В чём истинная красота? (по рассказу А.Н.Толстого «Русский характер»)

  • doc
  • 10.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В чём истинная красота.doc

В чём истинная красота? (по рассказу А.Н.Толстого «Русский характер»)

 

Слайд

Приглашаю вас посетить виртуальную книжную выставку «Бессмертный книжный полк». Художественные произведения о ВОв – наш нравственный ориентир сегодня, завтра и всегда. Небольшой рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» стоит в одном ряду с произведениями Константина Симонова, Юрия Бондарева, Бориса Полевого. Именно о нём состоится разговор на уроке.

 

Сегодня мне с вами хочется поговорить о КРАСОТЕ.

Да, да! Вот так неожиданно…

Слайд

Для начала ответьте на вопрос:

- Что такое красота?

Спасибо за ответы.

 

Готовясь к уроку, я обратилась к другу-Интернету с таким же вопросом. На мой запрос получила следующие ответы:

Слайд

1) Первое определение от Софии Лорен (итальянской актрисы и певицы): «Красота – это самоощущение, и оно отражается в твоих глазах» - Мило!

Слайд

2) На сайте Урокиматематики.ру читаем:

«Красота – это сочетание харизматической личности

с близкой к среднестатистической симметрии внешностью,

но обязательно с изюминкой лёгкой асимметрии

и некоторых отклонений от среднего внешнего вида». – Ох, уж эти математики! Мудрёно говорят…

Слайд

3) Может: «Красота – это добро что люди дарят друг другу»?..

 

Слайд

А.Н. Толстой в финале своего рассказа говорит:

«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».

(зачитает…)

Возьмем эти слова в качестве эпиграфа к нашему уроку.

Выделите ключевые слова в этом фрагменте

ХАРАКТЕР // КРАСОТА

- Как вы думаете, почему Толстой использует их в одном контексте?

Возможно, по мнению автора, они как-то связаны.

Следующий вопрос:

- Каков он, по-настоящему красивый человек?

Давайте выясним это. Сформулируйте тему урока в виде вопроса.

 

Слайд

В ЧЁМ ИСТИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА?

(ПО РАССКАЗУ А.Н. ТОЛСТОГО «РУССКИЙ ХАРАКТЕР»)

 

Слайд

Несколько слов о человеке, написавшем это произведение (показательный ответ заранее подготовленного ученика…)

Слайд

Цикл «Рассказы Ивана Сударева» состоят из 7 коротких историй, объединённых одной темой, идеей, рассказчиком. В каждом рассказе свои герои.

 

Слайд

«Русский характер» - последнее значительное произведение А.Н. Толстого, которое входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева».

Оно написано 7 мая 1944 года.

Тема обозначена автором в самом начале (фрагмент №1 зачитает…) – русский характер

Композиция – кольцевая: в начале и в конце рассказа помещаются рассуждения о красоте человеческого характера (2 фрагмент №1 зачитает…). Эти рассуждения помогают читателю определить идею, которую автор пытается нам донести.

Идея – истинная красота.

Герои произведения:

¡  Егор Дрёмов

¡  Его родители (Марья Поликарповна, Егор Егорович)

¡  Его невеста (Катя Малышева)

¡  Водитель танка (Чувилёв)

¡  Рассказчик (Иван Сударев)

 

Слайд

Итак, проблемный вопрос:

Как вы понимаете смысл финала текста: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота»?

(ответы)

Я не буду комментировать. Давайте вернёмся к этому позже, а сейчас обратимся к анализу произведения.

 

Беседа по содержанию текста.

- Кто главный герой произведения?

- Что мы узнаём о нём в самом начале? (фрагмент № 2)

- Какое несчастье произошло с бойцом?

- О каком сражении ВОв рассказывает автор?

Слайд

Учитель истории: Апрель 1943 года. Гитлер решил провести операцию «Цитадель». Цель Гитлера - расчленить и уничтожить наши войска, сосредоточенные в Курском выступе. Осуществление этого плана открывало дорогу немцам на Москву.

Слайд

12 июля 1943 года под Прохоровкой развернулось небывалое в истории войн встречное танковое побоище.

 

Именно в этом сражении участвовал наш герой Егор Дрёмов.

 

Итак, Курская битва явилась для Егора Дрёмова границей между той жизнью, где он молодой, отважный, красивый внешне, и другой – где молодой, отважный, но уродливый внешне…

- Скажите, это как-то изменило наше отношение к герою?

(Нет! Он ещё величественнее и прекраснее выглядит в наших глазах)

 

Слайд

Вспомните русские пословицы о красоте (отвечают)

l  С лица воду не пить

l  Не родись красивым, а родись счастливым

l  Красна изба углами, а человек делами

l  Красота приглядится, а ум вперёд пригодится

l  Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен

 

Открытие новых знаний. Работа с текстом.

Долгим и тяжёлым было выздоровление Дрёмова. С болью и горечью мы читаем строки об этом (Фрагмент № 3)

- Какое впечатление на окружающих (на медсестру, на генерала) производит изуродованное лицо Егора?

- Как Егор относится к своему новому лицу?

- О чём попросил Егор Дрёмов генерала?

 

Слайд 16

В центре рассказа эпизод «В отпуске».

l  Волнение Егора

l  Встреча с родителями

l  Ужин в родительском доме

l  Ночь мучений

l  Встреча с Катей Малышевой

l  Уход из дома

 

Проверка понимания

- Почему Егор волнуется, приближаясь к родительскому дому?

- Почему Егор назвался чужим именем?

- Во время ужина «Ему было и хорошо за родительским столом и обидно» - Почему обидно?

- Что заметил старший лейтенант Дрёмов во время ужина?

- О чём думает Егор во время бессонной ночи?

Почему он принимает решение уйти?

 

Слайд 17

Материнское сердце не обмануть. Она не находит себе места после встречи с солдатом. Уверена, что приезжал ее сын. Марья Поликарповна пишет письмо (художественное чтение письма. Читает подготовленная ученица).

 

Дискуссия

- Почему Егор Дрёмов, показывающий чудеса храбрости на поле боя, приехав на побывку в родительский дом, побоялся открыться не узнавшим его матери, отцу, любимой девушке?

- Можно ли это назвать проявлением трусости, слабости?

 

- Как вы понимаете слово «ХАРАКТЕР»? (дают ответы)

Заметьте, в рассказе автор использует определение «РУССКИЙ». Возможно, этим он хочет подчеркнуть ментальность этого понятия, самобытность.

- В чём особенности русского характера?

 

Работа в парах

Русский характер – характер народа.

- Какой он, русский характер?

Задание: На листах написать 1 прилагательное – ответ на вопрос

 

Русский характер:

  1. Стойкий
  2. Мужественный
  3. Несгибаемый
  4. Сильный
  5. Героический
  6. Милосердный
  7. Непредсказуемый
  8. Противоречивый
  9. Сложный
  10. Напористый
  11. Загадочный

 

Заключительная беседа по тексту

Слайд

- В чём видит А.Н. Толстой сущность русского характера?

- В чём истинная человеческая красота? – в его душе, в делах и поступках!

 

РефлЕксия:

Слайд

На экране мысли великих людей о красоте:

«Красота – это вечность, длящаяся мгновение» (Альбер Камю)

«Красота без доброты умирает невостребованной» (Бенджамин Франклин)

«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней» (Виктор Гюго)

- Как вы думаете, чьё высказывание больше подходит к теме нашего урока?

 

Д/з

Написать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ:

9.2 Как вы понимаете смысл финала текста: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания человеческая красота? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое человеческая красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.