В. Гаврилин "Перезвоны"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Валерий Гаврилин вошел в историю русской музыки как композитор, сумевший пронзительно и ясно раскрыть глубинную истину народного характера. Это проявилось и в сюжетах его произведений, в лексике текстов. Но душой его музыки является интонация, которая была для него родной со времен его вологодского детства. Музыкальная фантазия "Перезвоны" продолжает традицию русской православной музыки.
Иконка файла материала В.Гаврилин Перезвоны.pptx

В.Гаврилин «Перезвоны»


«Перезвоны» - так назвал свою симфонию-действо для солистов, хора и ударных инструментов композитор Валерий Александрович Гаврилин (1939 - 1999). Произведение написано под впечатлением от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра В.М.Шукшина.«Всю жизнь мою несу Родину в душе» - писал В. М. Шукшин. Любовью к России пропитаны все работы Василия Макаровича - и в литературе, и в кино. В. А. Гаврилин так говорил о симфонии-действе «Перезвоны»:  «Всё написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей...»  

https://www.sites.google.com/site/muzykaskola51/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-3

«Сюжетно «Перезвоны» — это картина жизни человека... Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении... этой театрализации нет»" Так и выстраивается действо: начало и конец - трудная дорога. А в середине - свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И, как бы не менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда"

https://www.sites.google.com/site/muzykaskola51/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-3

Композитор использует традиционный в православии способ исполнения музыки: хор поёт без сопровождения музыкальных инструментов, a'capella («а капелла»). Только в некоторых моментах автор использует звучание ударных инструментов, да звучание гобоя изображает голос деревенской дудочки.  В роли инструментов оркестра здесь выступают человеческие голоса

https://www.sites.google.com/site/muzykaskola51/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-3

 «Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни. Партитура произведения, по словам хорового дирижёра Владимира Минина, которому посвящено произведение, «концентрирует в себе самые разные принципы изложения: «Вокальный инструментализм», старинную лексику русского демественного пения и... частушки «под язык». Композитор во многом отражает звуковую палитру русской деревни недавного прошлого. Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так органичен в ней художественный синтез, острые контрасты, когда, например, рядом с поющимся словом звучит «бессловесное» пение, пронзительно обнажающее тончайшие движения девичьей души»

https://www.sites.google.com/site/muzykaskola51/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-3

«Весело на душе» - создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.
Сели-поехали, Весело на душе, Не за орехами, Весело на душе. Силы небесны - Глазки твои прелестны. Кони дарёные, Весело на душе, Слёзы солёные, Весело на душе

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony

«Дудочка» - меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Её негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто всё время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», - пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ - Дудочку В. Гаврилина - бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony

«Посиделки» - выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».
«Ти-ри-ри» - изящная звукопись.
«Вечерняя музыка» - песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Спев вокализом (на слог или гласную) главную мелодию «Вечерней музыки», учащиеся почувствуют её необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это - песня, молитва, воспоминание?

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony

«Воскресенье» - наполнено колокольными звонами.«Ночью» - беседа матери с сыном.
«Страшенная баба» - злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане. Страшенная баба запечатлевается в нашей памяти не просто как Баба Яга из старинных сказок и отнюдь не как добрая чудаковатая старушка в современных её интерпретациях, но как обобщённый образ зла наступательного, человеконенавистной воительницы

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony

«Молитва» - является смысловой кульминацией всего произведения - торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни - эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества. Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony

«Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного...»
На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».
«Матка-река» - полная стихийной могучей силы, передающая из поколения в поколение негасимый «свет жизни» (А. Платонов).И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony