Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
05.04.2018
Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"
Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории" создана для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве ОГБОУ КШИ "Северский кадетский корпус" Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Дополнительная программа Вехи истории Скуратов на региональный конкурс РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ.doc
Региональный этап Всероссийского конкурса методических материалов «Растим патриотов России Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа – интернат «Северский кадетский корпус» «Утверждаю» Директор ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» __________ /А.О. Окунев «____»сентября 2017 г. Дополнительная общеобразовательная программа военно­патриотической направленности «Вехи истории». Возраст обучающихся 14 – 17 лет. Срок реализации: 1 год. Автор составитель: Скуратов Дмитрий Владимирович,  руководитель военно­исторического  музея ОГБОУ КШИ «Северский  кадетский корпус». 2 г. Северск 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы…………………………………………………………..............3 2.Пояснительная записка……………………………………………..........4 3.Цели и задачи программы...………………………………………...........5 4. Ресурсное обеспечение программы………………………………….....7 5.Социальные функции школьного музея…………………………….......7 6. Принципы работы школьного музея…………….……………..............8 7. Формы работы в школьном музее………….…………………..............9 8. Ожидаемые результаты …………………………………………………9 9. Содержание программы………………..………………………..............10 10.Учебно­тематический план к программе «Вехи истории»…      …....12 11.Список литературы………………………………………………………………… 28 3 1. Паспорт программы Название программы: «Вехи истории». Автор   программы:  Скуратов   Д.В.,   руководитель   военно­исторического музея   ОГБОУ   КШИ   «Северский   кадетский   корпус»,   учитель   истории   и обществоведения. Организация­исполнитель: ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус». Целевые группы: учащиеся 7 ­ 11 классов (13 ­ 17 лет). Цель программы: создание условий для развития школьного и музейного движения   в   образовательном   пространстве   ОГБОУ   КШИ   «Северский кадетский корпус». Направленность: музееведение. Срок реализации программы: 1 год. 4 Вид программы: авторская. 2. Пояснительная записка. Одной   из   важнейших   задач   современной   школы   России   является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным   испытаниям.   Существенно   изменилось   Отечество. Пересматривается   его   прошлое,   тревожит   настоящее   и   пугает   своей неопределённостью будущее. Важнейшая   миссия   педагога   –   воспитать   у   юного   поколения патриотизм,   т.е.   уважение   к   предкам,   любовь   к   Родине,   своему   народу, сохранять   традиции   своей   страны,   формировать   у   школьников   чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности  за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Слово   «музей»   происходит   от   греческого   «museion»   и   латинского «museum» ­ «храм».  Музей  –  место,  посвящённое  наукам  и   искусствам. Музей   –   учреждение,   которое   занимается   собиранием,   изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы   и   человеческого   общества   и   представляющих   историческую, научную или художественную ценность.(1) Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные   музеи,   безусловно,   можно   отнести   к   одному   из замечательных   феноменов   отечественной  культуры   и  образования.  Такие музеи   возникли   как   межпредметные   кабинеты   для   хранения   учебно­ наглядных   пособий   по   истории   и   природе   родного   края,   собрания оформленных   учащимися   краеведческих   материалов   –   гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. 5 Школьные   музеи   в   течение   сравнительно   короткого   времени   получили широкое   распространение   в   педагогической   практике   как   эффективное средство обучения и воспитания. (2) Школьные   музеи   существовали   во   многих   российских   гимназиях   в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко­ краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX  _____________________________________________ (1)   Методическое   пособие   о   военно­историческом   музее.   Северск.   2012. С.109. (2)   Методическое   пособие   о   военно­историческом   музее.   Северск.   2012. С.109. века   в   специальной   педагогической   литературе.   С   развитием   школьного краеведения   в   20­е   гг.   XX   века   в   России   началось   массовое   создание школьных   музеев.   Наибольшее   развитие   этот   процесс   получил   во   2­й половине 50­х гг. и особенно в 70­е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных   акций,   проводившихся   по   случаю   празднования юбилейных   дат   Советского   государства.   В   разные   периоды   истории школьные   музеи   переживали   подъёмы   и   спады,   их   то   признавали главнейшим   резервом   для   развития   государственной   музейной   сети,   то боролись с ними, как с рассадниками отжившей идеологии. (3) Дополнительная программа разработана   на   основании   действующих   нормативно­правовых документов: общеобразовательная     Федеральный   закон   от   29   декабря   2012   года   №   273   ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»; «Концепция   развития   дополнительного   образования   детей», утверждена   распоряжением   Правительства   Российской   Федерации   от   04 сентября 2014 года № 1726 – р; «Порядок   организации   и   осуществления   образовательной деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным   программам», утвержден   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 04 августа 2013 года № 1008; Методические   рекомендации   по   проектированию   дополнительных общеразвивающих   программ   (письмо   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года Н – 09­3242. Школьные   музеи   как   форма   образовательной   и   воспитательной работы   создаются   по   инициативе   выпускников,   родителей,   учащихся   и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который 6 поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской   или   педагогической   общественности   и   как   результат собственной поисково ­собирательной и исследовательской деятельности. В   музеях   школы   учащиеся   занимаются   поиском,   хранением, изучением и систематизацией  подлинных памятников истории, культуры, природы   родного   края,   различных   предметов   и   документов.   Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.(4) ___________________________________________________ (3)   Методическое   пособие   о   военно­историческом   музее.   Северск.   2012. С.109. (4)   Методическое   пособие   о   военно­историческом   музее.   Северск.   2012. С.109. 3. Цели и задачи программы. Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус». Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие   развитию   коммуникативных   компетенций,   навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать   не   просто   особым   учебным   кабинетом   школы,   но   одним   из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Цель   музейной   деятельности   –   формирование   чувства ответственности   за   сохранение   природных   богатств,   художественной культуры   края,   гордости   за   своё   Отечество,   школу,   семью,   т.е.   чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. (5) Школьный   музей,   являясь   частью   открытого   образовательного пространства,   призван   быть   координатором   военно­патриотической деятельности   школы,   связующей   нитью   между   школой   и   другими учреждениями культуры, общественными организациями. Для   достижения   цели   программы   «Вехи   истории»   решаются следующие задачи: ­ активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала; ­   поддержка   воспитательных   и   образовательных   программ, направленных на формирование патриота и гражданина; ­   углубленное   изучение   и   использование   во   всех   формах   работы музеев   муниципальных   образовательных   учреждений   современных информационных технологий; 7 ­   организация   творческого   досуга   детей   и   учащейся   молодёжи, привлечение   к   участию   в   культурных   программах   городского, регионального, всероссийского и международного уровней; ­ выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов; ­   повышение   статуса   педагога   дополнительного   образования, работающего   в   школьных   музеях,   распространение   передового   опыта   и повышение профессионального мастерства; ­   укрепление   связей   между   образовательными   учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания   у   детей   и   учащейся   молодёжи   чувства   гражданственности   и патриотизма.(5) _____________________________________________________ (5)   Методическое   пособие   о   военно­историческом   музее.   Северск.   2012. С.109. Одной   из   основных   задач   школьного   музея   является   воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь   времён.   Он   даёт   нам   уникальную   возможность   сделать   своими союзниками в организации учебно­воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя   тысячи   свидетельств   своего   существования   в   виде   памятников материальной   и   духовной   культуры,   которые   хранят   и   пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи,   школы,   отдельного   выпускника,   педагога.   В   каждом   из   таких свидетельств отражается какая­то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Основополагающим   для   музейной   теории   и   практики   является принцип   историзма.   Этот   принцип   предполагает   соблюдение   трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном   процессе;   изучение   истории   в   свете   современности, постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. (6) 4. Ресурсное обеспечение программы. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьных музеев. Совет школьных музеев: ­   периодически   рассматривает   ожидаемые   результаты,   уточняет механизм реализации Программы; 8 ­   координирует   взаимодействие   исполнителей   Программы   и   обмен опытом их работы; ­   разрабатывает   рекомендации   и   предложения   по   уточнению Программы   и   повышению   эффективности   ее   реализации,   социально   ­ экономическую эффективность программы. 5. Социальные функции школьного музея. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково­собирательной   работе,   встречи   с   интересными   людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру региона, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и  (6) Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают   они   и   в   процессе   обеспечения   научно   ­   исследовательской деятельности  музея. Это навыки поисковой  работы, умение описывать  и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Школьный   музей   –   это   сложный   организм.   Его   жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно­краеведческая   работа   –   своего   рода   социальное   сито,   в процессе   которой   дети   познают   важность   коллективной   деятельности, учатся   выбирать   и   критиковать   своих   лидеров,   аргументировано дискутировать,   руководить   своим   участком   работы   и   отвечать   за   свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа   в   составе   Совета   школьного   музея,   являющегося   органом ученического   самоуправления,   прививает   участникам   навыки управленческой   деятельности,   воспитывает   чувство   сопричастности   с происходящими событиями.  Овладение   основами   музейного   дела,   знакомство   со   спецификой различных   профессий,   ремесел,   народных   промыслов   в   процессе 9 краеведческих   изысканий   оказывают   определённое   влияние   на профессиональную ориентацию учащихся. Многие   педагоги­руководители   школьных   музеев,   других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися   музейной   деятельностью,   профессий   гуманитарного характера:   педагогика,   музейное,   архивное,   библиотечное   дело   и   т.   п. Нередко ученики, занимавшиеся военно­историческими и краеведческими изысканиями,   становятся   профессиональными   военными,   пожарными, работниками правоохранительных органов. (7) 6. Принципы работы школьного музея. Существующая   практика   музейного   дела   выявила   необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: __________________________________________________ (7) Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. ­ систематическая связь с уроками, со всем учебно­воспитательным процессом; ­   проведение   научного   и   учебно­исследовательского   поиска, включающего   в   себя   краеведение   как   базу   развития   и   деятельности школьного музея; ­   использование   в   учебно­воспитательном   процессе   разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы: музейных уроков, школьных лекций,   семинаров,   научно­практических   конференций,   поисковой   и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др. ­ самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея; ­ помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда; ­ связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда; ­   обеспечение   единства   познавательного   и   эмоционального   начал   в содержании   экспозиции,   проведении   экскурсий,   во   всей   деятельности музея; ­   строгий   учёт,   правильное   хранение   и   экспонирование   собранных материалов; ­   организация   постоянных   связей   с   государственными   музеями   и архивами, их научно­методическая помощь школьным музеям. (8) 7. Формы работы в школьном музее. 10 Учебная работа: ­ практическая работа на местности; ­ учебные экскурсии вне музея; ­ уроки в музее; ­ экскурсии в музее; ­ самостоятельное изучение музейных экспонатов; ­подготовка к научно­исследовательским конкурсам. Воспитательная работа: ­ кружки, экскурсии, походы; ­ туристические поездки; ­ встречи, читательские конференции вне музея; ­ встречи, сборы, собрания; ­ экскурсии, встречи в музее. ____________________________________________________ (8) Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. Цикл занятий: 1. Сбор Совета музея – 2 раза в месяц (среда 1 и 3). 2. Сбор фондовиков – понедельник. 3. Сбор оформителей – вторник. 4. Сбор поисковиков – четверг. 5. Сбор экскурсоводов – пятница. 6. Занятия школы музееведения – 2 раза в месяц (среда 2 и 4). (9) 8. Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня патриотизма у учащихся. 2. Расширение кругозора, формирование бережного отношения к  памятникам истории и культуры. 3. Самореализация детей в процессе участия в мероприятиях. 4. Повышение уровня активности, интереса учащихся в организации  военно­патриотической работы в кадетском корпусе. 11 5. Расширение и углубление знаний по истории своего Отечества. 6. Увеличение экспонатов музея. 9. Содержание программы «Вехи истории». Программа   «Вехи   истории»   предполагает   обучение   учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая   нагрузка   отражены   в   учебно­тематическом   плане.   Специфика организации   занятий   по   программе   заключается   в   параллелизме   и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление   такого   подхода   создаёт   условия   для   комплексного изучения   истории,   культуры   и   природы   края   музейно   ­   краеведческими средствами. ___________________________________________________ (9) Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края,   выявлять   темы   и   проблемы,   требующие   музейно­краеведческого исследования,   изучать   методики   проведения   таких   исследований   и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Подобное   построение   занятий   позволяет   дать   учащимся   знания, необходимые для: ­   реализации   регионального   компонента   по   различным   предметам основного курса обучения; ­   осуществления   музейно­краеведческих   исследований   как   формы дополнительного образования; ­   организации   систематической   деятельности   школьного   музея   как учебно­воспитательного и досугового центра учреждения образования. (10) Программа   «Вехи   истории»   осуществляется   как   учебно­ деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам   краеведения   и   музееведения,   но   и   включение   их   в   конкретную музейно­краеведческую   деятельность,   что   позволяет   активу   школьного музея   принимать   участие   в   научно­практических   конференциях, краеведческих   олимпиадах   и   других   мероприятиях,   предусмотренных программой «Вехи истории». Особым   компонентом   программы   может   быть   постоянно действующая   научная   экспедиция   учащихся   учреждения   образования   по 12 изучению и охране историко­культурного и природного наследия родного края музейно­краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно­ методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея.   Таким   образом,   фонды   школьного   музея   и   его   информационно­ краеведческая   база   смогут   пополняться   не   только   в   результате деятельности   актива   самого   музея,   но   и   других   учащихся   учреждения образования. Научная экспедиция включается в сетку учебно­тематического плана только   в   той   мере,   которая   необходима   Совету   школьного   музея   для осуществления   функций   организации   и   координации   деятельности экспедиционных   групп   (отрядов)   для   реализации   своих   музейно­ краеведческих задач. (11) Таким   образом,   программа   «Школьный   музей»   предполагает осуществление трёх социально­культурных функций: 1.   Совершенствование   форм   и   методов   обучения   и   воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения. 2.   Организация   деятельности   школьного   музея   как   научно­ исследовательского, учебно­воспитательного и досугового центра. __________________________________________________ (10) Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. (11) Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. 3.  Организация   участия   обучающихся  в  туристско ­  краеведческих движениях,   федеральных,   региональных   и   местных   программ   музейно ­краеведческими средствами. В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации   в   исполнении   различных   ролевых   функций   и   в   тематике музейно­краеведческих исследований. Руководитель   программы   может   варьировать   последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области. Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы нет возможности   использовать   какие­либо   из   рекомендованных   изданий,   он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела. (12) 13 _________________________________________________ (12) Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. 10. Учебно­тематический план к программе «Вехи истории». Часы Всего: 612 часов теори я практика 130 часов № пп Сроки выполнения Направление деятельности участники В течение года   и Экскурсионная работа (лекторская) Подготовка 7­11 классы, актив музея проведение экскурсий,   бесед, лекций,   праздников, тематических встреч (по   отдельному   плану), участие в конкурсах разного уровня. 84 часа 7­11 классы, актив музея 20 часов 7­11 классы, Руководитель музея, актив музея, классные руководители 20 ч 50 ч Руководитель музея, актив музея. 14 Поисковая и исследовательская работа над   В   течение года Работа проектами: «Моя   семья   и война», «В   них   не   было арийской крови», «Детство, опаленное войной», «Герои рядом» (о людях Северска). знаменитых живут     Шефская работа В   течение года   Постоянное индивидуальное шефство над ветеранами   войны, детьми   –   сиротами, тружениками   тыла. Поздравление с праздниками, приглашение в кадетский   корпус, посещение на дому.     Работа по оформлению экспозиций 1. В   течение года Провести переоборудование технических средств помещения   музея   с современными стандартами: Составление эскизов,   спонсоров   приобретения оборудования оформления экспозиций. поиск для и 2. декабрь­май 15 Сбор информации о ветеранах   ВОВ   и тружениках   тыла, детях­сиротах, ветеранах педагогического труда,   выпускниках корпуса. Оформление экспозиций, тематических выставок. 3. декабрь­март Оформление экспозиции   к   72­ годовщине Победы в ВОВ. Выставочная работа 1. сентябрь Руководитель музея, актив музея, кадеты   7­11 классов. Руководитель музея, актив музея. 7­11 классы 7­11 классы 7­11 классы 7­11 классы 7­11 классы 7­11 классы 7­11 классы 40 часов «Моя Конкурс   рисунков ко Дню знаний Конкурс   стенгазет ко Дню учителя Выставка семья» Выставка кадетский корпус» Выставка  «Битва   за Москву» Выставка   снежных фигур «Наш     2. 3. 4. октябрь октябрь ноябрь 5. декабрь 6. декабрь 7. январь Выставка «Ленинград – город­ герой» 8. февраль Выставка «Сталинградская битва» 7­11 классы 9. март Выставка любимый     «Мой город 7­11 классы 16 10. март Северск» Выставка мама»   «Моя 7­11 классы 11. апрель Выставка «Космос – глазами кадет» 7­11 классы 12. май Выставка   «Салют, Победа»! 7­11 классы 18 ч 50 ч Руководитель музея,   актив музея. Работа с фондами В   течение года Ведение   учетной документации, тематическое комплектование музейных предметов, инвентаризация фондов, оформление этикетажа, пополнение фондов. Методическая работа 1 В   течение года 40 ч 50 ч Руководитель музея,   актив музея.   над Работа проектами: «Военно­ исторический   музей Северского кадетского   корпуса – пространство интеграции основного дополнительного   и 17   образования», «Северский кадетский   корпус   – центр военно­ патриотического воспитания   города Северска», «Моя   семья   и война», «В   них   не   было арийской крови», «Детство, опаленное войной», «Герои рядом» (о людях Северска). Тематическое комплектование музейных предметов Учеба актива музея знаменитых живут     2. В   течение года 3. В   течение года 4. В   течение года Работа   с   фондом музея. 5. В   течение года 6. В   течение года 7. В   течение года     в Участие конкурсах разного уровня. Сотрудничество   с городскими и школьными музеями. Участие в теоретических   и практических семинарах, творческих встречах в городском музее и музеях ОУ Томской области.   Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. 18 Участие в конкурсах разного уровня 20 часов 1 сентябрь­ декабрь 2 сентябрь­ декабрь 3 сентябрь­ декабрь сентябрь­ декабрь 4     во Участие Всероссийском конкурсе   педагогов в Центре педагогических инноваций   развития образования «Новый век»  «Методическая разработка – 2017» и   в Участие Международном творческом   форуме педагогов дополнительного образования методической разработки во   Участие Всероссийском конкурсе методических пособий патриотов России»  «Растим   во Участие Всероссийском конкурсе   педагогов «Таланты   России 2017». Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. 5 сентябрь­ Участие   в   3­й Руководитель декабрь 6 октябрь 7 ноябрь 8 декабрь 19 Всероссийской конференции (очное) «Одаренность 2016» музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея.   Обобщение   опыта: выступление на совещании «Реализация региональной программы «Военно­ патриотического воспитания   подготовки молодёжи к военной службе   на   2017   – 2018 годы». и     в в Участие Международном творческом   форуме педагогов дополнительного образования. Участие Общероссийской педагогической конференции «Формирование ключевых компетенций обучающихся соответствии требованиями ФГОС». в с     9 декабрь Участие   в   11­м Всероссийском педагогическом конкурсе Руководитель музея,   актив музея. 20 внеклассных разработок   «Новые идеи». Участие   в   11­м Всероссийском педагогическом конкурсе внеклассных разработок. «Методическая система эффективного учителя» ­ 2016.   по Участие в Открытом Всероссийском конкурсе  на лучшую методическую разработку педагогике «Методическая разработка» ­ 2017 Областная   акция «Растим   патриотов России» Областной Всероссийского конкурса «Отечество» Областной   конкурс проектно­ исследовательских работ «Исследовательский дебют» Областной   смотр   ­ конкурс   школьных музеев этап   Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. Руководитель музея,   актив музея. 10 декабрь 11 январь 12 Январь   ­ июнь 13 март 14 апрель 15 апрель 16 апрель Городской   смотр­ конкурс музеев Руководитель музея 21 17 В   течение года Публикации о работе музея в СМИ   Обучение актива музея В   течение года Проведение тематических занятий   с   активом музея по группам и индивидуально   в соответствии с планом работы   Экскурсионная работа: 90 часов Руководитель музея Дата Мероприятие Участники теори практика проведения сентябрь Планирование музея, актива   работы   комплектование я Тематический блок «Моя семья» Цель: Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.           Задачи:  ­   Воспитывать   культуру   семейных   отношений,   позитивных   семейных ценностей; ­ Воспитание нравственности через духовное возрождение семьи; ­ Укрепление родственных контактов, связи поколений в семье. сентябрь Обзорная   экскурсия 7а, 7б сентябрь сентябрь «Встреча с музеем!» День   знаний.   Приглашение ветеранов на торжественную линейку. Экскурсия   «Здравствуй, музей»   7   –   11 классы, актив музея 7а, 7б сентябрь Практическое   занятие 7а.7б классы 1 ч 1 ч 1 ч 6 ч 7 ч октябрь «Родословная семьи» День   старшего   поколения (поздравление   ветеранов ВОВ,   кадетского   корпуса, встреча в музее) 7   –   11 классы, актив музея октябрь Праздник   «День   учителя» 7   –   11 22 (праздничный   концерт   и чаепитие) классы, актив музея октябрь Проектная   деятельность: планирование, выбор тем. Актив музея ноябрь История   праздника   «День матери». 7а, 7б классы 0,5 ч 5 ч март «История   праздника   «8 Марта». 7а, 7б классы 0,5 ч 5 ч апрель Праздник «Масленица» для жителей микрорайона май Выставка Победа!»   «Салют, 7   –   11 классы, актив музея 7   –   11 классы, актив музея 2. Тематический блок «Северский кадетский корпус – моя судьба».                           Цель: формирование позитивного отношения к Северскому кадетскому корпусу.              Задачи: ­ Воспитывать любовь и уважение к родной школе; ­   Воспитывать   у   обучающихся   осознание   принадлежности   к   коллективу кадетского   корпуса,   стремление   к   сочетанию   личных   и   общественных интересов, к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе; ­ Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность   к   изучению   истории   Северского   кадетского   корпуса, укреплению кадетских традиций. сентябрь Конкурс   рисунков, посвященных дню знаний ноябрь Беседа порядка»   «На   страже 7   –   11 классы, актив музея 7а, 7б классы 1 ч 6 ч 23 декабрь май   «История Беседа кадетских корпусов» «Школьные Беседа принадлежности – история их происхождения»   7а, 7б классы 1 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 6 ч 4 ч 3. Тематический блок «Моя малая Родина».         Цель: Воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой Родине.        Задачи: ­   Воспитание   у   кадет   патриотизма,   бережного   отношения   к   историко­ культурному наследию родного края; Приобщение   кадет   к   краеведческой   и   поисково­исследовательской деятельности. сентябрь Экскурсия   «Памятники Томска» 7а, 7б классы 1 ч 7 ч октябрь Экскурсия   «По   реке времени» 7а, 7б классы 1 ч 3,5 ч ноябрь Беседа начинается с Чекиста»   «Северск 7а, 7б классы 1 ч 5 ч декабрь Беседа   «Из создания города Томска»   истории 7а, 7б классы 1 ч 6 ч декабрь Празднование   Нового   года в России. 7а, 7б классы 1 ч 7 ч Практическое   занятие   по изготовлению   снежных фигур. февраль Беседа   Отечества». «Защитники 7а, 7б классы 0,5 ч 2 ч Практическое   занятие   по оформлению   стенгазет, 24 посвященных защитника Отечества.   Дню март Выставка   «Мой   любимый город Северск» 7 – 11 классы В течение года Экскурсии на предприятия и в музей ОАО «СХК» 4. Тематический блок «Связь поколений» 7 – 11 классы           Цель: Осознание кадетами ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.          Задачи: ­ Воспитание гордости за свою Родину; ­   Сохранение   исторической   памяти   поколений   в   памяти   подрастающего поколения; ­ Воспитание чувства уважения и любви к старшему поколению; ­ Развитие духовных и личностных качеств личности кадет. ноябрь ноябрь ноябрь декабрь январь февраль февраль февраль Урок мужества «Брестская крепость». Беседа   «Государственная символика России» «Неизвестная война».   посвященная Экскурсия, 100­летию Первой мировой войны. Беседа «Битва за Москву» Беседа   «Город   –   герой   – Ленинград». Беседа «Афганская война». Митинг, посвященный памяти воинам – афганцам. Беседа   «Сталинградская битва». Просмотр «Сталинград». Беседа «Страницы Великой Победы» фильма     7а, 7б классы 1 ч 3,5 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 3 ч 7 – 11 классы 7а, 7б классы 0,5 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 3 ч 3 ч 2 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 3 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 2 ч 25 «Полководцы   Беседа Победы» Беседа «Хатынь» 7а, 7б классы 0,5 ч 7а, 7б классы 0,5 ч   Областной этап Всероссийского   конкурса исследовательских   работ «Отечество». Актив музея 3 ч 2 ч 3 ч 3 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 3 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 2 ч 3 ч   «Подарок 7 – 11 классы 7а, 7б классы 0,5 ч 7а, 7б классы 0,5 ч 7 – 8 классы 7 – 11 классы Актив музея Актив музея Актив музея     в конкурс «Космические Беседа войска» Беседа «Юрий Гагарин» Выставка «Космос глазами детей» Областной проектно­ исследовательских   работ «Исследовательский дебют». Фестиваль   актива   музеев ОУ   ЗАТО   Северск, 70­летию посвященный   Победы     Великой Отечественной войне» Городской   смотр­конкурс музеев,   посвященный   70­ летию   Победы   в   Великой Отечественной войне Областной   смотр­конкурс музеев,   посвященный   70­ летию   Победы   в   Великой Отечественной войне Беседа   «Чернобыльская катастрофа». Митинг памяти участникам ликвидации   аварии   на ЧАЭС. Беседа «Где сибиряки, там Победа!» Беседа «Великая Победа». Акция март март март  апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель май май май май май Май май май 26 ветерану», ветеранов с праздником.   поздравление   Акция ленточка». «Георгиевская 7 – 11 классы 7 – 11 классы 7а, 7б классы 0,5 ч 2 ч Руководитель музея,   актив музея. Экскурсия   в   городской музей   «Боевая   слава северчан». Экскурсия «Победители».   День   открытых   дверей музея кадетского корпуса в честь праздника «Всемирный   день   музеев, посещение   торжественного заседания   в   городском музее. Подведение итогов учебного года, награждение активистов военно­ исторического музея Северского   кадетского корпуса.       План обучающих занятий «Школа музееведения» Тема занятия Содержание Часы  Форма Что такое музей? Обзорная экскурсия. Сплочение коллектива Помощь окружающим людям Коллективная 1 1 1 2 Знакомство с историей музея кадетского корпуса и экспозициями. Игра на знакомство, формирование доверия Выявление способностей к сопереживанию, сочувствию Формирование проведения Беседа, экскурсия. Беседа, игровая деятельность Анкета­тест «Эмпатия» Беседа, № пп 1 2 3 4 деятельность Музейные термины Работа гражданско­ патриотического направления Наука общения. Тренинг­игра «Твори, выдумывай, пробуй!» Поисковая игра. Культура речи Умей говорить и слушать. 5 6 7 8 9 10 11 12 Экскурсия – форма проведения просветительской работы музея. Экскурсоводы. 13 14 Экспонаты. 15 Выставочная работа 27 умения вырабатывать коллективные решения Знакомство с музейной терминологией и виды музейной работы Формы и направления. Разработка мероприятий. игровая деятельность Беседа, игровая деятельность Беседа, работа с литературой, интернет. Практика. Правила общения, Лекция, игра. стиль. Преодоление барьера в общении. Способы ведения поисковой работы. Риторика, развитие речи Выработка умений публичных выступлений. Правила подготовки экскурсий. Практическое овладение навыками проведений экскурсий. Тренинг­игра. Беседа, игровые моменты. Беседа, упражнения, практика. Тренинг. Беседа, творческие задания. Игра, репетиции. Виды экспонатов, Оформление книги Беседа, упражнения. ОФ и НВФ. Планирование, подбор экспонатов Практические упражнения. 2 4 1 2 2 3 1 2 3 2 2 28 16. Оформление стенда музея. 17. 18. Формы работы музея. Анализ работы музея СКК за год. 3 1 Подбор материала, правильность оформления. Формы работы, Практические упражнения. Беседа, выявление интереса анкетирование. у кадет. выступления Всего: 34 часа Программа может корректироваться в соответствии с общешкольным и областным планами воспитательной работы. Условия реализации программы: Для реализации программы «Вехи истории» необходимо применять такие средства обучения как: 1. Наглядные пособия, художественное и музыкальное оформление, литературу, видео­аудио записи, экспонаты; 2. Учить   кадет:   оформительской,   поисково­ исследовательской, фондовой, выставочной и другой творческой работе;   экскурсионной, 3. Разработки занятий, составление сценариев мероприятий по плану военно­исторического музея; При этом кадеты учатся: 1. Заниматься фондовой работой (правильное заполнение книг ОФ и НВФ); 2. Написанию исследовательской работы по результатам поисковой деятельности; 3. Правильно организовывать выставки, экспозиции; 4. Собирать   материал   и   по   нему   проводить   экскурсии,   составлять беседы; 5. Работать в коллективе; 6. Самореализовываться в процессе участия в мероприятиях; 7. Планировать,   проводить   и   анализировать   свою   работу   и   работу музея кадетского корпуса. 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980. 2.   Голышева   Л.Б.   Музейная   педагогика.   Преподавание   истории   в школе № 2, 2003 г. 3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002. 4. Методика историко ­ краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982. 5.   Методическое   пособие   о   военно­историческом   музее.   Северск. 2012. С.109. 5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974. 6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы. Преподавание истории в школе № 2, 2003 г. 7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987. 8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002. 9. Школьный музей. Учебное пособие. М, 1995. С. 150. 30 Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа­интернат «Северский кадетский корпус» Календарно ­ тематическое планирование военно­патриотического объединения «Вехи истории» на 2017 – 2018 учебный год 31 Руководитель: Скуратов Д.В.,  руководитель военно­ исторического музея,  Северск ­ 2017 Календарно­тематический план программы «Вехи истории» Раздел «Музейное дело» подраздел: «Актив музея» Дата по факту Тема Содержание материала Кол­во часов Организация  работы  школьного  музея. Планировани е  деятельности . 10 Цели,   задачи   музейного   дела. Формы   участия   в   туристско­ краеведческой   деятельности школьного музея. Формы   организации,   ролевые функции,   права   и   обязанности актива школьного музея.  № Дата по 1. плану 01.09 04.09 04.09 05.09 05.09 06.09 06.09 07.09 07.09 08.09 32 Комплектова ние и учет  фондов  школьного  музея.  Работа с  архивами. Учет и  описание музейных предметов. Экспозиции  школьного  музея, их  виды.  Экспозицион ная работа,  ее  особенности. 2. 3. 4. 11.09 11.09 12.09 12.09 13.09. 13.09.  14.09 14.09 15.09 18.09 18.09 19.09 19.09 20.09 20.09 21.09 21.09 22.09 25.09 25.09 26.09 26.09 27.09 27.09 28.09 28.09 29.09 2.10 2.10 3.10 3.10 4.10 4.10 5.10 5.10 6.10 9.10 9.10 10.10 10.10 11.10 11.10 18 9 18   Структура   и   состав   собрания школьного   музея:   основной   и научно­вспомогательные   фонды, музейные   коллекции.   Основные принципы формирования фондов и  коллекций. Организация  учёта фондов   школьного   музея. сохранности Обеспечение музейных предметов: температурно­влажностный   и световой   режимы   хранения. Реставрация музейных предметов и   их   передача   в   фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что   нельзя   хранить   в   школьном музее.     Задачи   учета   и   научного описания   музейных   предметов. Система учета музейных фондов: главная   инвентарная   книга, инвентарные и коллекционные   описи,   паспорта музейных и вспомогательные картотеки. предметов книги               музея. экспозиции   Виды тематическая, Концепция школьного экспозиций:   систематическая,   ансамблевая монографическая, экспозиция. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Назначение текстов в экспозиции. Виды   озаглавливающих   и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. 12.10 12.10 13.10 5. 16.10  ­30.11. 6. 1.12  ­28.12 33 Экскурсионн ая работа в  школьном  музее.  Разработка  экскурсий.  Подготовка  экскурсовод ов. Практика проведения  экскурсий каждым  активистом. Родной край  в устройстве  государства  Российского. 48 36           как   научной экскурсии   форма Экскурсия   популяризации историко­ культурного   и   природного наследия музейными средствами. Виды   экскурсий:   обзорная, тематическая,   учебная.   Приёмы подготовки с использованием   опубликованных источников, и популярной литературы, материалов   музейного   собрания. Мастерство   экскурсовода:   речь, внешний вид, свободное владение материалом,   этика.   Практикум по разработке текстов экскурсий по   выбранной   теме.   Репетиции экскурсий. Истории заселения родного края. Основные   вехи   истории   и культуры   края. Особенное   и   уникальное   в истории   края.   Население   края ­главное богатство. Материальные   и   духовные объекты культурного наследия. родного     его 34 7. 11.01  ­31.01 «Город  Северск...» 8. 01.02.­ 28.02 Военная  слава  земляков. История основания Северска   Первые упоминания в  официальных источниках.  Основные вехи истории.  Материальные и духовные  объекты культурного наследия.  Архитектурные памятники  города Северска и Томска.  Почётные граждане Северска и  Томска. Военные   традиции   земляков. Жители   родного   края   ­ участники ВОВ и других военных действий. 27 39 Герои Советского  Союза ­ наши земляки.   Выпускники   школы   в рядах Вооруженных Сил России.  Военные реликвии семьи. Служба в   армии   ­   почетная   обязанность гражданина   России.   Выявление ветеранов   ВОВ,   выпускников школы   ­   кадровых   военных, выпускников     участников локальных конфликтов и войн. ­   информации   у Сбор родственников   и   знакомых. Оказание   шефской   помощи ветеранам,   живущим   в   районе школы.   Сбор   рассказов,   видео­, фото­   и   аудиоматериалов   о ветеране экспозиции школьного   музея   (в   рамках областной   акции   «Интервью   с ветераном»). Оформление альбома дел   краеведческих отрядов классов.   добрых   для 9. 01.03­ 21.03 35 История  нашей  школы, ее  традиции. 10. 02.04­ 30.04 Моя семья в  истории  малой  родины. 11. 01.05­ 25.05 Исследовате льская  деятельность юного  краеведа. ИТОГО     педагогов Выявление и выпускников   школы   разных   лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов   и   выпускников, выявление   у   них   материалов   по истории   школы.   Переписка   с педагогами   и   выпускниками, живущими за пределами родного края.   Ведение   исторической хроники и летописи школы. Что такое семья, род? Семейные предания,   традиции   и   реликвии. Семейный   архив.   Памятные события   в   истории   семьи. Биографии   членов   семьи,   рода. Составление родословных таблиц.   Описание   семейного архива   и   семейных   реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов   семьи   о   событиях, связанных с историей архивов и реликвий.   Представление   и обсуждение собранных материалов. Сбор информации о родном крае, ветеранах   и   тружениках   тыла Великой   Отечественной   войны, работа над рефератами, участие в интеллектуальных   играх   и конкурсах,   работа   с   архивными документами в исследовательских целях.       27 40 34 306 36 Календарно – тематический план объединения «Вехи истории» Тема Содержание материала Дата  по  факту Введение. 0рганизация работы школьного музея.     Комплектование   и учёт фондов школьного   музея, работа с архивами. Учёт и описание музейных предметов. Цели, задачи музейного дела. Формы участия   в   туристско­краеведческой деятельности   школьного   музея. Формы   организации,   ролевые функции,   права   и   обязанности актива   школьного   музея.   Выборы исполнительных органов школьного музея:   Совета   школьного   музея, председателя   Совета   школьного музея,   формирование   рабочих групп, выборы их руководителей. Структура   и   состав   собрания школьного   музея:   основной   и   фонды, научно­вспомогательные музейные   коллекции.   Основные принципы   формирования   фондов   и коллекций. Обеспечение сохранности   музейных   предметов: температурно­влажностный и световой   режимы   хранения. Реставрация музейных предметов и их   фонды государственных   и   муниципальных музеев   и   архивов.   Что   нельзя хранить в школьном музее. передача в           учёта Организация   фондов школьного   музея.   Задачи   учета   и научного   описания   музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи,   музейных паспорта   Кол­ во  часов 10 18 9 № Дата  1. 2. 3. по  плану 01.09 04.09 04.09 05.09 05.09 06.09 06.09 07.09 07.09 08.090 2.09 11.09 11.09 12.09 12.09 13.09. 13.09.  14.09 14.09 15.09 18.09 18.09 19.09 19.09 20.09 20.09 21.09 21.09 22.09 25.09 25.09 26.09 26.09 27.09 27.09 28.09 Экспозиции школьного   музея, их виды. Экспозиционная работа,   особенности. её 4 28.09 29.09 2.10 2.10 3.10 3.10 4.10 4.10 5.10 5.10 6.10 9.10 9.10 10.10 10.10 11.10 11.10 12.10 12.10 13.10 5. 16.10  ­30.11. Экскурсионная работа в  школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов. 37 предметов   и   вспомогательные картотеки. 18 48             и     озаглавливающих Концепция   экспозиции   школьного   Тематико­экспозиционный музея. план   архитектурно ­художественное решение   Виды   экспозиций: экспозиций.   тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая   экспозиция. Экспозиционное оборудование.   Основные   приёмы музейных экспонирования предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном   использовании. Музейные   выставки:   стационарные, передвижные, фондовые. Назначение   текстов   в   экспозиции. Виды и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы   размещения   текстов   в экспозиции. форма Экскурсия   популяризации историко­ культурного и природного наследия музейными   средствами.   Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы   подготовки   экскурсии   с использованием   опубликованных источников,   научной   и   популярной литературы,   материалов   музейного собрания. Мастерство экскурсовода:   речь,   внешний   вид, свободное   владение   материалом, этика.   Практикум   по   разработке как 6. 1.12  ­28.12 Родной   край   в истории Государства Российского. 38 текстов   экскурсий   по   выбранной теме. Репетиции экскурсий. 36 Истории   заселения   родного   края. Основные вехи истории и культуры родного   края.   Особенное   и уникальное в истории края. Основные   этапы   социального   и экономического развития   города   и   района. поселения, Особенности развития   промышленности, сельского строительства,   хозяйства, транспорта,   коммуникаций, образования. 7. 11.01­ 28.02 Военная земляков.   слава 8. 01.03­ 21.03 История нашего Кадетского корпуса, традиции.   его 39 66 Военные   традиции   земляков. Жители   родного   края   ­   участники ВОВ   и   других   военных   действий. Герои   Советского   Союза   ­   наши земляки.   Выпускники   школы   в рядах   Вооруженных   Сил   России. Военные реликвии семьи. Служба в армии   ­   почетная   обязанность гражданина   России.   Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы ­ кадровых военных, выпускников ­ участников   локальных   конфликтов и   войн.   Сбор   информации   у родственников знакомых. Оказание   шефской   помощи ветеранам,   живущим   в   районе школы.   Сбор   рассказов,   видео­ фото­ и аудиоматериалов о ветеране для   экспозиции   школьного   музея Оформление в уголке военной славы экспозиции   «Герои   рядом». Подготовка   и   проведение   лекций, классных часов. Основная тематика ­ памятные даты и события Великой Отечественной   войны,   вклад земляков в дело Великой Победы.   и   История   Северского   кадетского корпуса. 27 Традиции и достопримечательности. Учителя   и   выпускники   школы,   их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.   Летопись   школы. Школьный   музей   и   архив. Источники   по   истории   школы   в районных,   городских,   областных архивах. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. 40 Запись   воспоминаний   и   рассказов педагогов и выпускников, выявление у   них   материалов   по   истории школы. Переписка   с   педагогами   и выпускниками, за пределами родного края.   живущими     рода.   Представление Ведение   исторической   хроники   и летописи школы. Что   такое   семья,   род?   Семейные предания,   традиции   и   реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи,   Составление родословных   таблиц.   Описание семейного   архива   и   семейных реликвий.   Запись   воспоминаний   и рассказов членов семьи о событиях, связанных   с   историей   архивов   и реликвий.   и обсуждение   собранных   материалов. Поэты малой родины. Сбор   информации   о   родном   крае, ветеранах   и   тружениках   тыла Великой   Отечественной   войны, работа   над   рефератами,   участие   в интеллектуальных и конкурсах,   работа   с   архивными документами   в   исследовательских целях. Создание   электронного   банка информации   школьного   музея   (от истории   малой   родины   к   истории школьных династий).   играх   40 34 9. 02.04­ 30.04 Моя   семья   в истории   малой родины. 10. 01.05­ 25.05  Исследовательская деятельность юного краеведа. Виртуальный музей. ИТОГО 306 41

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"

Дополнительная общеобразовательная программа "Вехи истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018