В чём истинная красота? (по рассказу А.Н.Толстого «Русский характер»)
Слайд
Приглашаю вас посетить виртуальную книжную выставку «Бессмертный книжный полк». Художественные произведения о ВОв – наш нравственный ориентир сегодня, завтра и всегда. Небольшой рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» стоит в одном ряду с произведениями Константина Симонова, Юрия Бондарева, Бориса Полевого. Именно о нём состоится разговор на уроке.
Сегодня мне с вами хочется поговорить о КРАСОТЕ.
Да, да! Вот так неожиданно…
Слайд
Для начала ответьте на вопрос:
- Что такое красота?
Спасибо за ответы.
Готовясь к уроку, я обратилась к другу-Интернету с таким же вопросом. На мой запрос получила следующие ответы:
Слайд
1) Первое определение от Софии Лорен (итальянской актрисы и певицы): «Красота – это самоощущение, и оно отражается в твоих глазах» - Мило!
Слайд
2) На сайте Урокиматематики.ру читаем:
«Красота – это сочетание харизматической личности
с близкой к среднестатистической симметрии внешностью,
но обязательно с изюминкой лёгкой асимметрии
и некоторых отклонений от среднего внешнего вида». – Ох, уж эти математики! Мудрёно говорят…
Слайд
3) Может: «Красота – это добро что люди дарят друг другу»?..
Слайд
А.Н. Толстой в финале своего рассказа говорит:
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».
(зачитает…)
Возьмем эти слова в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Выделите ключевые слова в этом фрагменте
ХАРАКТЕР // КРАСОТА
- Как вы думаете, почему Толстой использует их в одном контексте?
Возможно, по мнению автора, они как-то связаны.
Следующий вопрос:
- Каков он, по-настоящему красивый человек?
Давайте выясним это. Сформулируйте тему урока в виде вопроса.
Слайд
В ЧЁМ ИСТИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА?
(ПО РАССКАЗУ А.Н. ТОЛСТОГО «РУССКИЙ ХАРАКТЕР»)
Слайд
Несколько слов о человеке, написавшем это произведение (показательный ответ заранее подготовленного ученика…)
Слайд
Цикл «Рассказы Ивана Сударева» состоят из 7 коротких историй, объединённых одной темой, идеей, рассказчиком. В каждом рассказе свои герои.
Слайд
«Русский характер» - последнее значительное произведение А.Н. Толстого, которое входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева».
Оно написано 7 мая 1944 года.
Тема обозначена автором в самом начале (фрагмент №1 зачитает…) – русский характер
Композиция – кольцевая: в начале и в конце рассказа помещаются рассуждения о красоте человеческого характера (2 фрагмент №1 зачитает…). Эти рассуждения помогают читателю определить идею, которую автор пытается нам донести.
Идея – истинная красота.
Герои произведения:
¡ Егор Дрёмов
¡ Его родители (Марья Поликарповна, Егор Егорович)
¡ Его невеста (Катя Малышева)
¡ Водитель танка (Чувилёв)
¡ Рассказчик (Иван Сударев)
Слайд
Итак, проблемный вопрос:
Как вы понимаете смысл финала текста: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота»?
(ответы)
Я не буду комментировать. Давайте вернёмся к этому позже, а сейчас обратимся к анализу произведения.
Беседа по содержанию текста.
- Кто главный герой произведения?
- Что мы узнаём о нём в самом начале? (фрагмент № 2)
- Какое несчастье произошло с бойцом?
- О каком сражении ВОв рассказывает автор?
Слайд
Учитель истории: Апрель 1943 года. Гитлер решил провести операцию «Цитадель». Цель Гитлера - расчленить и уничтожить наши войска, сосредоточенные в Курском выступе. Осуществление этого плана открывало дорогу немцам на Москву.
Слайд
12 июля 1943 года под Прохоровкой развернулось небывалое в истории войн встречное танковое побоище.
Именно в этом сражении участвовал наш герой Егор Дрёмов.
Итак, Курская битва явилась для Егора Дрёмова границей между той жизнью, где он молодой, отважный, красивый внешне, и другой – где молодой, отважный, но уродливый внешне…
- Скажите, это как-то изменило наше отношение к герою?
(Нет! Он ещё величественнее и прекраснее выглядит в наших глазах)
Слайд
Вспомните русские пословицы о красоте (отвечают)
l С лица воду не пить
l Не родись красивым, а родись счастливым
l Красна изба углами, а человек делами
l Красота приглядится, а ум вперёд пригодится
l Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен
Открытие новых знаний. Работа с текстом.
Долгим и тяжёлым было выздоровление Дрёмова. С болью и горечью мы читаем строки об этом (Фрагмент № 3)
- Какое впечатление на окружающих (на медсестру, на генерала) производит изуродованное лицо Егора?
- Как Егор относится к своему новому лицу?
- О чём попросил Егор Дрёмов генерала?
Слайд 16
В центре рассказа эпизод «В отпуске».
l Волнение Егора
l Встреча с родителями
l Ужин в родительском доме
l Ночь мучений
l Встреча с Катей Малышевой
l Уход из дома
Проверка понимания
- Почему Егор волнуется, приближаясь к родительскому дому?
- Почему Егор назвался чужим именем?
- Во время ужина «Ему было и хорошо за родительским столом и обидно» - Почему обидно?
- Что заметил старший лейтенант Дрёмов во время ужина?
- О чём думает Егор во время бессонной ночи?
Почему он принимает решение уйти?
Слайд 17
Материнское сердце не обмануть. Она не находит себе места после встречи с солдатом. Уверена, что приезжал ее сын. Марья Поликарповна пишет письмо (художественное чтение письма. Читает подготовленная ученица).
Дискуссия
- Почему Егор Дрёмов, показывающий чудеса храбрости на поле боя, приехав на побывку в родительский дом, побоялся открыться не узнавшим его матери, отцу, любимой девушке?
- Можно ли это назвать проявлением трусости, слабости?
- Как вы понимаете слово «ХАРАКТЕР»? (дают ответы)
Заметьте, в рассказе автор использует определение «РУССКИЙ». Возможно, этим он хочет подчеркнуть ментальность этого понятия, самобытность.
- В чём особенности русского характера?
Работа в парах
Русский характер – характер народа.
- Какой он, русский характер?
Задание: На листах написать 1 прилагательное – ответ на вопрос
Русский характер:
Заключительная беседа по тексту
Слайд
- В чём видит А.Н. Толстой сущность русского характера?
- В чём истинная человеческая красота? – в его душе, в делах и поступках!
РефлЕксия:
Слайд
На экране мысли великих людей о красоте:
«Красота – это вечность, длящаяся мгновение» (Альбер Камю)
«Красота без доброты умирает невостребованной» (Бенджамин Франклин)
«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней» (Виктор Гюго)
- Как вы думаете, чьё высказывание больше подходит к теме нашего урока?
Д/з
Написать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ:
9.2 Как вы понимаете смысл финала текста: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания человеческая красота? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое человеческая красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.