УТема: Повесть о Ше¬мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. рок литературы в 8 классе Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».
Оценка 4.9

УТема: Повесть о Ше¬мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. рок литературы в 8 классе Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
УТема: Повесть о Ше¬мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. рок литературы в 8 классе Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».
Тема Повесть о Ше¬мякином суде.docx

17.09.18                                                    Урок № 5                                                       лит.8 кл.

                                  Тема: Повесть о Ше­мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. Цели: показать идейно-художественное  своеобразие повести как сатирического произведения; развивать навыки анализа текста, совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки описания иллюстраций. воспитывать нравственные качества.

Оборудование: иллюстрации,учебник.                                                                         

 Тип урока: урок усвоения новых знаний.

                                                                  Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Контроль посещаемости.Проверка готовности к уроку.

II. . Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

III.Мотивация учебной деятельности: Слово учителя.

Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра  демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась  в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

     В истории русского лит. языка демократическая л - ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи. Одним из произведений демократической л – ры является «Повесть о Шемякином суде».Слово учителя. Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемяки стало нарицательным.

III. Формулир.темы и целеполагание.

IV.Работа по теме урока.

1.Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

2. Беседа по вопросам учебника(стр.39)

3.Работа в парах: сост.план

1-я часть:

1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти

2-я часть

5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

4.Слово учителя.

Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

5.Работа в парах.

-Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .' НЕТ, негативный)
   записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица:

 

 

 

Да (за)

Нет (против)

1. Предприимчивость
2. Активность
3. Напор
4. Смекалка

1. Навязчивость
2. Лживость
3. Трусость
4. Нахальство
5. Наглость

6.-Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

(«Ш. суд» определён как сатирическая повесть,

но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.

«Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.

Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы

7.Работа с иллюстрациями. Пересказать 1 из изображённых на иллюстрациях  эпизодов.

V.Итог урока. Рефлексия:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

VI . Домашнее задание:

 

 

 

УТема: Повесть о Ше¬мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. рок литературы в 8 классе Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

УТема: Повесть о Ше¬мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. рок литературы в 8 классе Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

УТема: Повесть о Ше¬мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. рок литературы в 8 классе Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

УТема: Повесть о Ше¬мякином суде» — бытовая сатирическая повесть XVII в. рок литературы в 8 классе Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020