Устный журнал «Донбасс говорит по- русски»
Оценка 4.8

Устный журнал «Донбасс говорит по- русски»

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
16.12.2021
Устный журнал «Донбасс говорит по- русски»
«Донбасс — многонациональный русский край». В настоящее время наша республика строит справедливое гражданское общество на базе ценностей Русского мира с учетом специфики многонационального Донбасса. Ведь известный интернационализм нашего региона — также характерная черта русской культуры, которая с лёгкостью взаимодействует с другими национальными культурами, принося взаимное обогащение себе и им. Русский язык издревле являлся и остается языком межнационального общения, он является его культурным наследием, частью его истории. Совершенно очевидно, что язык, и русский язык, в частности, – это не просто передача информации, это уникальный культурный, цивилизационный феномен, который объединяет и консолидирует народы Русского Мира. Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа.
9кл Дон гов по русс.docx

 

                   Государственное общеобразовательное учреждение

                                   «Донецкая СШИ №19»

          

 

                        

 

                                                   

 

                                     КЛАССНЫЙ ЧАС

                             «ДОНБАСС ГОВОРИТ ПО – РУССКИ»

                                                                                            

                              Русских слов глубокое теченье
                                Дарит силу песенной строке.
                                Ах, какое это наслажденье — 
                                Говорить на русском языке!
                           Колосится рожь в широком поле,
                                 Облака купаются в реке.
                            Мы с тобой о радости и боли 
                              Говорим на русском языке.


«Донбасс — многонациональный русский край». В настоящее время наша республика строит справедливое гражданское общество на базе ценностей Русского мира с учетом специфики многонационального Донбасса.  Ведь известный интернационализм нашего региона — также характерная черта русской культуры, которая с лёгкостью взаимодействует с другими национальными культурами, принося взаимное обогащение себе и им. Русский язык издревле являлся и остается языком межнационального общения, он является его культурным наследием, частью его истории. Совершенно очевидно, что язык, и русский язык, в частности, – это не просто передача информации, это уникальный культурный, цивилизационный феномен, который объединяет и консолидирует народы Русского Мира. Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа.

 

 

 

 

 

                                                                                                             КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ:  ВАСИЛЬЕВА. В. М.

 Классный  час:  «Донбасс говорит по русски»

Тип занятия: Устный журнал

Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации.

Формы деятельности: групповая, индивидуальная, познавательная,

                                          информационно – накопительная.

Методы:  работа с текстом, рассказ и объяснение воспитателя, пословицы, вопросы.     

                 

Цель: сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донецкого региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру;

 расширить кругозор учеников про родной Донбасс, развить интерес к познанию своего   края, его просторам, развить чувства патриотизма;           

 развивать память, логическое мышление, монологическую и диалогическую  речь, пополнять словарный запас;

воспитывать приобщение к духовным ценностям, чувство патриотизма и гражданственности.

           

                                                         

                                                     Ход занятия

Организационный момент

(ответы на вопросы)

      -Связаны исторически Донбасс и Россия?

      -Является ли Донбасс составной частью Русского Мира?                               

 II. Вступительная беседа:

 Тема нашего урока «Донбасс говорит по-русски»

 Историческая разминка «Опрос»
• Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).
• Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).
• Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев – болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).
• Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).
• Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).
• Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).
• Кому из князей принадлежит фраза « Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет» ? Александру Невскому

Воспитатель:  Донецкий край имеет многовековую историю. В освоении Донецкого края принимали участие преимущественно русские исследователи и ученые, такие как В.В. Докучаев и Д.И. Менделеев, П.Н. Горлов и Ф.Е. Енакиев. Их имена теперь носят многие улицы и даже населенные пункты Донбасса. Русская культура являлась основополагающей в формировании культурной общности народов Донбасса. Неслучайно уроженец греческого поселка в Мариуполе – Архип Иванович Куинджи стал выдающимся русским художником с мировым именем. И как закономерный факт — именно русский язык является языком межнационального общения в Донбассе. В ХХ веке Донецкий край достойно пережил все исторические события, которые выпали на долю России в этом сложном и трагическом столетии. Этим фактом подчеркивается неразрывная связь истории Донбасса с историческими судьбами России. В 2014 году мы сделали свой выбор и отстояли свое право на независимость, и сейчас, спустя 4 года, мы по-прежнему не только уверены в своем выборе, но и не намерены сворачивать со своего пути. Процесс государственного строительства Донецкой Народной Республики и дальше будет проходить в исторических границах Русского Мира, который не ограничивается лишь ЛНР и ДНР. Только вместе мы сможем возродить свои регионы, позволить реализоваться правам своим граждан и вернуться на путь единения с Российской Федерацией.
(чтение стихотворение; сопряжённая речь)
Донбасс говорит по-русски

Сейчас в Донбассе не спокойно-
Войной нагрянула беда.
И наши западные братья
На танках въехали сюда.

Причин, как выяснилось, много
За что хотят нас истребить.
Одна из них- что бы по-русски
Не смели люди говорить.

Они загнали нас в подвалы,
Бомбили школы и дома.
Но мы не стали на колени,
Да и не станем- никогда.

Никто нас силой не заставит
Кричать:" украинцам-хвала!"
Ведь мы с рожденья произносим
По - русски милые слова.

Мы в школы русские ходили,
Учили: к двум прибавить два.
На всех уроках говорили
Мы только русские слова.

Воспитатель: Для Донбасса родной язык, безусловно, русский. Некоторые деревни Донбасса и по сей день «розмовляють» на суржике (смеси украинского и русского), в то время как городские жители тяготеют к чистому русскому языку. По мнению заведующей кафедрой славянской филологии и прикладной лингвистики в Донецком национальном университете Ирины Кудрейко, ситуация в Донбассе складывалась таким образом, что русский язык в течение многих лет заселения нашего края был и остаётся главным средством общения.

Народная мудрость гласит:

«У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура.»     

 Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)

 С Россией нас объединяет русский язык, общая история и культура.

Собери пословицы  (детям выдаются карточки следующего содержания):

Велик и могуч русский язык.

Русский язык – сила слабого.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Единство народа все беды отводит.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

Друзья познаются в беде.        

Дискуссия (дети собирают пословицы и обсуждают смысл пословиц)

 

 

История русской матрёшки, гжель,балалайки .

Воспитатель: Матрешке чуть больше 100 лет. Первую матрёшку сделали в Москве. Игрушка полюбилась и детям, и взрослым. Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской куклой.

В Древней Руси не использовали слово «посуда» — оно появилось только в XVII веке. До этого все предметы, в которых подавали еду, называли «судно» или «суденко»

На рисунке представлена тарелка с хохломской росписью, которая отличается особой притягательностью.  На ней характерные красно-золотые затейливые завитки и чудесные природные мотивы.

 

 Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он и возник.

 

 Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно говорится в энциклопедии. История балалайки продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

 

Воспитатель: Нельзя не согласиться, что мостиком, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, является память. На мой взгляд, память и святое отношение к ней - основное, что есть у культуры.  И пока мы сохраняем и передаем это богатство, русская культура будет связывать еще не одно поколение людей.

 

Задание: (Дети рисуют рисунок на выбор: матрёшка, балалайка, расписная посуда)

https://1.bp.blogspot.com/-DWmUoRnimms/Wa4EEN7yhgI/AAAAAAADY6A/YkJ1uipumIsJZk1JXXePjOESK46Xf2fcQCLcBGAs/s1600/dengi1.jpghttps://filed6-28.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Frelax.com.ua%2Fwp-content%2Fmedia%2Fkiew%2F2014%2F01%2Fbalalaika.jpg&mw=&mh=&sig=221fd2b10f9a4b3e5bf826c5206c1e24https://cf.ppt-online.org/files/slide/q/Qm5C7DEBnU6wHgyGfItT3hPpvoOjA9YRlcdsua/slide-6.jpghttps://i2.wp.com/ethnoboho.ru/wp-content/uploads/2016/05/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Вопросы к классу:
- Является ли история Донбасса – составной частью Русского Мира?
- Почему мы говорим по - русски? (ответы детей)

 

Воспитатель: Донбасс ощущал себя частью русской цивилизации. Мы родились вместе, мы росли вместе, строили, отдыхали. Но,  даже разъединившись, мы остались одним народом и продолжаем чувствовать друг друга и в горе и радости. И сегодня мы отстаиваем своё право говорить на  русском языке.  Мы рады, что на этом пути чувствуем поддержку  России.

        -Как вы понимаете знаменитую широту русской души?

      (на доске рисунок дерево «Берёза», дети пишут слова «знаменитой русской души» и прикрепляют на дерево)

слова: «доброта, гостеприимство, чуткость, отзывчивость, сострадание, милосердие ».


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая

Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ: ВАСИЛЬЕВА

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ: ВАСИЛЬЕВА

Процесс государственного строительства

Процесс государственного строительства

История русской матрёшки, гжель,балалайки

История русской матрёшки, гжель,балалайки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021