В буднях великих строек
Время индустриализации и коллективизации – это один из самых напряженных и бурных периодов в истории СССР.
Индустриализация – это процесс ускоренного перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному (промышленному) обществу.
Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы).
Время с конца двадцатых и до конца тридцатых годов было крайне динамичным и противоречивым. Это годы великих достижений народа и становления СССР как ведущей мировой державы с одной стороны, и период небывалых трагедий – насильственной коллективизации, голода 1932–1933 годов, начала массовых политических репрессий, антирелигиозной кампании – с другой.
Настоящими идеологами грандиозного плана индустриализации России были выдающиеся ученые Российской империи – Карл Баллод, автор книги «Государство будущего» 1898 года, и Василий Гриневецкий, автор «Послевоенных перспектив русской промышленности» 1919 года. Именно их работы, подчеркивавшие важность централизации управления экономикой и технического рывка, были указаны как источники в плане электрификации Советской России (ГОЭЛРО) и легли в основу институтов плановой экономики. Также были взяты на вооружение богатые наработки в области планирования военного производства времен Первой мировой и исследования созданной в 1915 году Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) во главе с академиком В. И. Вернадским. Комиссия изучила естественные ресурсы страны и предложила план рационального и эффективного природопользования, причем в ее разработках были учтены, к примеру, залежи урана, подлинное значение которого выяснилось только с началом работ по созданию ядерного оружия.
Идеологи советского планирования (Кржижановский, Куйбышев, Струмилин) отказались от принципов «буржуазной» экономики. Первые пятилетние планы (1928–1932 и 1933–1937 годы) предполагали формирование новой экономической реальности, создание новых, прежде не существовавших производств. А вскоре в массы был пущен лозунг «Пятилетку в четыре года!», требовавший от трудящихся сверхусилий и перевыполнения плана.
Опережающими темпами развивалась военная промышленность и связанная с военными разработками наука. Вспомните и назовите основные факторы производства.
Земля, капитал и труд (предприниматель/предприятие).
Давайте посмотрим, как работали эти факторы в период индустриализации.
Россия всегда была богата землей и недрами, однако многие ресурсы были трудноизвлекаемы.
Капиталы, которыми располагало советское государство для проведения индустриализации, были весьма скромны – они не шли ни в какое сравнение с тем, чем обладали западные страны или царская Россия в ходе дореволюционного этапа индустриализации.
Поэтому для того, чтобы достичь поставленных масштабных целей, требовалась полная мобилизация труда. Как же реализовывали возможности этого фактора? К индустриальному труду стали массово привлекать женщин, что фактически удвоило армию рабочих, а также начали активно использовать труд заключенных. С другой стороны, отрыв женщин от семьи привел к значительным демографическим потерям.
Однако главным ресурсом роста был ударный труд – сознательный энтузиазм строителей «светлого коммунистического завтра», позволявший решать многие задачи, которые в иной ситуации были не по плечу. Как вы понимаете смысл плаката на слайде?
Энтузиазм работников приравнивался к одному году пятилетки.
Неприхотливый в быту, свято верящий в коммунизм, способный к феноменальным трудовым рекордам – такой образ труженика первой пятилетки создавали и газеты, и кино.
Я знаю – город будет,
я знаю – саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!
– писал Владимир Маяковский, характеризуя подвиг строителей Кузнецкого металлургического комбината, заработавшего в 1931 году.
Центральной идеей Кузнецкого комбината была мечта, возникшая еще до революции у замечательных русских металлургов, долгие годы трудившихся в Донбассе, Ивана Бардина и Михаила Курако – построить на базе коксующегося каменного угля высокого качества металлургический завод с большими доменными печами, неизвестными в то время в Европе. В 1920 году Курако, проектируя Кузнецкий комбинат, умер от тифа. Довел строительство до успешного завершения Иван Павлович Бардин. Русскому инженеру удалось добиться значительного увеличения промышленной площадки комбината по сравнению с проектом, предложенным американской фирмой Фрейна. Результатом стало увеличение производственных мощностей комбината с 400 тысяч тонн чугуна до 1,5 миллионов тонн (из 6 миллионов тонн, производившихся по стране в целом).
Во вторую пятилетку массовый трудовой энтузиазм приобрел организованные формы стахановского движения. В ночь с 30 на 31 августа забойщик донбасской шахты Алексей Стаханов за одну смену добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн, т.е. почти в 15 раз больше. Как вы думаете, за счет чего, кроме усилий воли и физических затрат, были достигнуты эти показатели?
Сущностью стахановского метода была четкая дисциплина труда и организация слаженной командной работы, когда квалифицированные рабочие освобождались от второстепенных функций, которые выполняла за них их бригада. В начале 1936 года горловский шахтер Никита Изотов бросил вызов стахановцам, доведя добычу за смену до 607 тонн. Особенностью изотовского движения было не только выдвижение передовиков, но и активное обучение отстающих, повышение качества работы не только передовика, но и всего коллектива.
Стахановцы образовали новый тип советского рабочего – рабочую аристократию. С одной стороны, они вносили в работу коллектива энергию и целеустремленность. С другой, многие из рядовых рабочих относились к передовикам с неприязнью – теперь всем повышали план, возможность перевыполнения которого показывали стахановцы, а тем, кто с планом не справлялся, урезали зарплату. Так что стахановское движение имело две стороны – оно было как порывом трудового энтузиазма, так и инструментом административного и пропагандистского принуждения со стороны советской власти.
Вступило в строй около 6000 крупных предприятий. Темпы роста тяжелой промышленности были в два-три раза выше, чем перед Первой мировой войной. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции. К 1937 году удельный вес импорта в потреблении страны снизился до 1%.
Страна жила в ритме великих строек и бесконечных опережений грандиозных планов. В 1937 году началось полномасштабное освоение Северного морского пути. В 1935 летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершили перелет от Москвы до острова Удд в Охотском море. А в 1937 отважные летчики отправились в перелет Москва – Северный Полюс – Ванкувер (западное побережье США). Советская авиация стала выполнять пассажирские рейсы.
То, что совсем недавно казалось почти сказкой, становилось реальностью. Однако пришла война, когда на смену великим стройкам пришел поистине героический труд по эвакуации заводов, тяжелейшая работа в зимней степи под открытым небом и другие беспримерные трудовые подвиги.
Вот воспоминания Анатолия Коровина, поступившего на работу на машиностроительный завод № 92 им. Сталина в ноябре 1941 года: «Учился в 7-м классе. Подал заявление. Попал в группу фрезеровщиков. Изучал металловедение и машиноведение. По плану должен был выпуститься через два года. И вот в 15 лет встретил войну… Первый мой станок назывался № 67 «Дзержинец». Это был немецкий станок «Франц Вернер». Поскольку роста я был небольшого, мне сделали специальный настил. Первый же мой рабочий день составлял 12 часов… И никаких тебе выходных и праздников. За всю войну у меня было лишь два дня отгулов.... Раз в месяц происходила ломка смен. Тогда приходилось работать с 13.00 до 07.30 утра, т. е. 18 часов подряд».
Урон, нанесенный СССР во Второй мировой войне, мог отбросить страну в положение технологического аутсайдера, так как главные сражения войны шли в наиболее экономически развитых районах. Оккупантами было уничтожено почти 32 тысячи предприятий, 98 тысяч колхозов, более 1,8 тысячи совхозов и 2,8 тысячи машинных тракторных станций. Всего Советский Союз потерял более трети национального богатства. В целом материальный ущерб, нанесенный стране гитлеровским нашествием, составил 2 триллиона 569 миллиардов рублей.
В марте 1946 года был утвержден план четвертой пятилетки (1946–1950 годы), по которому предполагалось почти невозможное: не только восстановление, но и превышение довоенного уровня производства. В промышленности — на 48 %, в сельском хозяйстве — на 27 %.
Главными источниками восстановления СССР после войны стали внутренние ресурсы: перекачка средств из аграрного сектора в промышленный, повышение норм выработки, обязательная подписка населения на внутренние займы, денежная реформа и политика снижения розничных цен.
Важную роль сыграла демобилизация, которая началась в июне 1945 года. В течение трех лет миллионы людей вернулись к мирному труду. Играл свою роль и принудительный труд. К концу 1940-х годов в СССР использовался труд 2,6 миллионов заключенных, 2,3 миллионов спецпереселенцев и более 4 миллионов военнопленных.
Были возрождены и введены в строй «Запорожсталь», «Азовсталь», Макеевский труболитейный и Днепродзержинский азотно-туковый заводы, десятки угольных шахт Донбасса. Гигантские средства и людские ресурсы были направлены на восстановление ДнепроГЭС — крупнейшей в Европе электростанции.
Белоруссия руками своих жителей и добровольцев со всего СССР была буквально возрождена из пепла. Возродились Гомельский завод сельскохозяйственных машин, станкостроительные заводы в Витебске, Гомеле, Орше, в полностью заново отстроенном Минске — Минский тракторный и Минский станкостроительный заводы.
Активно шло восстановление и на территории РСФСР. Вновь закипела работа в цехах Коломенского завода тяжелого станкостроения. В Ленинградской области шло восстановление Волховской и Нижне-Свирской гидроэлектростанций, Дубровской тепловой электростанции. В 1947 году была полностью введена в строй Рыбинская ГЭС. Были построены Калужский турбинный и Рязанский станкостроительный заводы. В 1950 году на Волге началось строительство Куйбышевской и Сталинградской ГЭС.
Еще во время войны началось восстановление пострадавших от оккупации городов, в том числе по почину самих жителей. Так, в июне 1943 года сталинградские девушки во главе с работницей детского сада Александрой Максимовной Черкасовой после работы вышли на восстановление «Дома Павлова». Этим было положено начало так называемому «черкасовскому движению». За первые два года движения в Сталинграде были восстановлены 25 школ, 13 детских садов, 10 яслей, 5 больниц, 8 зданий культурно-бытового назначения, часть водопроводной линии.
Стремление к скорейшему возрождению мирной жизни вызвало искреннюю активность народа. Свыше 600 тысяч добровольцев из разных концов СССР приехали восстанавливать уничтоженные города. Уже в 1945 году были вновь установлены 8-часовой рабочий день, выходной и отпуска, однако люди добровольно трудились по 10–12 часов ежедневно.
Четвертый пятилетний план был перевыполнен: довоенный уровень выпуска промышленной продукции вместо запланированных 48 % был превышен более чем на 70 %.
Международная напряженность привела к тому, что в стране преобладающую роль играла тяжелая индустрия – группа отраслей «А», то есть производство средств производства (включая сырье и энергоресурсы для изготовления предметов потребления). В руководстве партии победила та точка зрения, которая утверждала, что при реальной военной угрозе со стороны бывших союзников по Антигитлеровской коалиции эти отрасли должны развиваться в приоритетном порядке. План четвертой пятилетки утвердил «первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта».
Развитие промышленности олицетворяли введенные в эксплуатацию индустриальные гиганты: Минский тракторный, Кутаисский автомобильный, Рязанский станкостроительный, Калужский турбинный и Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинаты и тысячи других предприятий. Широкий общественный резонанс вызвали работы по восстановлению машиностроения Ленинграда, цементных заводов Новороссийска и т.д. Эпопея грандиозных строек с массовым использованием труда заключенных завершилась открытием Волго-Донского судоходного канала 31 мая 1952 года.
По всей стране строились объекты топливно-энергетического комплекса — новые промышленные предприятия требовали соответствующих электроэнергетических мощностей. В 1950 году было фактически закончено строительство Рыбинской ГЭС, в 1948 году была построена Сухумская ГЭС. В 1950 году началось строительство Жигулевской ГЭС, в 1952 году — Сталинградской ГЭС, в 1951 году — Обнинской атомной электростанции, что ознаменовало создание новой энергетической отрасли.
Наука на службе у обороны страны
Особую роль в послевоенном промышленном перевороте сыграли создание ядерного и ракетного оружия.
Американские специалисты считали, что разрушенному войной СССР понадобятся десятилетия для овладения атомными секретами. Однако это произошло уже 4 года спустя. Стремительно нараставшая внешняя угроза со стороны США заставила СССР спешно изготовить аналог американской плутониевой бомбы. В июне 1948 года заработал первый советский промышленный атомный реактор, вырабатывавший оружейный плутоний, а 29 августа 1949 года была успешно испытана первая советская атомная бомба РДС-1. В 1954 году под Обнинском заработала первая в мире атомная электростанция. СССР перехватил инициативу у США в технологической гонке по освоению энергии атомного ядра.
Ученые, работавшие над «атомным проектом», были отмечены высокими наградами. Игорь Васильевич Курчатов, Георгий Николаевич Флеров, Юлий Борисович Харитон, Яков Борисович Зельдович и другие физики стали Героями Социалистического Труда и лауреатами Сталинских премий.
Успешное испытание первой советской водородной бомбы РДС-6с состоялось 12 августа 1953 года. В отличие от ядерной, она была разработана полностью «с нуля». Один из конструкторов, 32-летний Андрей Дмитриевич Сахаров, был сразу же избран академиком АН СССР. В отличие от американского термоядерного заряда величиной с трехэтажный дом, советская супербомба помещалась в бомбардировщик и могла выпускаться серийно.
Однако ядерное оружие само по себе не могло гарантировать стратегическую безопасность СССР: территория США оставалась вне досягаемости советских бомбардировщиков. Поэтому важнейшее значение придавалось развитию ракетостроения.
Главным конструктором первой советской баллистической ракеты Р-1 стал Сергей Павлович Королев. Уже 10 октября 1948 года на полигоне Капустин Яр прошли ее успешные испытания. Ракета, в основном копировавшая конструкцию немецкой «Фау-2», намного превосходила прототип по дальности полета (270 километров). К 1951 году «королёвское» конструкторское бюро (ОКБ-1) создает уже полностью оригинальную ракету Р-2 с дальностью полета до 550 километров, поступившую на вооружение в 1953 году.
В это же время началась разработка межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Имевшая дальность полета 8 000 километров, ракета была успешно испытана в августе 1957 года. Она уже была способна переправить термоядерный заряд через Атлантический океан, а в октябре 1957 вывела в космос первый искусственный спутник земли.
Разработка перспективных видов вооружений и создание единого оборонно-промышленного комплекса (ОПК) дали дополнительный толчок к развитию в СССР тяжелой промышленности и фундаментальной науки. В 1953 году оборонные расходы выросли более чем в 2 раза. Это привело к тому, что активно заработала и подтянулась к уровню «оборонки» вся советская промышленность: ОПК потреблял большое количество продукции тяжелой промышленности и энергоресурсов.
Преобразования сельскохозяйственной отрасли
20 октября 1948 года Совет министров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Это постановление получило неофициальное название «сталинский план преобразования природы».
По своим масштабам принятая программа не имела аналогов в мировой истории. Реализация плана рассчитывалась на период до 1965 года, являясь классическим образцом советского перспективного планирования. Ставилась амбициозная задача целевого изменения климатических условий на земельных угодьях площадью в 120 миллионов гектаров.
14 февраля 1956 год. На ХХ съезде КПСС было принято решение о борьбе с культом личности Сталина.
При Хрущеве «план преобразования природы» был свернут. Проводилось даже разрушение уже созданного: в частности, подверглись ликвидации почти 600 лесозащитных станций. Негативные последствия не заставили себя долго ждать. Процесс эрозии почв проявился в полной мере уже в 1960-е годы, став важным фактором продовольственного кризиса. Советский Союз был вынужден повышать цены на продовольствие и закупать зерно за границей.
Проблема модернизации системы ирригации и лесопосадок по сей день остается важнейшей проблемой для российского сельского хозяйства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.