Устный журнал «За страницами учебника математики».
Оценка 4.9

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
математика +1
5 кл—8 кл
30.03.2019
Устный журнал    «За страницами учебника математики».
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. У нас сегодня устный математический журнал «За страницами учебника математики». (слайд1) Все знают, что журнал – это источник информации, который содержит статьи по разным направлениям. В нашем журнале вы сможете познакомиться с различными интересными фактами из истории математики.
Устный журнал.doc
МБОУ – ООШ №13 п. Черёмухи Устный журнал «За страницами математики». учебника Учитель математики: Мулява Н.Б. 2018 – 2019 уч. год Учитель: Добрый день, дорогие ребята. У нас сегодня устный математический  журнал «За страницами учебника математики». (слайд1) Все знают, что журнал – это  источник информации, который содержит статьи по разным направлениям. В нашем  журнале вы сможете познакомиться с различными интересными фактами из истории  математики. Каждое сообщение – «страница» журнала будет сопровождаться  интересными задачами, взятыми из старинных учебников математики,  сценками,стихами. Внимательно слушайте рассказы, так как вам придётся ответить на  вопросы и решить предложенные задачи. Будьте внимательны и собраны. Вам помогут  знания, полученные на уроках, плюс смекалка, находчивость и логика. Желаем успеха! Итак,  мы начинаем. Всё в жизни имеет свою историю, имеет её и «царица наук» ­ математика. (слайд2).  Всегда интересно знать о жизни далёких предков. Тогда более понятными становятся  их мысли, суждения, дела. Первый ученик: Первая страница нашего журнала «Пифагор и его жизненные правила» (слайд3) Настоящей наукой математика стала только у древних греков.  И само слово «МАТЕМАТИКА» ­ греческого происхождения. Означает оно  «НАУКА»; «УЧЕНИЕ»; «знания, полученные через размышления». (слайд 3)  Пифагор – дин из величайших математиков Древней Греции.  (слайд 4)  Он считал, что ключ к разгадке мировой гармонии – в математике. Он считал , что  Число – начало всех начал.  Чётные числа олицетворяют некое положительное начало.  3; 12 – «счастливые числа»;  13 ­ «чёртова дюжина»; 4 ­ «число здоровья и гармонии».  Как Иисус, Пифагор родился в пути  (слайд6); ходят легенды, что родился он от  Бога Солнца. Из­за этого Пифагор был известен как сын Бога. По античным  свидетельствам, родившийся мальчик  был сказочно красив, а вскоре проявил свои  незаурядные способности.   У Пифагора была своя школа.   (слайд 7),  где помимо философии изучали религию,  математику, арифметику и геометрию. День пифагорейцу надлежало закончить  стихами: (слайд 8).  1).   Не допускай ленивого сна на усталые очи, прежде чем на три вопроса о деле  дневном не ответишь: 2). «Что я сделал? Что не сделал? И что мне осталось сделать?»  3)   И начинать день со стихов: « Прежде чем встать от сладостных снов,  навеваемых ночью, душой раскинь, какие дела тебе день приготовил».  Жизненные правила Пифагора остаются актуальными и в наше время: (слайд9) 1) Беги от всякой хитрости, любым орудием отсекай от тела болезнь, от души –  невежество, от утробы – роскошество, от семьи – ссору, от всего, что есть –  неумеренность. 2).Не делай никогда того, что не знаешь, но научись всему, что следует знать.  Трудами пифагора мы пользуемся и в наши дни: изучаем и применяем т. Пифагора,  пользуемся шпаргалками из сайта Пифагорова школа. Для подготовки к ОГЭ.  (показать шпаргалки) Стихи про Пифагора 1.Доверчивости я пою хвалу,  Ну и проверка тоже не обуза  В определенном месте, на углу  Встречались катет и гипотенуза.  У катета она была одна,  Гипотенузы он любил, не веря сплетням,  Но в тоже время, на углу соседнем  С другим встречалась катетом она.  И дело все закончилось конфузом  Вот после этого и верь гипотенузам.   2.Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим — И таким простым путем К результату мы придем. 4. Сценка о Пифагоре. Звенит звонок. Перемена. В коридор выходят, выбегают школьники. Две подруги  обсуждают наряды других.  ­ Ну, глянь на эти брюки. Обтянулась, как в колготках.  ­ А эта в каких то­ли шаровары, то­ли «колокола».  ­ А я слышала, что Пифагоровы штаны во все стороны равны.  ­ Как это? Какие такие Пифагоровы?  ­ Да я толком не знаю. Наверно, модельер, типа Зайцева или Юдашкина.  Подходит кто­то третий:  ­ Да вы что, совсем уже закутюрились? Про Пифагора не слышали? Или геометрию в  глаза не видели? ­ А кто такая Геометрия?  ­ Фотомодель?  ­ Да это же наука!  ­ О чем?  ­ Это одна из самых древних наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры.  Подходит еще один  ­ В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие». «Гео» ­ по­ гречески «земля», а «метрео» мерить.  ­ Так что, геометрия ­ это наука мерить землю?  ­ Ну, не только землю. В общем, это наука, занимающаяся изучением геометрических  фигур.  ­ Как интересно!  ­ Апричем здесь штаны?  ­ Да, еще какого­то Пифагора…  ­ Пифагор ­ великий древнегреческий математик и философ. Он жил около 570­500  лет до нашей эры.  ­ Чем же он знаменит?  ­ Многим. Например, всем известная теорема Пифагора.  ­ Что за теорема такая?  ­ Про штаны?  ­ Про Пифагоровы штаны  ­ Мы такую, кажется, не проходили.  ­ Значит будете проходить, вернее, изучать. И вовсе она не про штаны, а про  прямоугольный треугольник.  ­ Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.  ­ Так при чем же эдесь штаны?  ­ Это просто так говорят, вот посмотрите.( Показывается  слайд 9).   . Посмотрите, если построить квадраты на сторонах прямоугольного треугольника, то  получается, что площадь самого большого квадрата равна сумме площадей двух  других  ­ Правда похоже на штаны.  ­ А что еще можете рассказать про Пифагора?  ­ Да вот еще, смотрите. Достает веревку с отметками на ней 30 см, 40 см и 50 см.  ­ Помогите. Возмитесь за отметки.  Растягивают веревку, получается прямоугольный треугольник.  ­ А почему треугольник получается прямоугольный?  ­ Стороны этого треугольника пропорциональны числам 3, 4 и 5, Таким способом  построения прямоугольных треугольников пользовались даже при строительстве  египетских пирамид. Например, пирамиды фараона Снофру в 17 веке до нашей эры  построены с использованием треугольников со сторонами 20,21 и 29, а также 18, 24 и  30 десятков локтей. (Слайд 10) Эти числа и будут пифагоровыми тройками, а треугольники с этими сторонами ­  пифагоровыми треугольниками.  В математике пифагоровой тройкой называется кортеж из трёх натуральных чисел  удовлетворяющих уравнению: а2 + в2 = с2 . При этом числа, образующие пифагорову  тройку, называются пифагоровыми числами.  Звенит звонок.  ­ Пойдем скорей.  ­ Куда?  ­ У нас же сейчас геометрия.  ­ Но мы же хотели свалить с урока.  ­ Ты что, помнишь Нина Борисовна задавала нам подготовить сообщения о Пифагоре  к сегодняшнему уроку? Наверно, как раз о нем на уроке будет разговор?  ­ Действительно, это интересно, пошли, а то опоздаем. Вторая страница журнала  «Из истории обыкновенных дробей»  (слайд 11. 12)      С глубокой древности люди сталкивались с необходимостью делить целое на части. В папирусе Райнда – древнеегипетском математическом тексте переписанном около  1650 г. до н. э. писцом Ахмесом, рассматривались дроби, числители которых равны  единице.Такие дроби как 1/2, 1/3, 1/4 и т.д. называются в современной математике  аликвотными (от латинского слова –  « несколько»). Представлять какую либо дробь  в виде суммы аликвотных дробей не очень просто. Пристрастие египтян к аликвотным дробям становится понятным после решения следующей задачи. (слайд 14) Задача.Разделить 7 хлебов на 8 человек. Как бы вы решили эту задачу? (учащиеся рассуждают) Возможное решение: Можно разделить каждый хлеб на 8 частей и раздать каждому по  1/8.  Решение, предложенное в папирусе Райнда. (слайд 15) В Древней Греции по­разному относились к  дробным числам. Пифагор, со священным трепетом относившийся к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы,  связал основные музыкальные интервалы с дробями. (слайд 16).  Правда Пифагор и  его ученики не пользовались понятием дроби, они позволяли себе говорить лишь об  отношениях целых чисел. (дробь2/3 говорим мы, а они говорили  отношение целого 2к целому 3). (слайд 17) Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что  он “попал в дроби”.  Стихи по теме: «Обыкновенные дроби» (5 класс) 1. Каждый может за версту   Видеть дробную черту.   Над чертой – числитель, знайте,   Под чертою знаменатель.   Дробь такую непременно   Надо звать обыкновенной.  2. Если дроби нам такие две даны,   У которых знаменатели равны,   Будет больше дробь, запомните бесспорно,   Только та, числитель больше у которой.   3. Умножение дробей обыкновенных   Без ошибки можно выполнить мгновенно.   Надо сразу их числители умножить,   Получается числитель в результате,   Знаменатели потом умножить тоже –   И получим новой дроби знаменатель. 4. Как деление дробей обыкновенных   Выполняется, запомнить каждый может:   Надо первую из двух, и непременно,  На обратную второй дроби умножить. Третья страница журнала «Старинные меры длины» (слайд 20) При любой деятельности человек выполняет разные вычисления и измерения.  Но для  этого ему нужны разные меры длины, массы и объема. Первые измерительные приборы древнего Египта были локоть, двойной локоть. (Слайд 21). В 1101 году в Англии за единицу длинны было принято расстояние (слайд 22) от  кончика носа короля Генриха 1 до конца среднего пальца его вытянутой руки. Эта  единица получила название «ЯРД». В 14 веке английский король Эдуард 2 ввел малую единицу длины – «ДЮЙМ», равную длине 3 ячменных зёрен, вытянутых из средней  части колоса и приставленных одно к другому своими концами. ФУТ равнялся  среднему арифметическому «длины ступней 16 человек, вышедших от заутрени в  воскресный день». У разных народов известны свои древние меры длины: (слайд 23)  «БЫЧИЙ РЕВ», то есть расстояние, на котором слышен рев быка; «КОРОВИЙ КРИК»;  «ПЕТУШИНЫЙ КРИК»; «пока закипает КОТЕЛ ВОДЫ» то есть расстояние, на  которое человек уходит за это время; «СТРЕЛА» то есть расстояние дальности  полета стрелы. В Японии мерой длины был «ЛОШАДИНЫЙ БАШМАК» ­путь,  проходимый лошадью, пока не сносится соломенная подошва (японская подкова). Первыми мерами длины на Руси были: (слайд 24)   ВЕРШОК ­ расстояние между  большим и указательным пальцами, САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ, ЛОКОТЬ,  ЛАДОНЬ, ШАГ и так далее. У восточных купцов «локоть» назывался АРШИН. Существовали турецкий аршин,  персидский аршин. Так появилась поговорка ­ «мерить на свой аршин». (слайд 25)    Все эти меры были случайными, часто очень неудобными. Из­за неправильных  измерений часто возникали ссоры, недовольства, волнения. Появилась необходимость  упорядочить существующее многообразие мер. Во многих странах работали над  созданием новых, единых мер. И в 1875году представители почти 20 государств  подписали соглашение о принятии единой метрической системы. Были изготовлены и  выданы государствам – членам метрической конвенции эталоны МЕТРА (длины) и  КИЛОГРАММА (массы). (слайд 26)    В сентябре 1918 года специальным декретом была введена международная  метрическая система. Осуществлялся этот декрет постепенно. Наряду с новой  системой пользовались и старыми мерами, то есть писали старую русскую меру и одновременно указывали ее отношение к метрической, или вместе с новой мерой  обозначали старую. Метрическая система в СССР вступила в силу с 1 января 1927 г. Для объяснения связи новых мер длин со старыми в 1923 году поэтом Маяковским были написаны стихи «Тексты для конфетных оберток», которые были напечатаны на  этикетках конфет – карамель «Новые меры».  (Карамель “Новые меры”) Нынче знает каждый ­ как не знать?! — Заграница стала нас усердно признавать.  Завтра или нынче, поздно или рано  всюду наш товар пойдет по чужедальним странам.  Чтобы нас никто в торговле не обмерил,  Приучаться надо к заграничной мере. Эй, товарищи, пора вам  мерить метром, вешать граммом. Чтобы вы о новых мерах представление имели, предлагаем закупать немедля эти карамели. Клич несись по Эс Эс Эр: ­ Новой мерой  землю мерь! Распростись со старыми,  землю мерь гектарами. Примиритесь вы и с тем, что конец пришел версте. Сам узнаешь очень просто километром мерить версты. Чтоб о новых мерах все понятие имели, — раскупайте эти карамели. Учитель: Память о старинных мерах длин сохранилась в пословицах, поговорках,  в работах поэтов и писателей 18 и 19 веков. А чтобы правильно трактовать текст, вы должны иметь представление о том,  какие мерные единицы  были на Руси и в каком  отношении они находились друг с другом.  Например:  в «Зимней дороге» пишет              Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег.... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... В «Сказке о царе Салтане» Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин,… Четвёртая страница «О первом русском учебнике математики» (Слайд 27) В 1703 году при Петре Первом был опубликован первый русский учебник по  математике под длинным названием: Арифметика(Слайд 28) «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на русский язык  переведённая и воедино собрана и на две книги разделена…Сочинилася сия книга  через труды Леонтия Магницкого» (Слайд 29)  На обложке учебника «Арифметика» изображён храм наук. На троне – царица  Математика, колонны храма – прикладные науки: астрономия, алгебра, физика,  геология, геометрия, тригонометрия, а арифметика – это начальные ступени всего  храма, на них написано: «считаемте: сложение, вычитание, умножение, деление».  Первоначально учебник предназначался для самообразования.  Магницкий указывает, что книгой смогут пользоваться не только учащиеся, но и все  желающие: «И желаем, да будет сей труд  Добре пользовать русский весь люд» (Слайд 30) «Арифметику» можно назвать  энциклопедией математических знаний XVII века. Она была учебником многих  поколений русских людей. Так, М.В.Ломоносов очень высоко ценил эту книгу, знал её  почти наизусть и называл «вратами учёности». Первая часть книги назначалась для тех, кто желает только научиться решать  практические вопросы: «исчислять всякое исчисление в продаже и куплях»  В «Арифметике» много задач «про купцов». По текстам задач можно познакомиться с историей, бытом и традициями русского купечества. Интересен факт: у купцов бытовал обычай: при закладке дома класть деньги в  основание фундамента. Приступая к возведению нового дома, купец созывал со всего  города богатых приятелей. Он первым клал в основание фундамента самую дорогую  золотую монету. Каждый приглашённый на торжество следовал его примеру. Под  зорким взглядом хозяина его знакомым неловко было, да и самолюбие не позволяло  положить монету по­проще. В текстах некоторых задач содержатся старинные денежные единицы. (Слайд 31).  Поэтому полезно знать следующие данные из таблицы.  Алтын = 3 копейки; полтина = 50 копеек; гривенник = 10 копеек. Стих. Если бы я родился музыкантом,  Я бы стремился  Перебороть шумы мира  С помощью стройных звуков.  Если бы я родился архитектором,  Я бы строил людям  Не квартиры, а домашние очаги.  Я одарил бы их  Светом, цветом и тишиной.  Но поскольку я поэт,  Я хотел бы также чётко и ясно  Говорить на языке слов,  Как математика  Говорит на языке чисел. (Задание до пятницы) 1. Выяснить, какие и в каких     произведениях русских писателей использовались старинные меры длины.       2.  Подобрать поговорки и пословицы о старинных мерах длины.       3.   Конкурс поделок и аппликаций. Приложение Конкурс поделок и аппликаций. Математический вечер Награждение победителей

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».

Устный журнал «За страницами учебника математики».

Устный журнал    «За страницами учебника математики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019