Технологическая карта урока
Тема урока |
«В Александрии Египетской» |
Тип урока |
открытие новых знаний |
Педагогические цели |
- способствовать определению последствий завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского; - создать условия для развития умения характеризовать достижения эллинистической культуры, созданной благодаря объединению культур греков и других народов. |
Планируемые результаты |
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); • использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. |
Личностные результаты |
- проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира. |
Регулятивные УУД |
целеполагание; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Коммуникативные УУД |
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать |
Познавательные УУД |
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять сравнение; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; |
Оборудование |
1. Учебник «История Древнего мира», 5 класс 2. Карта «Распад державы Александра Македонского» 3. План Александрии Египетской 4. Видеофрагмент «Александрийский маяк» 5. презентация |
Оснащение |
Компьютер, проектор |
Ход урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность Учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся |
Основные понятия |
Организационный момент 1 мин |
Знакомство с учениками, создание условий для включения в деятельность |
Подготовка рабочего места |
|
|
Актуализация знаний10 мин |
На прошлых уроках вы изучали завоевания Александра Македонского, познакомились с ним и его державой. Давайте вспомним, что вы знаете? |
Отвечают на вопросы учителя. Работа в группах |
1.___-маленькая горная страна, расположенная на севере ____ полуострова 2. ___правитель _______, продолжавший дело своего отца___ 3. Вспомните, что такое эллинистическое государство? 4.Вспомните, что такое держава? 5. С какой державой встречался А. Македонский? 6. Как распалась держава А.Македонского?7. Историческая задача: Когда распалась держава Александра, если мы знаем, что спор о правлении между его полководцами длился 40 лет, а Александр умер в 323 г. до н.э.? |
Держава, эллинистическое государство |
Мотивация; Формулирование темы 2 минут |
Вы знаете, что держава Македонского распалась на 3 части:Македонскую, Сирийскую и Египетскую?Покажите их.Когда был жив Александр,он любил основывать города и называть их в свою честь.Сегодня мы познакомимся с одним из таких городов.А как он называется, вы мне расскажите |
Должны на карте найти части ,на которые распалась Македония; догадаться,что города, названные в честь Александра- Александрия;Должны составить тему урока, разгадав ребус |
Ребус,стихотворение: Этот город на берегах Египта Великий Македонский основал. И чтоб в веках об этом не забыли именем своим его назвал.; Работа с картой |
Александрия Египетская |
Составление гипотезы. Выделение затруднений 5 минут |
Держава распалась, однако память об Александре Македонском сохранилась. Крупным торговым, научным и культурным центром Восточного Средиземноморья стала Александрия Египетская. Она была основана в 332-331 г. до н.э. в дельте р. Нил и стала столицей в период правления Птолемеевской династии. |
Должны сформулировать гипотезу: «Александрия Египетская- крупный торговый, научный и культурный центр своего времени» |
|
Культура,торговля,Средиземноморье. |
Изучение нового материала 15 мин |
В первую очередь нам необходимо понять, почему она стала столицей Египта. Для этого прочитайте источник и рассмотрите план и ответьте на вопросы. |
1) выгодное географическое положение 2) украшение города |
Стр. 202 источник, стр. 197план города. Что позволило Александрии Египетской стать столицей? |
|
|
Что бы развить торговлю, нужен порт. Найдите в учебнике доказательство того, что там был порт. |
Сюда съезжались купцы… В рыночной толпе слышались речи … Должны сформулировать вывод. |
Стр. 197 учебика. Что ввозили? Что вывозили? |
Торговля, порт. |
|
Александрия Египетская славилась еще и тем, что там находилось 7 чудо света. |
Должны ответить на вопросы, просто просмотра видео |
Что такое чудо света? Какие чудеса света вам известны? О каком чуде света идет речь? Почему его называют Фаросским? Почему чудо света? Для чего он был построен? Что с ним стало? Можно ли точно знать как он выглядел? Какое современное слово появилось благодаря маяку? |
Маяк, чудо света |
|
Еще одно знаменитое место Александрии Египетской- это и библиотека, и академия, и храм. Как оно называется? |
Работа с иллюстративном материалом учебника и дополнительными сведениями |
Стр. 197- найти слово Мусейон. На какое слово похоже? Иллюстрация на стр. 199. Дополнительный материал на стр.199. Как выглядели книги в библиотеке? Как хранили ? Для чего? Найдите на стр. 199 еще один вид материала для книг. Как он назывался? Где его изобрели? Из чего его делали? Какое современное слово появилось благодаря пергаменту?
|
Свиток, пергамент, тетрадь, библиотека, музей, мусейон |
|
В Александрии тоже были свои ученые. Евклид, Аристарх, Архимед. Все они прославились как математик, астроном и механик. Они с творчеством подходили к своей работе и поэтому добились успеха. |
Работа с текстом учебника |
Стр. 200-201 найти что изобрели ученые. |
|
Подведение итогов, подтверждение гипотезы, включение в систему новых знаний 7 минут |
Помощь в формулировании вывода |
Опровержение или подтверждения гипотезы, формулирование вывода, ответы на вопросы по новой теме |
В каком году распалась держава Александра? Крупнейшее государство Восточного Средиземноморья после распада Македонии? Одно из семи чудес света, расположенного в Александрийской бухте? На каком острове оно располагалось? Как выглядели книги в Александрийской библиотеке? Впервые высказал идею о вращении Земли вокруг Солнца? Тонко выделенная кожа животных для письма? |
|
Рефлексия 2 мин |
|
На парте должен выбрать смайлик и показать его |
Веселый смайлик- все понравилось и все понятно; Улыбчивый смайлик – было интересно, но остались вопросы; Грустный смайлик- было скучно и не понятно.
|
|
Домашнее задание 2мин |
|
|
Параграф 43 - пересказ |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.