Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.
Оценка 5

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
дефектология
2 кл—4 кл
20.11.2018
Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.
Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. При дислексии у детей наблюдаются следующие группы ошибок. 1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков. 2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. 3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др. 4. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. 5. Аграмматизмы при чтении. Это группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др. Классификация дислексий (Р. И. Лалаева) Фонематическую Аграмматическую Семантическую Мнестическую Оптическую Фонематическая дислексия вызывается недоразвитием функций фонематической системы: смыслоразличительной, слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще флексий. Дети часто искажают окончания, суффиксы, префиксы. Например: «мама моет рама», перебежал – «прибежал». Семантическая дислексия (механическое чтение) –это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Оптическая дислексия связана с недоразвитием зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в преобразовании фигур. В процессе овладения чтением у детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении (Т – Г, Д – Л, В – З, Р – Ь, Х – К, Ж – К, У – Ч и др. Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Игры с буквами Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать «наждачные» буквы. Полезно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария. На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы. Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв». Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ – Ц? и т. д.) На развитие памяти и внимания использовать игру «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. В ходе этой игры непосредственно формируется фонематический анализ (т. к. буквы в слове стоят в определённой последовательности). Игра «Волшебный мешочек» - где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память. Можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
Сухотина Т.А.СОШ 40.pptx

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

ЦЕЛЬ: Создание условий для профилактики и устранения дислексии у младших школьников через систему игр и игровых упражнений

ЦЕЛЬ: Создание условий для профилактики и устранения дислексии у младших школьников через систему игр и игровых упражнений

ЦЕЛЬ:
Создание условий для профилактики и устранения дислексии у младших школьников через систему игр и игровых упражнений.
ЗАДАЧИ: 
1) Изучить теоретическую литературу по теме.
2) Подобрать игры для разных этапов формирования навыка чтения.
3) Создать картотеку игр и игровых упражнений.
4) Использовать игры и игровые упражнения на групповых и индивидуальных логопедических занятиях.
5) Познакомить родителей с различными видами игр для профилактики и коррекции дислексии.

А.Р. Лурия «Психофизиология чтения»

А.Р. Лурия «Психофизиология чтения»

А.Р. Лурия «Психофизиология чтения».

Артикулема

Речедвигательный анализатор

Речеслуховой анализатор

Зрительный анализатор

Двигательный анализатор

Графема

Фонема

Кинема

Группы ошибок Пропуски букв, слогов, предлогов

Группы ошибок Пропуски букв, слогов, предлогов

Группы ошибок

 
Пропуски букв, слогов, предлогов.
Замена, перестановка букв.
Искажение звуко-слоговой структуры слова.
Чтение по догадке.
Побуквенное чтение.
Аграмматизмы разного вида.
Нарушение понимания прочитанного.
 

Классификация дислексий Фонематическая связана с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, звонких и глухих, твёрдых и мягких

Классификация дислексий Фонематическая связана с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, звонких и глухих, твёрдых и мягких

Классификация дислексий

Фонематическая связана с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, звонких и глухих, твёрдых и мягких.
Аграмматическая вызывается недоразвитием грамматических обобщений. Дети часто искажают окончания, суффиксы.
Семантическая (механическое чтение) это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.
Оптическая связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.
Мнестическая проявляется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
 

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы дислексии:

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы дислексии:

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы дислексии:

Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
При аграмматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди…

Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди…

«Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

Игры с буквами

Формирование стабильного графического образа буквы

Формирование стабильного графического образа буквы

Формирование стабильного графического образа буквы.








«Перечёркнутые буквы»






Формирование стабильного графического образа буквы (графемы)

Формирование стабильного графического образа буквы (графемы)

Формирование стабильного графического образа буквы (графемы)

Найди и закрась гласные красным цветом

Найди и закрась гласные красным цветом

Найди и закрась гласные красным цветом.


Найди и закрась согласные: одну
половинку — синим, другую — зелёным.

Найди и закрась всегда твёрдые
согласные синим цветом.

Найди и закрась всегда мягкие
согласные зелёным цветом.

Игры, направленные на закрепление графического образа буквы

Игры, направленные на закрепление графического образа буквы

Игры, направленные на закрепление графического образа буквы

Сделай фигуру из семи палочек:

• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О
• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь, У;
• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;
• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;
• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.

Найди правильно написанные буквы»

Найди правильно написанные буквы»

«Найди правильно написанные буквы»

Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква:

Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква:

Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква:

Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные)

Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные)

Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные)

Зеркальное рисование Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля

Зеркальное рисование Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля

Зеркальное рисование

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения обеими руками вместе; - рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии; - так же рисовать круговыми движениями; - рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси; - рисование несложных орнаментов: совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Коррекция несовершенного навыка чтения

Коррекция несовершенного навыка чтения

Коррекция несовершенного навыка чтения.
Упрочение звукобуквенных связей.

Составить слова из слогов, последовательно демонстрируемых поочередно:

2-х сложные: ка,ша,зи,ма,лу,на,по,ле,ру,ка,ле,то,мо,ре,ба,ня,ча,сы,
ва,та,пу,ля,ре,ка,му,ха,лу,жа,ли,па,не,бо,ва,за,ще,ка;
пар,та,кор,ка,бул,ка,зем,ля,циф,ра,поч,та,доч,ка,май,
ка,за,бор,то,пор,са,пог,мя,чик,ви,сок,до,мик,мя,чик;
3-х сложные:
ми,мо,за,мо,ло,ко,ка,се,та,хо,ро,шо,ло,па,та,пи,ро,ги;
се,реб,ро,ко,роб,ка, ба,ран,ка,кар,тош,ка,пы,ле,сос,
те,ле,фон,па,ро,воз,кро,ко,дил,лис,то,пад,кон,фе,та.

Перепутанные слоги:

то,ре,ше (решето), ро,ва,ко (корова), та,за,бо (забота), то,ло,бо (болото),
ри,ла,пе (перила), ны,го,ва (вагоны), за,бе,рё(берёза), ца,си,ли (лисица),
пу, ста, ка (капуста), рел, та, ка (тарелка), вар, мо, са (самовар).

Коррекция на уровне слова» ПИЛИ-ПИЛИ

Коррекция на уровне слова» ПИЛИ-ПИЛИ

«Коррекция на уровне слова»

ПИЛИ-ПИЛИ ЗАМОК-ЗАМОК

ВИНА-ВИНА ХЛОПОК-ХЛОПОК

МУКА-МУКА ПОЛКИ-ПОЛКИ

СЕЛО-СЕЛО НОШУ-НОШУ

Замени подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово

Замени подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово

Замени подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово.

мука чашка горки перец чихать позвал

мука чашка хобот заход больной метель

печка мышка халат повар яблони сказка

печка мышка танец мешок спелый кожура

печка билет варит везёт корона кружок

цапля белка варит сынок малина гренки

венок шубка льды Алёна перила стёкла

Прочитай слова.

Прочитай слова.

Прочитай слова.

Слог + Слог = Словечко Составление слов из слогов:

Слог + Слог = Словечко Составление слов из слогов:

Слог + Слог = Словечко

Составление слов из слогов:

Собери слово» КА + ЛИ + НА =

Собери слово» КА + ЛИ + НА =

«Собери слово»

КА + ЛИ + НА =

ШИ + РИ + НА =

СО + БА + КА =

БЕ + СЕ + ДА =

ГО + ЛО + ВА =

БО + РО + ДА =

ТИ + ШИ + НА =

РЕ + ЗИ + НА =

ДО + РО + ГА =

Собери словечко» Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам ( д, о, м; к, а, ш, а )

Собери словечко» Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам ( д, о, м; к, а, ш, а )

« Собери словечко»

 
Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам
( д, о, м; к, а, ш, а ).
Назвать слитно слово, произнесенное по слогам
( ку – ры, ба – буш – ка ).
Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам ( Де – ти иг – ра – ют во дво – ре ).

Слова-перевертыши: молоко - окмоол игрушка - гришука кукла - лукка мама - аамм каша - аакш коляска – яклоаск

Слова-перевертыши: молоко - окмоол игрушка - гришука кукла - лукка мама - аамм каша - аакш коляска – яклоаск

Слова-перевертыши:


молоко - окмоол игрушка - гришука кукла - лукка мама - аамм каша - аакш коляска – яклоаск

Ребусы

Ребусы

Ребусы

Слова матрешки Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга

Слова матрешки Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга

Слова матрешки

Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга. ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА; АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;
ОМ – КОМ –КОМА –КОШМА – КОШМАР

Прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой

Прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой

Прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой

Буква потерялась

Буква потерялась

Буква потерялась

Словесная лесенка Развитие объёма зрительного поля, способности схватывать целостные образы слов, развитие осмысления и запоминания

Словесная лесенка Развитие объёма зрительного поля, способности схватывать целостные образы слов, развитие осмысления и запоминания

Словесная лесенка

Развитие объёма зрительного поля, способности схватывать целостные образы слов, развитие осмысления и запоминания.
 З Е Р Н О
Г О Р Ш О К
Ж Е Н Щ И Н А
К О Л Д У Н Ь Я
Я Ч М Е Н Н О Е
Ц В Е Т О Ч Н Ы Й
М А Л Е Н Ь К О Г О
Д Ю Й М О В О Ч К А
 

Путаница» Восстанови слова из букв

Путаница» Восстанови слова из букв

«Путаница» Восстанови слова из букв .


ф о т а к – кофта к а м а й – майка


па ш а к - шапка в о б р ь – бровь

аал т ерк - тарелка ко ж а л – ложка

Упражнение «Клетчатая таблица»

Упражнение «Клетчатая таблица»

Упражнение «Клетчатая таблица»

Расширение поля зрения «Пирамида»

Расширение поля зрения «Пирамида»

Расширение поля зрения «Пирамида».

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.


Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки: а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОР в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА г) ГРУММОПД д)ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕЕММАСЕДАТОНОВ е)ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж)ГРОДЕРАСТВЕРАТОНАХЛОРОФОНИМАТАДАРРИСВАТЕНОРРА
з)ЛАЙОНОСАНДЕРА и)МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ к)МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН л)МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ м)АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН н)БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

Упражнения на тренировку распределения внимания

Упражнения на тренировку распределения внимания

Упражнения на тренировку распределения внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
Прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова)

Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова)

Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова).

В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли.
Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:

« Фотограф»

« Фотограф»

« Фотограф»


Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

Устранение дислексии через систему коррекционных игр у младших школьников.

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

Бурина Е. Д. Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» № 3, 1996.
Гаврина Н. В, Кутявкина С. М. «Учимся читать» /рабочая тетрадь/, 1998.
Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/ Издательство «Флинта», 1997. – 124 с.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – С-Петербург, Издательский Дом МиМ, 1997. – 279 с.
Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб изд-во Союз, 2001. - 218 с.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-Петербург, Лениздат, изд-во Союз, 2002. – 222 с.
Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с.
Логопедия /под редакцией Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Мастюковой Е. М. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 527 с.
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – С-Петербург, Дельта, 2000. – 315 с.
Малей Е. А. Развитие слогового анализа и синтеза у детей, имеющих нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» №3, 2002.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018