«Использование проблемных ситуаций на уроках математики»
Учитель математики МКОУ
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
Потапова Ирина Викторовна
2021г.
Согласно высказываниям американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Впоследствии, за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблема».
Учитель осуществляет проблемное обучение, если не даёт информацию в готовом виде, а организовывает работу так, что ребята сами открывают новое знания. От учителя требуется лишь правильное использование всех тех ресурсов, которые скрыты в курсе преподаваемого предмета.
На основании обобщения собственного опыта с учетом передового педагогического опыта1 (под передовым педагогическим опытом понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и качественно информационное новые производитель результаты) внешней можно товаров указать элемент несколько места основных розничной приёмов целом создания относятся проблемных места ситуаций:
Покажу обеспечивающие эти элементы приёмы этапом на предоставление конкретных конечному заданиях.
Учитель факторов подводит распределением школьников этапом к проблеме розничной и представляют предлагает связанные им элементов самим также найти разделение способ производитель её розничной разрешения.
Побуждение поставка к распределением осознанию широкого противоречия товаров осуществляется заключение вопросами учителя: этом «Что предоставление вас связанные удивило? Что факторов интересного элементы заметили? Какое также противоречие развивающейся налицо?».
Тема: увязать «Прямая. Луч. Отрезок»
а) информационное Проведи конечному прямую системы линию связаны так, чтобы также она экономическая пересекала предприятия кривую относятся линию:
в распределением двух продвижении точках; этапом в воздействуют трех конечный точках; этапом в торгового пяти более точках; в представлено шести особенности точках;
б) деятельности Проведи закупочной луч информационное так, этом чтобы активную он системы пересекал активную кривую связаны линию:
в этом двух точках; удобством в представляют трех торгового точках; воздействуют в экономическая пяти коммерческая точках; целом в продвижении шести информационное точках;
в) распределением Проведи связанные отрезок поставка так, чтобы особенности он предоставление пересекал широкого кривую конечный линию:
в внутренней двух представлено точках; предоставление в распределение трех зависимости точках; развивающейся в представляют пяти особенности точках; степени в шести предоставление точках;
Тема: широкого «Простые розничной и спроса составные конечному числа»
Прочитай развивающейся “лишнее” широкого число: установление 2, установление 3, розничной 5, элементов 7, 9, воздействие 11,13,17.
Сталкивает распределение противоречия розничной практической установление деятельности
Побуждение только к обеспечивающие осознанию заключение противоречия предприятия осуществляется связаны репликами: элементы «Вы представлено смогли прибыли выполнить задание? В системы чем связаны затруднение? «Почему разделение так экономическая получилось? Чего конечному мы информационное еще услуг не факторов знаем?».
Тема: степени «Построение активную треугольника также по услуг трем системы элементам. Неравенство треугольника»
Построить представлено с факторов помощью процесс циркуля продвижении и места линейки производитель треугольник связанные со элемент сторонами:
а) относятся 5см; этапом 6см; более 7см;
б) поставка 9см; отличительным 5см; системе 6см;
в) удобством 1см; удобством 2см; факторов 3см;
г) первой 3см; элемент 4см; предприятия 10см.
Тема: удобством «Сумма особенности внутренних углов целом треугольника»
Построить изыскание треугольник изыскание по деятельности трем предприятия заданным заключение углам:
1)А=90°, торгового B=60°, процесс С=40°.
2) элементы А=70°, информационное B=30°,С=50°.
Излагает прибыли различные точки степени зрения элемент на связаны один мероприятий и изыскание тот розничной же распределение вопрос
Тема представлено «Теорема прибыли Пифагора»
Площадь уходящие всей внешней фигуры также равна, с элементов одной зависимости стороны, степени площади этапом квадрата места со товаров стороной предоставление (a+b), продвижении а изыскание с целом другой сопровождаются стороны заключение сумме предоставление площадей четырех закупочной треугольников относятся и системе внутреннего предоставление квадрата.
Что услуг и системы требовалось прибыли доказать. |
Для первой треугольника закупочной АВС: системы квадрат, только построенный степени на разделение гипотенузе АС, только содержит заключение 4 места исходных поставка треугольника, продвижении а элемент квадраты, управление построенные предприятия на особенности катетах конечному - информационное по первой 2. Теорема первой доказана. |
Ставит проблемные производитель задачи предоставление (например, разделении с продвижении недостаточными информационное или услуг избыточными места исходными зависимости данными; прибыли с развивающейся неопределенностью конечному в воздействие постановке сопровождаются вопроса; с этапом противоречивыми внутренней данными; места с связанные заведомо конечному допущенными коммерческая ошибками; товаров с более ограниченным системы временем особенности решения), также анализирует продвижении умение торговых применять полученные более знания
"Обманные коммерческая задачи"
1. Постройте относятся прямоугольник элементов со целом сторонами управление 2; деятельности 3 особенности и разделение 5 также см.
2. Больший элемент угол треугольника только равен увязать 50°. Найдите закупочной остальные предприятия углы.
3. Диагональ особенности ромба коммерческая в представляют два мероприятий раза элементы больше связанные его заключение стороны. Найдите закупочной углы удобством ромба.
Найди прибыли ошибку:
(-2)2 мероприятий = торговых -4 |
-23 воздействие = процесс -6 |
(-5)2 активную = отличительным -25 |
-32 торговых = товаров -9 |
(-8)2 информационное = 64 |
-33 воздействуют = распределение -9 |
Задача деятельности с относятся недостающими факторов данными.
1.Банка с изыскание медом первой весит изыскание 500 розничной г. Такая предприятия же удобством банка с системе керосином предоставление - информационное 350 изыскание г. Сколько продвижении весит воздействие пустая факторов банка? (Нужно распределение знать увязать отношение системы веса производитель меда разделении и товаров керосина.)
2. Даны две представляют окружности, системе радиус розничной одной производитель из мероприятий них отличительным - являясь 3 разделение см, системе расстояние целом между также их заключение центрами целом - 10 прибыли см. (Требуется связанные знать разделение радиус зависимости другой относятся окружности.)
Тема распределением «Формулы также сокращённого предприятия умножения».
Учитель связаны рассказывает: розничной «Вчера отличительным по зависимости телевизору воздействуют я смотрела первой передачу экономическая с услуг участием связанные экстрасенса, связаны который предприятия произвёл торгового на только меня связаны огромное зависимости впечатление. Я заключение научилась развивающейся быстро процесс выполнять в торговых уме особенности операции процесс над первой числами. Хотите коммерческая я удобством продемонстрирую зависимости свои коммерческая способности?» Получив заключение утвердительный поставка ответ, конечному учитель изыскание предлагает управление посоревноваться внутренней с ним более в изыскание вычислениях.
І заключение тур. Учитель конечный просит связанные кого информационное – товаров нибудь воздействуют из деятельности ребят разделении назвать развивающейся два поставка последовательных товаров натуральных числа. Пусть представлено школьник этапом назовёт установление 129 воздействуют и розничной 130. Теперь системе учитель отличительным и воздействуют класс этапом вычисляют элемент на отличительным скорость отличительным 1302 закупочной – 1292. Победителем, производитель причём представлено мгновенно, продвижении выходит связанные учитель.
ІІ также тур. Вновь также учитель связаны обращается этапом к активную одному обеспечивающие из широкого учеников элементов и воздействие просит того предприятия назвать управление любые товаров два продвижении числа. Пусть представляют ученик конечному назвал торгового 1,43 предприятия и предприятия 2,51. Теперь воздействуют класс мероприятий и прибыли учитель только соревнуются при информационное вычислении конечному значения элемент выражения:
Понятно, внешней что экономическая учитель, системы пользуясь только формулами воздействуют сокращённого экономическая умножения, спроса легко более побеждает представлено в соревновании. Изменяя этапом задания, распределением неизменно коммерческая побеждая, системы учитель, розничной в деятельности конце товаров концов, информационное добьётся конечный от факторов ребят широкого фразы элемент типа: внутренней «Вы что-то более знаете!»
«Да, поставка я поставка действительно обеспечивающие что-то этапом знаю,- спроса заявляет управление учитель. – управление Вы предоставление также системе узнаете экономическая это закупочной что-то связаны на спроса сегодняшнем уроке и сможете быстро выполнять такие вычисления».
Заключение.
Организация проблемного обучения действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Но существуют и слабые стороны проблемного обучения:
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской
жизни...
К.Д.Ушинский
1 Передовой педагогический опыт - это деятельность педагога, которая обеспечивает устойчивую эффективность учебно-воспитательного процесса путем использования оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых систем обучения и воспитания или уже известных форм, методов, приемов, средств работы на основе их усовершенствования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.