Цель утренней гимнастики
формирование и совершенствование дви-гательных навыков;
сохранение и укрепление здоровья детей;
изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведе-нии утренней гимнастики в ДОУ.
Утренняя гимнастика является неотъем-лемым режимным моментом в ДОУ, приучает детей к дисциплине, режиму.
Какой она должна быть?
Регулярной. Оздоровительный эффект дости-гается с помощью систематического выпол-нения комплексов упражнений.
Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе, чтобы избежать переутомления ребенка.
Доступной. Упражнения должны быть прос-тыми и знакомыми для детей, чтобы не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.
4. Постепенной. Необходимо разрабаты-вать комплексы по принципу «от простого к сложному». Нагрузка увеличивается и сни-жается тоже постепенно, чтобы привести ор-ганизм в спокойное состояние.
5. Разнообразной. Постепенно вводить но-вые упражнения, чтобы поддерживать инте-рес ребенка.
Формы утренней гимнастики
Используются различные формы проведе-ния утренней гимнастики:
традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений;
обыгрывание какого-нибудь сюжета, напри-мер «В космосе», «Мы купались в речке»;
игровая форма (из 3-4 подвижных игр);
с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
оздоровительный бег (проводится в тече-ние 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
с использованием полосы препятствий (можно применять различные полосы пре-пятствия с включением разнообразных моду-лей);
с использованием тренажеров простого и сложного устройства.
Для проведения утренних гимнастик так же используются нетрадиционные формы (комплексы танцевально-ритмических движений с использованием музыкального сопровождения с вводной, основной и заключительной частью зарядки).
Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, вооб-ражения и творческих способностей ребёнка.
Нетрадиционные формы утренней гимнастики
Игровой стретчинг – это специально подоб-ранные упражнения на растяжку мышц, прово-димые с детьми в игровой форме.
Фитбол-гимнастика – это упражнения на мя-чах.
Степ-aэробикa - ритмичные движения вверх и вниз по cпециaльной cтеп-плaтформе.
Гимнастика с элементами дыхательной, паль-чиковой гимнастики и с упражнениями для про-филактики нарушения осанки.
Основные требования к подбору комплексов
В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки состав-ляет:
2-4 лет – до 6минут;
4-5 лет - 8 минут;
5-6 лет - 10 минут;
6-7 лет - 12 минут.
Также увеличивается количество упражнений в зави-симости от возраста ребенка: от 4-5 упражнений для младшего возраста и 6-8 упражнений для старшего дош-кольного возраста.
Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?
Вводная часть. В этой части решаются следующие задачи: организовать, активизировать внимание де-тей, вызвать интерес, создать бодрое настроение.
Вводная часть подготавливает организм к выпол-нению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен, строевые упраж-нения) и бега с последующей ходьбой.
Это небольшая разминка.
Основная часть. В ней формируются двига-тельные навыки, развиваются физические качества.
Общеразвивающие упражнения выпол-няются с предметами и без предметов, с нестандартным оборудованием (сделанное своими руками: ленты, мешочки, тканевые мячи, пластиковые бутылки и т. д.).
Заключительная часть. На этом этапе необходимо снизить физическую нагрузку, обеспечить спокойное состояние ребенка.
В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здо-ровье сберегающих технологий, способствующие пол-ноценному физическому развитию:
упражнения на восстановление дыхания;
пальчиковые гимнастики;
упражнения для глаз;
упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и другие.
Утренняя гимнастика для детей младшей группе
Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упраж-нений обще-развивающего характера. Обязательно включаются в со-держание их ходьба, подскоки на месте, бег.
Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.
Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном пост-роении для выполнения обще-развивающих упражнений. Применя-ются упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены обще- развивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе.
Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.
Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.