Технологическая карта
Тема |
В. А. Осеева «Хорошее». Рассказ о дружбе и взаимовыручке. |
||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||
Цель |
Создать условия для знакомства с рассказом В. А. Осеевой «Хорошее». |
||
Задачи |
Образовательная: - познакомиться с содержанием рассказа В. А. Осеева «Хорошее»; Воспитательная: - формировать такие качества, как упорство, целеустремленность; - расширение познавательного кругозора; - воспитание интереса к чтению книг. Развивающая: - совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения, развивать речь и мышление учащихся, их творческое воображение;
|
||
Планируемые результаты |
|
||
Основные понятия |
Рассказ, диалог |
||
Межпредметные связи |
Русский язык, Изо |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник литературное чтение, 2 класс. Часть 2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. |
||
Оборудование |
Презентация, проектор, акустические колонки, компьютер. |
||
Организация пространства |
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности и организация на урок |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Вероника Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. У нас на парте всё в порядке: Альбомы, книги и тетрадки. Готовы мы начать урок, Звени скорей для нас, звонок! Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник. |
- Здравствуйте!
Слушают учителя.
Проверяют готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний |
Проверка домашнего задания. 1. Беседа. - Ребята, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Кто автор? - У вас на столе лежат карточки розового цвета, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Работать будете в парах. - Какие пословицы у вас получились?
- Как вы понимаете значение этой пословицы?
- Какую еще пословицу вы сложили?
- Как вы понимаете значение этой пословицы?
- Какая пословица подходит к нашему рассказу «Волшебное слово»? - Почему?
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
2. Проверка знания содержания текста «Волшебное слово». - Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста, который мы читали на прошлом уроке. На карточках белого цвета найдите лишние вопросы, которые не относятся к произведению «Волшебное слово». Правильно ли поступила Оля, когда съела два пирожных? (+) Какую силу имеют вежливые слова? Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо? Почему Кате вдруг стало радостно? (+) Как изменилось отношение родных к мальчику? Что придумали девочки для того, чтобы общаться через стекло? (+) Чем помог старик Павлику? - К каким произведениям относятся эти вопросы?
- Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования текста.
3. Итог по домашнему заданию. - Молодцы, вы хорошо справились. У некоторых получилось лучше, у некоторых – чуть хуже. Но я вижу, что вы все старались. В конце урока все получат оценки. |
- «Волшебное слово». - Осеева.
- За добро добром и платят. - Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят. - Добрый человек добру и учит. - Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему. - Первая. - Потому, что в рассказе добрый человек научил. - Павлика, как поступать хорошо.
- «Анна, не грусти!», «Два пирожных». - Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо? Чем помог старик Павлику? Как изменилось отношение родных к мальчику? Какую силу имеют вежливые слова?
|
III. Постановка учебной задачи |
- Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать». – Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться? – Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. Сегодня мы познакомимся с её рассказом. |
Слушают.
Ответы детей. |
IV. Построение проекта и выхода из затруднения |
- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи. (Слайд) Познакомиться …
Учиться правильно …
Проанализировать … - А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях. - Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»? Что означает слово «хорошо»? - В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»? - Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным. Беседа: - Давайте вспомним, что мы знаем об авторе? - В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры. Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы. |
- с новым произведением В.А.Осеевой. - и выразительно читать её произведение «Хорошее». - поступки героя.
- «Хорошо» - это как?
Ответы детей. |
V. Реализация построенного проекта |
1. Первичное чтение с постановкой проблемного вопроса. - Итак, сейчас вы прослушаете рассказ и после ответите на вопрос «Почему он так называется?». Закройте учебники и положите на край стола. Слушайте внимательно. 2.Проверка первичного восприятия. - Понравился рассказ? - Почему он так называется? - Чье же предположение оказалось более точным? - Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю…
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? 3. Повторное чтение текста учащимися по частям с анализом и словарной работой. - Сейчас мы еще раз прочитаем рассказ. Начинает читать… (Чтение 1-й части) - Остановись. Почему мальчик захотел сделать что-то хорошее?
- Продолжает читать… (Чтение 2-й части) - О чем думал Юра? - О чем его попросила сестренка? - Выполнил ли он её просьбу? - Продолжит читать… (Чтение 3-й части) - О чем думал Юра на этот раз? - О чем попросила его няня? - Помог ли Юра няне? - Продолжает читать…
(Чтение 4-й части) - О чем подумал мальчик? - С какой просьбой к нему подбежал Трезорка? - Помог ли он ему? - Продолжает читать…
(Чтение 5-й части) - Что сделал Юра?
- Что ему ответила мама?
- Почему Юрику не удалось сделать хорошего дела?
4. Деление текста на части и составление плана. - Итак, на сколько смысловых частей можно разделить текст? - О чем говорится в первой части? - О чем во второй? - О чем в третьей? - О чем в четвёртой? - О чем в пятой? - Давайте составим вопросный план к рассказу. Озаглавьте все части. - Хорошо, молодцы! |
Ответы детей.
Ответы детей.
- Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки. Ответы детей.
- Потому что был хороший день.
- Погулять с ней. - Нет.
- Убрать посуду. - Нет.
- Дать воды. - Нет.
- Спросил у мамы чтобы хорошее ему сделать. - Погулять с сестрой, убрать посуду, дать воды Трезору.
- Потому что они казались ему незначительными. - На 5. Ответы детей.
|
Физкультминутка Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернём И к себе скорей прижмём. А теперь быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной. Встали прямо, руки вбок, Влево – вправо поворот Всё закончили. Ура! За занятия пора! |
||
VI. Обобщающая беседа. |
- Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? - Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? - А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? - А теперь объясните название рассказа «Хорошее».
|
Ответы детей.
- Хорошие мысли.
- Поступки Юры. - Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. |
VII. Творческая работа учащихся |
Чтение по ролям. - Сколько действующих лиц в рассказе?
- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? - Есть ли слова у Трезора?
- Как нужно читать мысли Юры? - А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? - За автора читает: за Юру – за сестру – за маму – за няню – за Трезора – Работа с иллюстрацией. – Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке. - Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению? Опишите их.
|
- Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор. - Тот, кто читает за Юру. - Да, что он думает, как будто хочет сказать. – Мечтательно. - Грубо, резко.
Зачитывают отрывок.
Описывают то, какие они бы нарисовали иллюстрации к рассказу. |
VIII. Включение в систему знаний |
Работа с пословицей. - Прочитайте пословицу в конце рассказа: Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? |
- Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их. - Потому, что такой совет мы даем Юре.
|
IX. Домашнее задание. |
- Подготовить пересказ рассказа «Хорошее». |
Записывают. |
X. Рефлексия. Итог урока |
- Надо ли дожидаться беды или можно найти хорошие дела в обычной жизни? - Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день? - Будете ли вы ждать награды за эти поступки? - Достигли ли вы целей, поставленных на уроке? Перед вами «Лесенка успеха». Возьмите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению и прикрепите его на ту ступеньку, на которой вы себя ощущаете по итогам вашей работы урока. |
Ответы детей.
Оценивают свою деятельность. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.