. Остановимся более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних клас¬сах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются про¬стой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное це¬лое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностя¬ми его отношения к действительности, с его личностью в целом. .
Усвоение знаний и формирование у подростков познавательного
отношения к окружающему. Остановимся более подробно на
характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах
школы, так как это имеет значение не только для развития мышления
подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их
личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже
имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего
жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не
являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий.
Они составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с
характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с
особенностями его отношения к действительности, с его личностью в целом. .
Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не .сводится к
количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок
знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их
изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы
детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности
личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действи
тельности, к практике и к самим знаниям.
Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвоения знаний
позволяет проследить, как же именно и при каких условиях школьные знания,
как бы прорастая в сознание ученика, изменяют весь строй его мышления и
личности. Схематически этот процесс может быть представлен как путь от
восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в
сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в личное достояние
ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний
завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его
мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую
действительность и отношение к ней.
Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что это
усвоение есть не только процесс образования, но и сложный процесс
воспитания, непосредственно связанный с формированием личности
школьника. Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в
средних классах школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно
оказывает на формирование личности подростка.
В средних классах учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных
учебных предметов, т. е. к усвоению системы научных понятий, системы
причинноследственных зависимостей, составляющих содержание соответст
вующего учебного предмета. Правда, и в конце младшего школьного возраста
в учебную программу уже вводятся такие предметы, как естествознание,
география, история. Но на этой стадии обучения указанные предметы носят
еще очень конкретный, описательный характер. В V—VIII классах эти жепредметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание, но, что самое
главное, в учебную программу 'начинают входить совсем новые учебные
предметы, предъявляющие к усвоению знаний учащимися принципиально
иные требования. К таким предметам относятся физика, химия, алгебра,
геометрия и пр.
Указанные учебные предметы выступают перед учащимися как особая
область теоретических знаний, часто не имеющих непосредственной
наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях,
которые он приобрел в начальных классах школы. Более того, иногда эти
новые знания вступают даже в противоречия и с его чувственным опытом и с
теми представлениями, которые он приобрел до обучения в средних классах.
Например, ребенок должен понять и осмыслить, что при делении дроби на
дробь число увеличивается, а при умножении — уменьшается, хотя в
начальных классах, имея в виду целые числа, он привык думать как раз об
ратное. Причем это обратное представление (а именно то, что при делении
число уменьшается, а при умножении увеличивается) полностью
соответствует и его повседневному практическому опыту.
Следовательно, в отличие от начальных классов, знания, приобретаемые в
средней школе, часто выступают для учащихся как находящиеся в
противоречии с непосредственно воспринимаемой ими действительностью.
Поэтому доведение до сознания школьников связи получаемых ими знаний с
действительностью при обучении основам наук должно стать специальной
задачей. Школьник должен научиться видеть в понятии обобщенную в нем
действительность. За системой школьных знаний он должен увидеть мир во
всем его конкретном многообразии. А это последнее осложняется тем, что
многочисленные понятия и законы, усваиваемые в средних классах школы,
могут быть отнесены к действительности только опосредствованно, через
систему других понятий. Это в свою очередь требует от школьников того,
чтобы они научились в процессе своего мышления следовать .це только от
конкретных предметов (или их представлений) к понятиям и обратно, но и от
одного абстрактного понятия к другому. Иначе говоря, это требует, чтобы
школьникиподростки научились рассуждать в чисто теоретическом плане.
Кроме того, отсутствие прямой связи между житейской практикой школьника
и содержанием тех знаний, которые он усваивает в системе .новых учебных
предметов, не позволяет при обучении в V—VIII классах целиком опираться
на тот непосредственный интерес к явлениям и фактам действительности, к
их причинам и следствиям, который был основой обучения в младших классах
школы. Учащиеся, прекрасно владеющие родным языком, не могут
испытывать непосредственной потребности в том, чтобы узнать, что слово
«стол» относится к именам существительным, а слово «ах» — к междоме
тиям. Школьник и без знания закона Архимеда и правил плавания тел может в
пределах своего ограниченного личного опыта определить, какая вещь будет
плавать, а какая потонет; он может прекрасно пользоваться палкой какрычагом, не зная о том, что такое рычаг и какие физические законы
определяют силу его действия.
В уже цитированном исследовании М. Ф. Морозова было показано, что у
отдельных учащихся к концу младшего школьного возраста появляется
избирательный интерес к отдельным учебным предметам. Ему удалось путем
изучения этих учащихся установить некоторые особенности такого интереса и
условий его возникновения. Предпосылкой возникновения особого интереса к
тому или иному учебному предмету, согласно данным М. Ф. Морозова,
является выделение учеником специфического содержания данного предмета
(отличного от содержания других учебных .предметов) и тех связей, которые
существуют между понятиями и законами внутри самого этого .предмета.
Сравнивая характер познавательных интересов, типичных для младшего
школьного возраста, с теми интересами, которые появляются у отдельных
детей на пороге их перехода в средние классы.
М. Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младшего школьного
возраста еще нет ничего специфического для данного учебного предмета. Во
всех учебных предметах их привлекает одно и то же: овладение конкретными
умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного материала,
преодоление трудностей, удовольствие от интеллектуального напряжения.
Совсем иные черты характеризуют интерес, возникающий у подростков по
отношению к определенному учебному предмету. Учащиеся, обнаруживающие
такой интерес, давая объяснения, что же конкретно их интересует в данном
учебном предмете, указывают именно на то его содержание, которое
характеризует соответствующую область научных знаний со стороны
имеющихся в ней собственных внутренних связей и отношений. Так, напри
мер, учащиеся, интересующиеся арифметикой, говорят, что их привлекает
точность арифметических действий, строгая их последовательность («где от
одного действия зависят остальные»). Они начинают замечать логическую
последовательность рассуждений, «взаимозависимость и закономерность
арифметических действий».
В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться и еще одной
качественно новой особенностью, а именно он часто приобретает личностный
характер. В младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, как
правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации,
чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда
угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения,
удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом возрасте
интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан
непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой
интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на
внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и,
можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник обинтересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него
возникает '.
Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в
среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо
откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техни
кой, начинают посещать различные учебные кружки, читать научно
популярную, техническую литературу, начинают сами производить какието
опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. При
этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении
учебных предметов в средних классах школы и что его отсутствие, как это
будет видно из дальнейшего изложения, приводит к неполноценному
усвоению знаний и к неправильному формированию личности подростка.
2. Развитие моральной стороны личности и формирование
нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.
Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их
взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в
среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, вопло
щенных в духовном облике человека. Нравственнопсихологический идеал у
подростка—это не только знаемая им объективная этическая категория, это
—эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ,
который становится регулятором его собственного поведения и критерием
оценки поведения других людей.
Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет
подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает
вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.
А это в свете данных, полученных в наших исследованиях, в частности и в
только что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является важнейшим
условием формирования моральной устойчивости личности подростка.
Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса показывают,
что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов
является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания
вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает
серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования
взрослых не будут приниматься подростками, 'поскольку они расходятся с
его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него
идеале.
Несмотря на такое большое значение идеалов в развитии личности
школьника, вопросу их активного формирования в педагогике не придается,
как нам кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс
формирования идеалов и в психологии. Тем не менее за последние годы
появилось несколько психологических работ, которые позволяют не толькоуточнить значение идеала, но и понять некоторые возрастные особенности
усвоения идеала и его функции в психическом развитии ребенка.
Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего,
представлены, как правило, в облике конкретного человека. Однако, в
отличие от младших школьников, подростки редко находят воплощение своих
идеалов в окружающих людях (учителя, родители, товарищи), в основном их
привлекают героические образы художественных произведений, герои
Великой Отечественной войны и другие люди, совершившие подвиги,
требующие мужества и самообладания.