Технологическая карта урока на тему: «В гаванях афинского порта Пирей»
Цель:
1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их Борьба с персидским нашествием»
2. Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии.
3. Продолжить формировать умение обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.
Характеристика основных видов деятельности: Сравнить военную и торговую гавани.
Планируемые результаты (УДД)
Личностные: формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.
Предметные: Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полюсах. Используя информацию презентации составить собственный рассказ о гаванях.
Оборудование:
Карта «Древней Греции в V в до н. э.», картина «Афинская гавань Пирей»
На доске: слова: Пирей, верфь, Совет пятисот.
План:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
- Ребята, нам на уроке предстоит вспомнить о самых важных событиях произошедших в Древней Греции, и познакомиться с новой темой урока «В гаванях афинского порта Пирей», но самым важным вопросом урока станет – почему именно Афины становятся самым могущественным полисом Древней Греции. |
Приветствие, знакомство со слов учителя с предстоящей работой на уроке |
2. Актуализация знаний. |
- Ребята, давайте вспомним какие события произошли в Элладе в 490г до н.э.?
- Давайте более подробно вспомним эту битву, помогут нам в этом вопросы на карточке: Карточка 1: - Почему в начале 5 века до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу? - Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого? - Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах? - Как повели себя жители Спарты? - Какую помощь оказали жители города Платеи? - Как построились войска Греков? Как они сражались? - Покажи на карте место Марафонского сражения! - Какое значение имела победа греков при Марафоне?
- Закончились ли войны на этом с персами?
Давайте вспомним как развивались события в 480г до н.э., поможет нам в этом карточка. Карточка 2: - Кто предвидел новые сражения с персами? В чем убедил афинян? - Каким путем вторгся в Элладу персидский царь Ксеркс со своей армией? Какие полисы он подчинил себе? Покажи на карте путь следования персидской армии! - Почему греки сразились с армией персов в Фермопильском проходе? - Покажи на карте Фермопилы! - Когда Ксеркс со своей армией пришел в Аттику, то почему она была безлюдна? - Почему греки дали генеральное сражение в Саламинском проливе? - Покажи на карте место сражения! - Почему Греция сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
|
- На Элладу напали персы, которые захватили всю Малую Азию. В 490г до н.э. произошла Марафонская битва афинян с персами.
Устный ответ учащегося по карточке, зачитывает вслух вопрос и отвечает. В случае недостаточного раскрытия дополняют учащиеся.
- В 480г до н.э сын Дария Первого Ксеркс, решил покорить Элладу и отправился в поход.
Устный ответ учащегося по карточке, зачитывает вслух вопрос и отвечает. В случае недостаточного раскрытия дополняют учащиеся. |
3. Новая тема урока. 1) Рассказ учителя.
2) Работа с текстом в учебнике.
3) Работа с иллюстрацией у доски.
4) Работа с текстом в учебнике.
5) Работа с текстом.
|
: Презентация Королева Егора
После изгнания персов греками были отстроены города. Для того, чтобы бороться с персами они создали союз греческих государств, который назывался Афинским морским союзом. По договору с персами их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. В греческих городах устанавливалась власть демоса- демократия. - Что в переводе с греческого означает – «демос», «демократия»? Значит городом управлял народ, наибольшей демократии достигли Афины. Давайте на нашем уроке заглянем в этот город. Если бы мы были странниками и плавали по морям, время от времени приближались к суше, то наш корабль должен был бы зайти в гавань. Познакомиться с жизнью в порту, в порту Афинского города. Порт в Афинах назывался Пирей, располагался в 5-6 км от самого города.
Прежде чем приступить к работе с новым материалом проведем физкультминутку.
Дети дружно разом встали Руки вверх сперва подняли Потрясли и помахали. Глазки вверх Глазки вниз Посмотрите где карниз Ручками похлопали Ножками потопали Отдохнули? Хорошо! Продолжаем мы урок!
Откройте с. 167 рассмотрите план расположения порта, ознакомьтесь с легендой плана. - Что означает красная линия с зубчиками? - Как они расположены на плане? - Что показывают две параллельные линии на плане?
- Ребята у греков до основания порта Пирей, корабли причаливали в порт Фалер, почему его перенесли в Пирей? Посмотрите на план внимательней. В порте Пирей располагались не одна а 3 гавани, 2 военных и одна торговая. Познакомьтесь с содержанием п 1. «В военных гаванях» самостоятельно.
Вопросы по прочитанному: - Что мог увидеть странник в военной гавани? - Что означают слова: верфь, Совет пятисот.
- Вы узнали, что богатые граждане вынуждены были снаряжать боевые корабли за свой счет. Предположите на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? - Рассмотрите иллюстрацию. Представьте мы с вами приплыли на корабле Пирей, сошли на берег, глядя на картину, скажите в какой гавани мы оказались? - Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? - На пристани чем заняты люди? - Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл? - Чем купец мог его загрузить? - Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось в греками? - Ребята, ознакомьтесь с п 2, и ответьте на вопрос за счет чего пополнялась казна Афинского государства?
- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах?
П.3 зачитает вслух один из учащихся. - Где применялся труд рабов? - Кто мог быть рабом в Древней Греции? Зачитайте исторический документ с 168. -Все ли свободные афиняне могли владеть рабами? |
- народ, власть народа.
-- стены укреплений.
- Стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон. - важнейшие дороги из порта в Афины, их было две. - Удачное расположение, удобные гавани, бухты, дальше от самого города, безопаснее.
Самостоятельное чтение.
Описание учащихся.
- верфь-место где чинили суда - Совет пятисот- граждане, избирав шиеся по жребию из народа, которые следили за порядком в военных гаванях.
- власть в Афинах принадлежала богатым людям, знати.
- в торговой гавани.
- стены, огораживающие порт.
Ответы учащихся. ------------
- за счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах.
- граждане, переселенцы, рабы.
Один из учащихся зачитывает текст вслух, отвечаем на вопросы, анализируем на основании исторического документа |
4. Закрепление. |
- Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? |
- здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства. |
5. Итог урока |
Оценивание учащихся за работу на уроке по изучению нового материала в виде устных ответов по карточке №3
Карточка 3: Порт Пирей - Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой? - Какие гавани были в порту? - Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой? - На какие группы делилось население порта? - Какая из групп была самой бесправной? - Где использовали труд людей этой группы?
Подведем итог урока! -Что Вас особенно заинтересовало во время урока?
-Что нового Вы узнали на уроке?
Продолжите предложение: -Меня удивило… -Мне пришлось по душе… -Меня поразило….
-Оцените себя и дайте оценку товарищам!
Запишите домашнее задание п. 36 читать. Используя информацию презентации и текста учебника составить собственный рассказ о гаванях. |
Записывают в дневник. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.