация  собранной  информации   посредством передачи в фонды архива ТОКМ и музея СКК, использование ее для работы с посетителями музеев.4 Актуальность: 1.   Необходимость   передачи   подрастающему   поколению   трудовых, духовных, нравственных традиций своего народа, воспитание уважения к лицам разных   национальностей,   живущих   в   стране.   Изучение   родного   края   как наиболее естественная форма воспитания любви к своей стране. 2. Попавшие в притяжение гг. Томска и Северска деревни исчезают. Есть возможность   сохранить   о   них   память   через   актуализацию   и   музеефикацию устноисторических источников, собранных от бывших жителей деревень и их потомков. Социальная значимость: 1.   Воспитание   подрастающего   поколения   на   опыте   предыдущих поколений,   формирование   у   него   вдумчивого   и   личностного   отношения   к истории и настоящему своей страны.5 2. Актуализация значимости жизненного опыта сельских жителей и через нее   ­   признание   значимости   их   труда   и   жизненного   опыта,   формирование позитивных установок по отношению к "простым труженикам". 3.   Сохранение   информации   об   исчезающих   населенных   пунктах,   ее научная обработка и музеефикация. Проекты­аналоги в России и мире: Изучение   края   и   воспитание   молодежи   через   краеведческие   исследования   ­ распространенная   в   мире   практика.   Научное   исследование   и   музеефикация нематериального   наследия   ­   практика   Алтайского   государственного педагогического университета.6 Список использованной литературы 1. Бардина П.Е.Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск, 2009.432 с. 2. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966. 3. Изучаем народные традиции. Программы и вопросники/Сост. П.Е. Бардина, В.М.   Кулемзин,   Н.В.   Лукина,   Н.А.   Тучкова.   Вып.   1.   Томск:   Центр   учебно­ методической литературы ТГПУ, 2004. 36 с. 4. Назаренко Т.Ю. Рабочая тетрадь краеведа – исследователя. ОГУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» ­ Томск, 2014 г. – 24 с. 5. Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская этнография. 1957. № 4. 6. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. 558 с. 7. Сибиряки. oнлайн // sib.tomskmuseum.ru 8. Сайт Северского кадетского корпуса // http: // skk.tomsk.ru Руководитель военно­исторического музея, учитель истории и обществоведения Д.В. Скуратов