Государственное общеобразовательное учреждение
«Донецкая СШИ №19»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ДОНБАСС ГОВОРИТ ПО – РУССКИ»
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.
«Донбасс — многонациональный русский край». В настоящее время наша
республика строит справедливое гражданское общество на базе ценностей Русского
мира с учетом специфики многонационального Донбасса. Ведь известный
интернационализм нашего региона — также характерная черта русской культуры,
которая с лёгкостью взаимодействует с другими национальными культурами, принося
взаимное обогащение себе и им. Русский язык издревле являлся и остается языком
межнационального общения, он является его культурным наследием, частью его
истории. Совершенно очевидно, что язык, и русский язык, в частности, – это не
просто передача информации, это уникальный культурный, цивилизационный феномен,
который объединяет и консолидирует народы Русского Мира. Величайшее богатство
народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа.
КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ: ВАСИЛЬЕВА. В. М.
Классный час: «Донбасс говорит по русски»
Тип занятия: Устный журнал
Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная, познавательная,
информационно – накопительная.
Методы: работа с текстом, рассказ и объяснение воспитателя, пословицы, вопросы.
Цель: сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донецкого региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру;
расширить кругозор учеников про родной Донбасс, развить интерес к познанию своего края, его просторам, развить чувства патриотизма;
развивать память, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, пополнять словарный запас;
воспитывать приобщение к духовным ценностям, чувство патриотизма и гражданственности.
Ход занятия
Организационный момент
(ответы на вопросы)
-Связаны исторически Донбасс и Россия?
-Является ли Донбасс составной частью Русского Мира?
II. Вступительная беседа:
Тема
нашего урока «Донбасс говорит по-русски»
Историческая разминка
«Опрос»
• Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет
злых духов).
• Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).
• Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев
– болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они
изобрели славянскую письменность).
• Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).
• Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).
• Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича,
Добрыню Никитича).
• Кому из князей принадлежит фраза « Пришедший к нам с мечом от меча и
погибнет» ? Александру Невскому
Воспитатель:
Донецкий край имеет многовековую историю. В освоении Донецкого края принимали
участие преимущественно русские исследователи и ученые, такие как В.В. Докучаев
и Д.И. Менделеев, П.Н. Горлов и Ф.Е. Енакиев. Их имена теперь носят многие
улицы и даже населенные пункты Донбасса. Русская культура являлась
основополагающей в формировании культурной общности народов Донбасса.
Неслучайно уроженец греческого поселка в Мариуполе – Архип Иванович Куинджи
стал выдающимся русским художником с мировым именем. И как закономерный факт —
именно русский язык является языком межнационального общения в Донбассе. В ХХ
веке Донецкий край достойно пережил все исторические события, которые выпали на
долю России в этом сложном и трагическом столетии. Этим фактом подчеркивается
неразрывная связь истории Донбасса с историческими судьбами России. В 2014 году
мы сделали свой выбор и отстояли свое право на независимость, и сейчас, спустя
4 года, мы по-прежнему не только уверены в своем выборе, но и не намерены
сворачивать со своего пути. Процесс государственного строительства Донецкой
Народной Республики и дальше будет проходить в исторических границах Русского
Мира, который не ограничивается лишь ЛНР и ДНР. Только вместе мы сможем
возродить свои регионы, позволить реализоваться правам своим граждан и
вернуться на путь единения с Российской Федерацией.
(чтение
стихотворение; сопряжённая речь)
Донбасс говорит по-русски
Сейчас
в Донбассе не спокойно-
Войной нагрянула беда.
И наши западные братья
На танках въехали сюда.
Причин, как выяснилось, много
За что хотят нас истребить.
Одна из них- что бы по-русски
Не смели люди говорить.
Они загнали нас в подвалы,
Бомбили школы и дома.
Но мы не стали на колени,
Да и не станем- никогда.
Никто нас силой не заставит
Кричать:" украинцам-хвала!"
Ведь мы с рожденья произносим
По - русски милые слова.
Мы в школы русские ходили,
Учили: к двум прибавить два.
На всех уроках говорили
Мы только русские слова.
Воспитатель: Для Донбасса родной язык, безусловно, русский. Некоторые деревни Донбасса и по сей день «розмовляють» на суржике (смеси украинского и русского), в то время как городские жители тяготеют к чистому русскому языку. По мнению заведующей кафедрой славянской филологии и прикладной лингвистики в Донецком национальном университете Ирины Кудрейко, ситуация в Донбассе складывалась таким образом, что русский язык в течение многих лет заселения нашего края был и остаётся главным средством общения.
Народная мудрость гласит:
«У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура.»
Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)
С Россией нас объединяет русский язык, общая история и культура.
Собери пословицы (детям выдаются карточки следующего содержания):
Велик и могуч русский язык.
Русский язык – сила слабого.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Единство народа все беды отводит.
Если дружба велика, будет Родина сильна.
Друзья познаются в беде.
Дискуссия (дети собирают пословицы и обсуждают смысл пословиц)
История русской матрёшки, гжель,балалайки .
Воспитатель: Матрешке чуть больше 100 лет. Первую матрёшку сделали в Москве. Игрушка полюбилась и детям, и взрослым. Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской куклой.
В Древней Руси не использовали слово «посуда» — оно появилось только в XVII веке. До этого все предметы, в которых подавали еду, называли «судно» или «суденко»
На рисунке представлена тарелка с хохломской росписью, которая отличается особой притягательностью. На ней характерные красно-золотые затейливые завитки и чудесные природные мотивы.
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он и возник.
Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно говорится в энциклопедии. История балалайки продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Воспитатель: Нельзя не согласиться, что мостиком, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, является память. На мой взгляд, память и святое отношение к ней - основное, что есть у культуры. И пока мы сохраняем и передаем это богатство, русская культура будет связывать еще не одно поколение людей.
Задание: (Дети рисуют рисунок на выбор: матрёшка, балалайка, расписная посуда)
Рефлексия
Вопросы к классу:
- Является ли история Донбасса – составной частью Русского Мира?
- Почему мы говорим по - русски? (ответы детей)
Воспитатель: Донбасс ощущал себя частью русской цивилизации. Мы родились вместе, мы росли вместе, строили, отдыхали. Но, даже разъединившись, мы остались одним народом и продолжаем чувствовать друг друга и в горе и радости. И сегодня мы отстаиваем своё право говорить на русском языке. Мы рады, что на этом пути чувствуем поддержку России.
-Как вы понимаете знаменитую широту русской души?
(на доске рисунок дерево «Берёза», дети пишут слова «знаменитой русской души» и прикрепляют на дерево)
слова: «доброта, гостеприимство, чуткость, отзывчивость, сострадание, милосердие ».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.