Устноисторический методический центр создан на базе музейного комплекса военно-исторического музея Северского кадетского корпуса.В ходе устноисторических исследований прививаются навыки общения с людьми, устанавливается тесная связь образовательного учреждения с производственными коллективами, учреждениями науки и культуры, администрациями населенных пунктов и другими субъектами регионального сообщества.
УСТНОИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«СИБИРЯКИ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ»
Реализация важного назначения истории укрепления гордости за свою
Родину и любви к ней возможно только через формирование уважения к
истории малой родины, гордости за жизнь и труд старших членов семьи,
земляков. Участие в устноисторических исследованиях в значительной степени
воспитывает стремление не к абстрактным целям построения «светлого
будущего», а к вполне достижимым: быть опорой и преемником старших
поколений дедов, отцов, сохранять культурноисторическое наследие
предыдущих поколений.
В ходе устноисторических исследований прививаются навыки общения с
людьми, старшие поколения раскрываются с положительной стороны: их
отношение к труду, семье, селу, жизненные принципы,
преодоление
трудностей, вклад в развитие села, города, области. Устанавливается тесная
связь образовательных учреждений с производственными коллективами,
учреждениями науки и культуры, администрациями населенных пунктов и
другими субъектами регионального сообщества.
Опрос всегда использовался в краеведческой исследовательской и
поисковой работе. В краеведении России элементы устной истории широко
применялись и в XIX веке, и на протяжении всего XX в.; в начале XXI в.
сформировались традиции опроса старожилов, или, как называли их краеведы,
«бывалых людей». Нельзя не отметить большие заслуги краеведов в изучении на
основе опроса участников и очевидцев истории революционного движения,2
истории заводов и фабрик, колхозносовхозного строительства, патриотических
настроений на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, освоения
целины.
Советское краеведение отличалось массовым комплектованием
фондов школьных музеев, комнат боевой и трудовой славы, ленинских комнат
воспоминаниями, биографиями, рассказами участников тех или иных событий.
Но и по содержанию, и по форме краеведческая и поисковая работа лишь
отчасти напоминала устную историю, так как не отвечала требованиям
устноисторических технологий создания источников, их документирования,
архивирования и интерпретации. Отсутствие научно обоснованной методики
беседы приводило к потере научной ценности полученных материалов.
Происходило это как на уровне фиксации информации, так и на уровне ее
интерпретации.
Устноисторический методический центр «Сибиряки вольные и
невольные» новый проект Северского кадетского корпуса. Создан для
обучения школьников образовательных организаций города Северска
технологиям создания источников, их документирования, архивирования и
интерпретации.
Цель проекта:
Актуализация и музеефикация сведений об исчезающих и исчезнувших
переселенческих деревнях Томского района через историю их бывших жителей и
их потомков, воспоминания о деревне, ее людях, традициях и значимых для нее
событиях,
как ценного материала для духовнонравственного и3
патриотического воспитания детей и юношества. Изучение сибирской деревни
как важной части социокультурного и экономического наследия России.
Основные задачи проекта:
1. Сбор информации о расположенных около гг. Северска и Томска
переселенческих деревнях Томского района посредством интервьюирования
выявленных потомков жителей сельских поселений, поиска информации в
архивах и краеведческой литературе;
2. Организация серии походовэкспедиций с целью обследования сельских
поселений и прилегающих к ним некрополей, их картографирования; посещение
урочищ, оставшихся на месте покинутых деревень, создание виртуальных карт
исчезнувших деревень по выявленным сведениям из архивных и устных
источников.
3. Обобщение и анализ собранной информации с целью публикации ее на
сайтах проекта "Сибиряки вольные и невольные" (сибиряки.онлайн) и
Северского кадетского корпуса, презентации в качестве результатов научной
работы на конференциях различного уровня и публикации отдельным
малотиражным изданием. Музеефикация собранной информации посредством
передачи в фонды архива ТОКМ и музея СКК, использование ее для работы с
посетителями музеев.4
Актуальность:
1. Необходимость передачи подрастающему поколению трудовых,
духовных, нравственных традиций своего народа, воспитание уважения к лицам
разных национальностей, живущих в стране. Изучение родного края как
наиболее естественная форма воспитания любви к своей стране.
2. Попавшие в притяжение гг. Томска и Северска деревни исчезают. Есть
возможность сохранить о них память через актуализацию и музеефикацию
устноисторических источников, собранных от бывших жителей деревень и их
потомков.
Социальная значимость:
1. Воспитание подрастающего поколения на опыте предыдущих
поколений, формирование у него вдумчивого и личностного отношения к
истории и настоящему своей страны.5
2. Актуализация значимости жизненного опыта сельских жителей и через
нее признание значимости их труда и жизненного опыта, формирование
позитивных установок по отношению к "простым труженикам".
3. Сохранение информации об исчезающих населенных пунктах, ее
научная обработка и музеефикация.
Проектыаналоги в России и мире:
Изучение края и воспитание молодежи через краеведческие исследования
распространенная в мире практика. Научное исследование и музеефикация
нематериального наследия практика Алтайского государственного
педагогического университета.6
Список использованной литературы
1. Бардина П.Е.Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск,
2009.432 с.
2. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966.
3. Изучаем народные традиции. Программы и вопросники/Сост. П.Е. Бардина,
В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Н.А. Тучкова. Вып. 1. Томск: Центр учебно
методической литературы ТГПУ, 2004. 36 с.
4. Назаренко Т.Ю. Рабочая тетрадь краеведа – исследователя. ОГУК «Томский
областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» Томск, 2014 г. – 24 с.
5. Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская
этнография. 1957. № 4.
6. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука,
1987. 558 с.
7. Сибиряки. oнлайн // sib.tomskmuseum.ru
8. Сайт Северского кадетского корпуса // http: // skk.tomsk.ru
Руководитель военноисторического музея,
учитель истории и обществоведения
Д.В. Скуратов