В. А. Осеева «Хорошее». Рассказ о дружбе и взаимовыручке.
Оценка 4.8

В. А. Осеева «Хорошее». Рассказ о дружбе и взаимовыручке.

Оценка 4.8
docx
09.12.2022
В. А. Осеева «Хорошее». Рассказ о дружбе и взаимовыручке.
literatura_16_03.docx

 

 

 

Технологическая карта

Тема

В. А. Осеева «Хорошее». Рассказ о дружбе и взаимовыручке.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель

Создать условия для знакомства с рассказом В. А. Осеевой «Хорошее».

Задачи

Образовательная: - познакомиться с содержанием рассказа В. А. Осеева «Хорошее»;

Воспитательная: - формировать такие качества, как упорство, целеустремленность;

- расширение познавательного кругозора;

- воспитание интереса к чтению книг.

Развивающая: - совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения, развивать речь и мышление учащихся, их творческое воображение;

 

Планируемые результаты

Предметные:

Будут учится:

- правильно и выразительного читать текст;

- отвечать на вопросы; познакомятся с новым рассказом;

- соотнесут иллюстрации в учебнике с текстом;

- составят вопросы к тексту; выразительно читать (по ролям).



Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные

познавательных –

 • коммуникативных –

Регулятивные:

- учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

- формировать умение извлекать фактическую информацию;

- развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

Коммуникативные:

- учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Основные понятия

Рассказ, диалог

Межпредметные связи

Русский язык, Изо

Образовательные ресурсы

Учебник литературное чтение, 2 класс. Часть 2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Оборудование

Презентация, проектор, акустические колонки, компьютер.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности и организация на урок

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Вероника Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник.

- Здравствуйте!

 

Слушают учителя.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

- Ребята, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор?

- У вас на столе лежат карточки розового цвета, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Работать будете в парах.

- Какие пословицы у вас получились?

 

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

 

 

- Какую еще пословицу вы сложили?

 

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

 

 

- Какая пословица подходит к нашему рассказу «Волшебное слово»?

- Почему?

 

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

 

2. Проверка знания содержания текста «Волшебное слово».

- Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста, который мы читали на прошлом уроке. На карточках белого цвета найдите лишние вопросы, которые не относятся к произведению «Волшебное слово».

Правильно ли поступила Оля, когда съела два пирожных? (+)

Какую силу имеют вежливые слова?

Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

Почему Кате вдруг стало радостно? (+)

Как изменилось отношение родных к мальчику?

Что придумали девочки для того, чтобы общаться через стекло? (+)

Чем помог старик Павлику?

- К каким произведениям относятся эти вопросы?

 

- Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Итог по домашнему заданию.

- Молодцы, вы хорошо справились. У некоторых получилось лучше, у некоторых – чуть хуже. Но я вижу, что вы все старались. В конце урока все получат оценки.

 

 

- «Волшебное слово».

- Осеева.

 

 

 

- За добро добром и платят.

- Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят.

- Добрый человек добру и учит.

- Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему.

- Первая.

- Потому, что в рассказе добрый человек научил.

- Павлика, как поступать хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Анна, не грусти!», «Два пирожных».

- Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

Чем помог старик Павлику? Как изменилось отношение родных к мальчику?

Какую силу имеют вежливые слова?

 

 

III. Постановка учебной задачи

- Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. «Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

-  Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. Сегодня мы познакомимся с её рассказом.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

IV. Построение проекта и выхода из затруднения

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи. (Слайд)

Познакомиться …

 

Учиться правильно …

 

 

Проанализировать …

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»? Что означает слово «хорошо»?

- В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным.

Беседа:

- Давайте вспомним, что мы знаем об авторе?

- В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.

 

 

- с новым произведением В.А.Осеевой.

- и выразительно читать её произведение «Хорошее».

- поступки героя.

 

 

- «Хорошо» - это как?

 

Ответы детей.

V. Реализация построенного проекта

1. Первичное чтение с постановкой проблемного вопроса.

- Итак, сейчас вы прослушаете рассказ и после ответите на вопрос «Почему он так называется?». Закройте учебники и положите на край стола. Слушайте внимательно.

2.Проверка первичного восприятия.

- Понравился рассказ?

- Почему он так называется?

- Чье же предположение оказалось более точным?

- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю…

 

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

3. Повторное чтение текста учащимися по частям с анализом и словарной работой.

- Сейчас мы еще раз прочитаем рассказ. Начинает читать…

(Чтение 1-й части)

- Остановись. Почему мальчик захотел сделать что-то хорошее?

 

- Продолжает читать…

(Чтение 2-й части)

- О чем думал Юра?

- О чем его попросила сестренка?

- Выполнил ли он её просьбу?

- Продолжит читать…

(Чтение 3-й части)

- О чем думал Юра на этот раз?

- О чем попросила его няня?

- Помог ли Юра няне?

- Продолжает читать…

 

 (Чтение 4-й части)

- О чем подумал мальчик?

- С какой просьбой к нему подбежал Трезорка?

- Помог ли он ему?

- Продолжает читать…

 

 (Чтение 5-й части)

- Что сделал Юра?

 

- Что ему ответила мама?

 

 

 

- Почему Юрику не удалось сделать хорошего дела?

 

 

4. Деление текста на части и составление плана.

- Итак, на сколько смысловых частей можно разделить текст?

- О чем говорится в первой части?

- О чем во второй?

- О чем в третьей?

- О чем в четвёртой?

- О чем в пятой?

- Давайте составим вопросный план к рассказу. Озаглавьте все части.

- Хорошо, молодцы!

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

 

- Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

- Потому что был хороший день.

 

 

 

- Погулять с ней.

- Нет.

 

 

 

- Убрать посуду.

- Нет.

 

 

 

 

- Дать воды.

- Нет.

 

 

 

- Спросил у мамы чтобы хорошее ему сделать.

- Погулять с сестрой, убрать посуду, дать воды Трезору.

 

- Потому что они казались ему незначительными.

- На 5.

Ответы детей.

 

 

 

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево – вправо поворот

Всё закончили. Ура!

За занятия пора!

VI. Обобщающая беседа.

- Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?

- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом?

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось?

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее».

 

Ответы детей.

 

- Хорошие мысли.

 

- Поступки Юры.

- Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях.

VII. Творческая работа учащихся

Чтение по ролям.

- Сколько действующих лиц в рассказе?

 

 

- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»?

- Есть ли слова у Трезора?

 

- Как нужно читать мысли Юры?

- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору?

- За автора читает:

за Юру –

за сестру –

за маму –

за няню –

за Трезора –

Работа с иллюстрацией.

– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.

- Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению? Опишите их.

 

 

- Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор.

- Тот, кто читает за Юру.

- Да, что он думает, как будто хочет сказать.

– Мечтательно.

- Грубо, резко.

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают отрывок.

 

Описывают то, какие они бы нарисовали иллюстрации к рассказу.

VIII. Включение в систему знаний

Работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу в конце рассказа:

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

 

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

 

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему?

 

- Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их.

- Потому, что такой совет мы даем Юре.

 

IX. Домашнее задание.

- Подготовить пересказ рассказа «Хорошее».

Записывают.

X. Рефлексия. Итог урока

- Надо ли дожидаться беды или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

- Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

- Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

- Достигли ли вы целей, поставленных на уроке? Перед вами «Лесенка успеха». Возьмите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению и прикрепите его на ту ступеньку, на которой вы себя ощущаете по итогам вашей работы урока.

Ответы детей.

 

 

 

Оценивают свою деятельность.

 

 


 

Технологическая карта Тема

Технологическая карта Тема

Предметные: Будут учится: - правильно и выразительного читать текст; - отвечать на вопросы; познакомятся с новым рассказом; - соотнесут иллюстрации в учебнике с текстом; -…

Предметные: Будут учится: - правильно и выразительного читать текст; - отвечать на вопросы; познакомятся с новым рассказом; - соотнесут иллюстрации в учебнике с текстом; -…

Готовы мы начать урок, Звени скорей для нас, звонок!

Готовы мы начать урок, Звени скорей для нас, звонок!

Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться? –

Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться? –

V . Реализация построенного проекта 1

V . Реализация построенного проекта 1

Чтение 4-й части) - О чем подумал мальчик? -

Чтение 4-й части) - О чем подумал мальчик? -

Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной

Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной

VII . Творческая работа учащихся

VII . Творческая работа учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022