Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оленевская средняя школа» муниципального образования
Черноморский район Республики Крым
«Уважение к родителям и старшим»
Урок нравственности 8 класс
Провела: классный руководитель
Петухова В.А.
Тема. «Уважение к родителям и старшим».
Цель: Развитие ценностного отношения к родителям, к старшим.
Задачи:
1. Формировать убеждения о важности родителей в жизни человека.
2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.
3.Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.
4.Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
5.Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям.
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодняшний наш урок - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
А наш урок я хочу начать с притчи. Прослушав ее, вы сможете назвать тему нашего урока
Сказка-притча ( рассказывает учитель).(Слайд 3)
В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да с маленьким внуком. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.
– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах
пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать,
скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот
с внуком своим поговори. Ему делать нечего.
Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.
Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.
– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.
С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел. Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты
такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из
каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните,
когда я вам за печку еду приносить буду.
Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.
Ребята, о чем шла речь в этой сказке - притче? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению…) Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно.
Давайте сформулируем тему урока.
2. Сообщение темы урока
Посмотрите на тему урока и сформулируйте цели нашего урока (воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим...)
3. Целеполагание
4. Работа по теме
Тема нашего урока «Уважение к родителям и старшим» и все это начинается с семьи.
А что же такое семья? Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Слайд 4 )
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека.
- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом. (Слайд 5)
Давайте, ребята, вернемся к сказке-притче, чему она нас учит.
(Ответы учеников)
- Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?
(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках.)
А сейчас в игре мы узнаем, как хорошо вы знаете своих родителей.
Игра «Лучики»
(на двух ватманах 2 жёлтых круга –
солнышко) Класс делится на 2 группы. Одна группа говорит хорошие качества,
которыми обладают их папы, а вторая группа качества, которыми обладают их
мамы.(Ученик-помощник после каждого названного слова рисует лучик к солнцу. Выигрывает
та команда, у которой будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)
Я думаю, победила любовь близких людей. Молодцы, хорошо знаете своих родителей.
Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)
Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)
Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн. беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?
Примерные ответы детей:
- Родители не дают свободы.
- Родители ругают, достают своими поучениями.
- Родители ненавидят своих детей.
- Родители все время работают, не занимаются с детьми.
- Родители жадничают, не дают денег.
- Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети, ни в чем не виноваты?
Примерные ответы детей:
- Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
- Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
- Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.
-Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять. И посмотрим на себя со стороны.
Инсценировка. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.(Слайд 6)
(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
Мама. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров - и в магазин!
Учитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа: (Слайд 7)
а) «Сейчас закончится уровень, и я схожу»;
б) «Пусть сестра сходит»;
в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;
г) «Завтра схожу».
Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)
Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.
Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
Учитель. Предлагаются такие варианты ответа: (Слайд 8)
а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;
б) «Закончится уровень, и она сядет»;
в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;
г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».
Что можно выбрать?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой уровень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.
Папа. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?
Учитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре: (Слайд 9)
а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;
б) «Захотел - и прогулял!»;
в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;
г) «Как вы меня все достали!»
Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)
Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. (Слайд 10)
Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».
В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа, О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, успокоятся на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них детям. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.
Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
Работа в группах
Каждой группе дается задание: составить памятку о правилах общения в семье и зачитать.
1группа (примерные ответы)
1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже нарисованные, дарите их как можно чаще.
5. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будите ими».
2группа (примерные ответы)
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Настоящий сын/дочь бережет покой своих родителей.
Настоящий сын/дочь заботится о благе своей семьи.
Не вступай в пререкания со взрослыми, не груби.
Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
Не допускай, чтобы мама давала тебе то, что она не дает себе.
Не уходи никуда, не спросив разрешения и совета у старшего.
Уважай труд своих родителей, помогай им.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
- Мудрая заповедь (слайд 11) «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго и счастливо жить».
5. Рефлексия.
Какие чувства остались у вас после урока?
Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Наш разговор на эту тему мы не заканчиваем, но ставим многоточие. А сегодняшний урок я хочу закончить следующими словами:
Родители... Как много в этом слове.
Не стыдно встать пред ними на колени,
У Неба попросить для них здоровья,
А за обиды попросить прощенья.
(Звучит песня Льва Лещенко “Родительский дом”)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.