ЦЕЛЬ:
Создание условий для профилактики и устранения дислексии у младших школьников через систему игр и игровых упражнений.
ЗАДАЧИ:
1) Изучить теоретическую литературу по теме.
2) Подобрать игры для разных этапов формирования навыка чтения.
3) Создать картотеку игр и игровых упражнений.
4) Использовать игры и игровые упражнения на групповых и индивидуальных логопедических занятиях.
5) Познакомить родителей с различными видами игр для профилактики и коррекции дислексии.
Классификация дислексий
Фонематическая связана с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, звонких и глухих, твёрдых и мягких.
Аграмматическая вызывается недоразвитием грамматических обобщений. Дети часто искажают окончания, суффиксы.
Семантическая (механическое чтение) –это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.
Оптическая связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.
Мнестическая проявляется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы дислексии:
Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
При аграмматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.
«Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
Игры с буквами
Игры, направленные на закрепление графического образа буквы
Сделай фигуру из семи палочек:
• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О
• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь, У;
• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;
• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;
• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.
Зеркальное рисование
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения обеими руками вместе;- рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;- так же рисовать круговыми движениями;- рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;- рисование несложных орнаментов: совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному.
При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Коррекция несовершенного навыка чтения.
Упрочение звукобуквенных связей.
Составить слова из слогов, последовательно демонстрируемых поочередно:
2-х сложные: ка,ша,зи,ма,лу,на,по,ле,ру,ка,ле,то,мо,ре,ба,ня,ча,сы,
ва,та,пу,ля,ре,ка,му,ха,лу,жа,ли,па,не,бо,ва,за,ще,ка;
пар,та,кор,ка,бул,ка,зем,ля,циф,ра,поч,та,доч,ка,май,
ка,за,бор,то,пор,са,пог,мя,чик,ви,сок,до,мик,мя,чик;
3-х сложные:
ми,мо,за,мо,ло,ко,ка,се,та,хо,ро,шо,ло,па,та,пи,ро,ги;
се,реб,ро,ко,роб,ка, ба,ран,ка,кар,тош,ка,пы,ле,сос,
те,ле,фон,па,ро,воз,кро,ко,дил,лис,то,пад,кон,фе,та.
Перепутанные слоги:
то,ре,ше (решето), ро,ва,ко (корова), та,за,бо (забота), то,ло,бо (болото),
ри,ла,пе (перила), ны,го,ва (вагоны), за,бе,рё(берёза), ца,си,ли (лисица),
пу, ста, ка (капуста), рел, та, ка (тарелка), вар, мо, са (самовар).
Замени подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово.
мука чашка горки перец чихать позвал
мука чашка хобот заход больной метель
печка мышка халат повар яблони сказка
печка мышка танец мешок спелый кожура
печка билет варит везёт корона кружок
цапля белка варит сынок малина гренки
венок шубка льды Алёна перила стёкла
« Собери словечко»
Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам
( д, о, м; к, а, ш, а ).
Назвать слитно слово, произнесенное по слогам
( ку – ры, ба – буш – ка ).
Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам ( Де – ти иг – ра – ют во дво – ре ).
Словесная лесенка
Развитие объёма зрительного поля, способности схватывать целостные образы слов, развитие осмысления и запоминания.
З Е Р Н О
Г О Р Ш О К
Ж Е Н Щ И Н А
К О Л Д У Н Ь Я
Я Ч М Е Н Н О Е
Ц В Е Т О Ч Н Ы Й
М А Л Е Н Ь К О Г О
Д Ю Й М О В О Ч К А
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСАГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТАб) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОРв) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННАДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРАФИЛЛИТАДЕРРАг) ГРУММОПДд)ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕЕММАСЕДАТОНОВе)ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж)ГРОДЕРАСТВЕРАТОНАХЛОРОФОНИМАТАДАРРИСВАТЕНОРРА
з)ЛАЙОНОСАНДЕРАи)МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕк)МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОНл)МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕм)АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАНн)БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова).
В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли.
Затем игру можно усложнить.Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:
Список использованной литературы:
Бурина Е. Д. Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» № 3, 1996.
Гаврина Н. В, Кутявкина С. М. «Учимся читать» /рабочая тетрадь/, 1998.
Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/ Издательство «Флинта», 1997. – 124 с.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – С-Петербург, Издательский Дом МиМ, 1997. – 279 с.
Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб изд-во Союз, 2001. - 218 с.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-Петербург, Лениздат, изд-во Союз, 2002. – 222 с.
Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с.
Логопедия /под редакцией Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Мастюковой Е. М. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 527 с.
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – С-Петербург, Дельта, 2000. – 315 с.
Малей Е. А. Развитие слогового анализа и синтеза у детей, имеющих нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» №3, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.