ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебный предмет: Физика
Класс: 10
Тема урока: «Закон Ома. Расчет сопротивления проводника»
Тип урока: Урок систематизации знаний и умений.
Цели урока:
Образовательные - повторение и обобщение знаний о законе Ома для участка цепи, закрепление навыков решения задач;
Воспитательные - воспитание аккуратности, развитие внимания обучающихся, самостоятельности;
Развивающие - развитие умения коллективной работы в сочетание с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, самоконтроль, взаимоконтроль.
Этап урока
|
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап |
3 минуты |
Определяет готовность обучающихся к работе, задает эмоциональный настрой |
Проверяют рабочее место, настраиваются на работу
|
Проверка домашнего задания и коррекция опорных знаний учащихся |
10 минут |
Организует проверку домашнего задания. |
Выполняют задания физического диктанта, пишут ответы на листочках с заранее указанным заданием |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
20 мин |
Подводит к формулировке темы и цели урока. Проводит фронтальный опрос обучающихся по теме. |
Выполняют задание «Найди ошибку» Формулируют и записывают тему урока
|
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) |
15 минут
|
Организует парную и индивидуальную работу обучающихся. Наблюдает, в случае необходимости консультирует |
Совещаются и письменно оформляют решение задач Самоконтроль. Взаимоконтроль |
15 минут |
|||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
|
20 минут |
Организует парную и индивидуальную работу учащихся. Наблюдает, в случае необходимости консультирует |
Совещаются и письменно оформляют решение задач, выполняют практическое задание в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
2 минуты |
Объясняет домашнее задание |
Записывают и анализируют домашнее задание |
Рефлексия Подведение итогов урока |
5 минут |
Подводит итог всей работы |
В конце урока каждый оценивают свою работу |
Ход учебного занятия.
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний.
Обучающиеся пишут только ответы на листочках с заранее указанным заданием:
№ задания |
Физическая величина |
Обозначение в физике (буква) |
Единица измерения в СИ |
Формула для вычисления |
1 |
Длина проводника |
|
|
|
2 |
Сопротивление |
|
|
|
3 |
Электрический заряд |
|
|
|
4 |
Сила тока |
|
|
|
5 |
Поперечное сечение проводника |
|
|
|
6 |
Напряжение |
|
|
|
7 |
Удельное сопротивление |
|
|
|
ТЕСТ (уровень А)
1.Сопротивление зависит от …
А) материала проводника, площади поперечного сечения, количества электронов в проводнике.
Б) длины, материала проводника, площади поперечного сечения.
В) расположения проводника, напряжения, материала.
2.Соотношение между какими величинами вырожается з. Ома?
А) э.д.с., ток и напряжение.
Б) ток, сопротивление, напряжение
В) работа, ток и сопротивление.
3.Что является диэлектриком…
А) слюда.
Б) сплав стали.
В) вода.
4.Что не является источником эл.энергии?
А) генератор.
Б) рубильник.
В) аккумулятор.
5.Закон Ома для полной цепи:
A. I= U/R В. U=A/q
Б. U=U*I Г. I= E/ (R+r)
6.С увеличением напряжения ток в цепи…
А) уменьшится.
Б) увеличится.
В) останется прежним.
7.Простейшая эл.цепь состоит из…
А) источника эл.энергии, выключателя , потребителя.
Б) потребителя, соединительных проводов , измерительных приборов.
В) источника эл.энергии, соединительных проводов, потребителя.
8.Что называется параллельным соединением сопротивлений?
А) соединение, при котором конец первого сопротивления соединен с началом второго и т.д.
Б) начала всех сопротивлений соединены в одну точку, а концы в другую.
В) комбинирование всех видов соединений.
9.Сопротивление это…
А) совокупность соединенных между собой источников эл.энергии.
Б) способность проводника препятствовать прохождению эл.тока.
В) способность металлов менять свое направление с изменением температуры.
10. Участок цепи это…?
A. часть цепи между двумя узлами;
Б. замкнутая часть цепи;
В. часть цепи между двумя точками;
ТЕСТ (уровень Б)
1. Сопротивление последовательной цепи:
A.
Б.
В.
2. Сколько в схеме узлов и ветвей?
A. узлов 4, ветвей 4;
Б. узлов 2, ветвей 4;
В. узлов 4, ветвей 5;
Г. узлов 3, ветвей 4;
3.Закон Ома I выражается формулой
A. U = R/I В. R=I/U
Б. U = I/R Г. I= E/ (R+r)
4. Выразите в амперах 7 мА
А) 0,007 А; Б) 7000А; В) 0,07 А;
5 Сколько мегавольт в 12 000 В?
А) 12 МВ; Б) 0,12 МВ; В) 0,012 МВ; Г)1,2 МВ;
6. Сколько Ом в 0,4 кОм?
А) 4 000 Ом; Б) 400 Ом; В) 40 Ом;
7.Определите цену деления и показания амперметра?
После выполнения задания, обучающиеся обмениваются листочками и проверяют друг у друга (для быстрой проверки преподаватель предлагает слайд «Ответы») . Оценивают диктант по следующим результатам (каждый верный ответ -1 балл):
Меньше 12 ответов – оценка «2»
От 12-16 верных ответов – оценка «3»
От 17-21 верных ответов – оценка «4»
От 21-26 верных ответов – оценка «5»
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Найдите ошибку в схеме
4) Первичное закрепление
· в знакомой ситуации (типовые) (уровень А)
· в изменённой ситуации (конструктивные) решение задач из сборника (уровень Б)
Работа в парах – решить задачу определив конечный результат
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Соберите схему и, сняв показания приборов, рассчитайте сопротивление лампочки.
I |
U |
R |
|
|
|
Решим аналитическую задачу: Как изменится сила тока в цепи, если напряжение не менять, а длину спирали резистора увеличить в 3 раза?
Решение задач на законы Ома.
1.Определите силу тока в медном проводнике сечением 0,2 мм2, если длина проводника 96 м, а напряжение на его концах равно 7,3 В.
2.По вольфрамовой проволоке длиной 3 м протекает электрический ток силой 0,04 А. Проволока находится под напряжением 5 В. Определите величину площади поперечного сечения проволоки.
3. Источник постоянного тока с ЭДС E = 24 В и внутренним сопротивлением г = 4 Ом замкнут на внешнее сопротивление R = 15,5 Ом. Определить силу тока в цепи.
4. Показание вольтметра, присоединенного к горящей электрической лампе накаливания, равно 140 В, а амперметра, измеряющего силу тока в лампе 0,9 А. Чему равно сопротивление лампы?
5. По графикам зависимости силы тока от напряжения определите сопротивление каждого проводника.
6. Рассчитайте напряжение на концах линии электропередачи длиной 0,5 км при силе тока в ней 15А, если провода, изготовлены из алюминия, имеют площадь поперечного сечения 14 мм2.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
На демонстрационном столе стоят приборы: 1) электрометр; 4) манометр; 2) вольтметр; 5) источник тока; 3) амперметр; 6) реостат.
Вопросы.
Какой прибор….
измеряет силу тока в цепи?
определяет значение электрического заряда?
изменяет силу тока в цепи?
служит источником тока?
не применяется в электротехнике?
служит для измерения напряжения в цепи?
Прочитать § 59, часть 2 «Физика» 10 класс, Л.Э. Генденштейн,
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.